Мнения

Найти на карте. О почвах, землеустройстве, мониторинге, контроле, надзоре, цифровизации и цене вопроса

Profusionstock
Profusionstock
Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Читать номер

В России за период с 1990 года площадь земель сельскохозяйственного назначения уменьшилась с 638 млн га до 383 млн га, а площадь пашни — с 132 млн га до 116 млн га. За 30 лет переведены в лесной фонд 231 млн га земель сельскохозяйственного назначения. Сегодня площадь посевов составляет около 81 млн га, паров — до 12 млн га. В связи с этим возникают вопросы. В 1990 году площадь посевов была равна площади пашни, за вычетом паров она насчитывала 120 млн га. Получается, что о состоянии 23 млн га пашни ничего не известно? Более того, о почвах и их характеристиках на участках земель сельскохозяйственного назначения, которые используются в агропроизводстве или являются резервом для его расширения, нет адекватной и полной информации. А в большинстве случаев сбор сведений с мест происходит опросным путём. Данные же из различных источников (Росстат, Росрестр, Минсельхоз и т. д.) не совпадают. Своим мнением о том, помогут ли цифровые технологии упорядочить эти разрозненные данные, с журналом «Агротехника и технологии» поделился профессор кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова Дмитрий Хомяков

На сегодняшний день 40% всех почв мира страдают от эрозии, герметизации и засоления, вымывания органических веществ, подкисления, загрязнения, уплотнения грунтов и других причин. А что мы в нашей стране знаем о национальном богатстве — почвенных ресурсах, которые являются основой обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого развития?

В настоящее время отсутствуют государственные документы, определяющие, сколько, каких и где расположенных пахотных почв и сельскохозяйственных угодий нужно России для реализации положений доктрины национальной и продовольственной безопасности, а также обеспечения растущего экспорта сельскохозяйственной продукции.

Можно ли решить эту проблему с помощью цифровых технологий? И если да, то как? Напомню, что в России существует и действует Единая федеральная информационная система о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий (далее — ЕФИС ЗСН), введённая в эксплуатацию приказом  Минсельхоза от 02.04.2018 № 130 в соответствии с постановлением правительства РФ от 06.07.2015 № 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации». Это так называемая программа «Эффективный гектар».

В конце прошлого года Федеральным законом от 30.12.2021 № 475-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», направленные на развитие государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и создание информационного ресурса.

Так, в статье 15 определены цели и задачи, силы и средства для государственного учёта показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также включения этих сведений в государственный реестр. В статье 15.1 закреплено, что он представляет собой государственный информационный ресурс, содержащий свод достоверных систематизированных сведений о состоянии земель сельскохозяйственного назначения и об их использовании. При этом в реестр в качестве дополнения помещаются сведения, предоставляемые в порядке межведомственного информационного взаимодействия. 

Порядок ведения государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения, состава содержащейся в нём информации, а также порядка её предоставления (в том числе, внесения изменений в сведения) устанавливается правительством РФ. 

Государственный мониторинг этих земель является подсистемой единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), где осуществляются поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии земель сельскохозяйственного назначения.

Информация, полученная при осуществлении государственного мониторинга, подлежит внесению в государственный реестр земель сельскохозяйственного назначения. Его ведение осуществляется Минсельхозом посредством Системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, созданной и функционирующей в соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Что же всё это означает?

Считается, что будет создан инструмент, позволяющий осуществлять управление землями, в том числе, обеспечивающий оперативное получение актуальных и достоверных сведений о них, а также пригодности земельных участков в составе таких земель для сельскохозяйственного производства.

Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 01.03.2022 года. Необходимые подзаконные акты надо подготовить и принять, а планируемую систему ещё только предстоит создать. В связи с этим возникает ряд вопросов. Например, чем она будет отличаться от уже существующих систем и как будет происходить межведомственное информационное взаимодействие? 

Оптимальным представляется вариант, когда используется единая электронная картографическая основа, создаваемая и обновляемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии, на которой воспроизводятся границы земель и участков, в том числе, сельскохозяйственных угодий и земель сельскохозяйственного назначения.  

