Рынки

Экспорт свинины вырастет на 45%

Важная задача отрасли — открытие новых рынков

За два года Россия может поставить за рубеж до 160 тысяч тонн продукции свиноводства
«Продо»
За два года Россия может поставить за рубеж до 160 тысяч тонн продукции свиноводства
«Продо»

В этом году экспорт свинины увеличится на 40-45% относительно 2016-го, до 70-75 тыс. т, такой прогноз озвучил гендиректор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев в ходе IX международной конференции «Свиноводство-2017», где присутствует корреспондент «Агроинвестора». В следующем году темп роста внешних продаж замедлится, но, тем не менее, прибавит 15-20%, достигнув 80-85 тыс. т.

По итогам января-сентября этого года объем вывоза свинины составил 51,7 тыс. т против 34,5 тыс. т за аналогичный период 2016-го. При этом поставки именно мяса выросли на 64% до 18,8 тыс. т, однако его доля в структуре экспорта пока небольшая (около 37%), и отгрузки идут преимущественно в страны бывшего СССР, отметил Ковалев. В частности, 57% за первые девять месяцев 2017-го пришлось на Украину, 17% — на Беларусь. Крупнейшим импортером российских свиных субпродуктов является Гонконг (80%). Несмотря на рост внешних продаж, самые перспективные рынки (в частности, китайский) для российской свинины пока закрыты, добавил Ковалев. Основная причина — неблагоприятная эпизоотическая ситуация в России, связанная с распространением африканской чумы свиней (АЧС).

Если раньше свиноводы не знали, где найти кормушку или станочное оборудование, то сейчас перед отраслью стоят другие стратегические вопросы, в том числе необходимость выхода на внешние рынки, сказал в ходе конференции замминистра сельского хозяйства Евгений Громыко. По его словам, учитывая уровень насыщения внутреннего рынка, конкуренция будет ужесточаться, и выживут сильнейшие. «Борьба пойдет за каждый рубль в себестоимости», — подчеркнул он. Впрочем, чиновник уверен, что места на рынке хватит и небольших игрокам, а не только крупным холдингам, поскольку будут востребованы разные категории продукции — и жирная свинина, и шпиг, в том числе и на внешних рынках. Главное, чтобы небольшие производители соблюдали необходимые правила работы, в частности, касающиеся биологической безопасности, уточнил замминистра.

Для эффективного развития экспорта компании должны повышать свою эффективность и не рассчитывать на то, что ответные санкции будут длиться бесконечно. Уже сейчас, не дожидаясь отмены продэмбарго, нужно понять, насколько отечественные предприятия готовы к конкурентной борьбе. «Нужно занять правильную позицию на внешних рынках, надеяться на себя и качество своей продукции», — подчеркнул Громыко.

При этом перед отраслью также стоит важная задача открытия новых зарубежных рынков, в частности, замминистра напомнил, что продолжаются переговоры с Японией. «Нужно ввезти первую партию, как говорится, главное — палец просунуть, а дальше и голова, и туловище пролезут», — сказал замминистра. Однако Ковалев напомнил, что и с «пальцем» нас нигде в мире не ждут, и необходимо проделать большую работу для доступа на зарубежные рынки. «Без освоения внешних рынков дальнейшее развитие свиноводства неоправданно, затруднительно, рискованно и стратегически недальновидно, — акцентировал эксперт. — От политики импортозамещения нужно уходить, однако, чтобы пробиться на внешние рынки, нужно очень многое сделать и в ветеринарных службах, и на предприятиях». Ковалев также добавил, что без слаженной работы не стоит голословно говорить о том, что Россия накормит весь мир только потому, что у нас самые большие ресурсы. «Хватит этого шапкозакидательства», — резюмировал он.

Загрузка...