Кто и как будет использовать цифровые технологии на селе?

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Распоряжением правительства РФ от 29.12.2021 № 3971-р, утвержден ы стратегические направления в об — ласти цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года

Проблемами текущего состояния отрасли, решаемыми при цифровизации, являются: 

  • высокий уровень дефицита на рынке труда специалистов в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, способных эффективно работать с инновационными цифровыми технологиями; 

  • отсутствие учебных программ по подготовке специалистов в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в области использования современных инновационных технологий для сбора и обработки информации о состоянии и использовании земель в агропромышленном комплексе; 

  • неразвитость прогнозирования и планирования в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах в цифровой среде; 

  • недостаточное развитие цифровой инфраструктуры; 

  • недостаточная доступность информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

  • отсутствие единой цифровой площадки получения отраслевых данных; 

  • неразвитость сбыта продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов через цифровые каналы; 

  • недостаточная точность данных в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах; 

  • высокая капиталоёмкость мероприятий цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. 

Среди наиболее существенных вызовов (задач) цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ можно выделить следующие: 

  • обеспечение агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов квалифицированными кадрами, обладающими цифровыми компетенциями; 

  • снижение потерь в цепочке производства продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов; 

  • наращивание доли необходимой для деятельности агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов информации в открытом доступе, а также повышение уровня её достоверности; 

  • оптимизация контрольно-надзорной деятельности; 

  • повышение эффективности расходования бюджетных средств; 

  • снижение импортозависимости от программно-аппаратных средств и программного обеспечения и увеличение доли российской электронной продукции, используемой при реализации проектов в области цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. 

Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы: 

  • зависимость от импортных технологий и цифровых решений для разработки цифровых сервисов и платформ; 

  • недостаточность объёмов финансирования; 

  • нехватка управленческого и производственного персонала, адаптированного к новым реалиям ведения бизнеса в условиях цифровой трансформации; 

  • высокий уровень различий в развитии инфраструктуры субъектов РФ и их кадрового потенциала. 

Однако для использования новых технологий и техники требуется подготовить высококвалифицированные трудовые ресурсы в должном объёме. В быстро меняющейся цифровой экономике это должны быть, преимущественно, молодые образованные работники. Таким образом, роль и значение человеческого капитала принципиально возрастает. Очевидно, что именно кадры и социальные аспекты жизни на селе в ближайшее время станут главным лимитирующим условием развития АПК страны, внедрения инноваций в производство и инвестиционной активности. 

Сейчас опять возобновилась дискуссия о смене образовательных траекторий и возврате, преимущественно, к пятилетней практике высшего образования. Как известно, в 1998 году министры образования группы стран на юбилее Болонского университета приняли заявление о необходимости создания единого европейского пространства высшего образования, суть которого — создание многоуровневой структуры высшего образования «бакалавр- магистр-доктор». Сегодня практически все страны мира реализуют данный принцип. 

Причина, по которой была выбрана эта структура, заключалась в следующем. В 1988 году Бюро просвещения ЮНЕСКО сделало заявление о невозможности признания пятилетних дипломов выпускников советских вузов на уровне магистров на основании того, что степени магистра должна предшествовать степень бакалавра. В качестве примера было прямое указание: «Нельзя признавать дипломы иностранных выпускников Университета дружбы народов (УДН имени Патриса Лумумбы) на уровне магистров». (Ныне это РУДН). В результате министр высшего и среднего специального образования СССР издал приказ, разрешающий в порядке эксперимента обучение в УДН по системе «4+2». 

Таким образом, ещё в 1996 году (до Болонского процесса, ведь Россия официально присоединилась к нему в сентябре 2003 года) система «бакалавр-магистр» была принята в федеральном законе от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании». Напомним, что документ утратил силу с 1 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В нём также законодательно закреплена многоуровневая система. При этом российский подход включает также подготовку кадров по уровню специалитета в течение пяти-шести лет. Сегодня такие программы существуют по десяткам специальностей в нашей стране. 

Но так ли важна структура как таковая? Ведь в рамках любой системы высшего образования можно учить всех по одному централизованному, спущенному сверху учебному плану. Или, напротив, давать возможность использовать гибкие образовательные траектории. Кому-то важнее фундаментальные знания, а кто-то выбирает для себя практику и работу по специальности — ему необходимо получить практические навыки в процессе обучения. Однако содержание определяют наши собственные российские образовательные стандарты и конкретные университеты, академии и ВУЗы, которые, имея степень свободы, могут и должны оперативно отвечать на запросы рынка труда, сотрудничая с работодателями. 

Недавно было принято решение об упразднении подкомиссии по развитию искусственного интеллекта Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, утверждённое постановлением правительства РФ от 13.05.2022 № 864. 

На подкомиссию были возложены, в том числе, функции по рассмотрению и утверждению документов, подготовленных в целях достижения результатов федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», в случаях, когда такая необходимость предусмотрена соответствующими паспортами федеральных проектов. 

Наверное, искусственный интеллект — это очень хорошо и в современном тренде, но при этом надо не забывать и о «естественном».

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»