С 1 января текущего года начала действовать государственная программа «Национальная система пространственных данных» (Цифровая платформа — НСПД), утверждённая постановлением правительства РФ от 01.12.2021 № 2148. В нём констатируется, что в нашей стране отсутствовал базовый документ стратегического планирования, отражающий комплексный подход при формировании и реализации мероприятий в сфере земельных и имущественных отношений, а также цели и задачи реализации государственной политики в этой сфере на среднесрочную и долгосрочную перспективы.  

Реализация указанных мероприятий в настоящее время носит разрозненный характер и предусмотрена в нескольких программных направлениях деятельности различных органов государственной власти.

В частности, сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости. Так, в ЕГРН по состоянию на 1 апреля 2022 года внесены сведения о 55,3% границ между субъектами Российской Федерации, 44,4% границ населённых пунктов, 83,2% границ муниципальных образований субъектов Российской Федерации, а также о 34,1% границ территориальных зон.

Однако нельзя не отметить, что ЕГРН содержит более 2 млн реестровых ошибок, что формирует экономические риски и потери для всех уровней бюджетной системы. Например, более 23 млн земельных участков не имеют установленных границ, что сопровождается большим количеством споров, в отношении 48,3 млн объектов недвижимости отсутствуют сведения о правообладателе. Низкие темпы сбора и актуализации пространственных данных, отсутствие единой технологической базы свидетельствуют о том, что наполнение единой электронной картографической основы составляет 30% территории страны. Что неудивительно: мониторинг и сопровождение государственной кадастровой оценки осуществляются преимущественно в ручном режиме.

Предполагается, что наполнение платформы достоверными сведениями о земле, недвижимости, о правах и о кадастровой оценке позволит минимизировать риски возникновения территориальных споров, неопределённости в использовании объектов недвижимости, а также повысит качество планирования и управления территориями. Её созданием займётся специальная правительственная госкомпания «Роскадастр». 

Для решения проблемы отсутствия достоверных данных о земле и недвижимости федеральные власти намерены привлечь глав регионов к наполнению Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Росреестр предлагает оценивать эффективность губернаторов, в том числе, в зависимости от качества и полноты предоставляемых геоданных в их регионах. В перспективе появление единых достоверных данных об участках должно снизить риски территориальных споров и повысить качество управленческих и инвестиционных решений. Эта инициатива является продолжением работы по цифровизации всех пространственных данных и созданию мультимасштабной цифровой карты России.

Отметим, что правительство давно признало неэффективность использования земельных ресурсов и недвижимости. Например, ФНС совместно с Росреестром уточняла данные по земельным участкам для определения налоговой базы, поскольку ответственные за категоризацию земель муниципалитеты ограничены в средствах и ресурсах. Принципиальные изменения в работе Росреестра планировались ещё в 2012 году после смены руководства, но так и не были реализованы.

 Позднее планы по цифровизации учёта данных о земле и недвижимости вошли в программу цифровой трансформации Росреестра, однако проект был недостаточно профинансирован (33 млрд руб. на 2021-2023 годы). Начало системной работы в сфере учёта произошло в 2020 году, когда Росреестр по поручению главы правительства впервые подсчитал доступные для жилищной застройки земельные площадки. В рамках НСПД актуальная информация о таких участках будет доступна бизнесу. 

Безусловно, создание Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, предусматривает наличие в открытом доступе информации о схеме размещения контуров посевов конкретной компании. Однако в связи с этим опять же возникают вопросы. А как же риски раскрытия коммерческой тайны? Разве у органов местного самоуправления (тех самых районных администраций)  есть  условия для конфиденциального хранения и обработки такой информации? И как были учтены риски спекуляций на рынке арендных отношений и коррупционных правонарушений?

Помимо этого, есть и вопросы к «технической» стороне дела. Например, по каждому полю предполагают заполнение 19 атрибутов (причём, в разрезе кадастровых участков, которые зачастую не совпадают с агрономическими полями). Но ведь эти атрибуты не используются в формах отчётности — система не стыкуется автоматически с системами и справочниками полей в 1С и ГИС, которые уже давно используют аграрии. Значит, для предоставления требуемой отчётности нужно будет обязательно нанимать дополнительных сотрудников. 

Этот пример показывает, что затраты на информационные мероприятия и «цифровые» технологии в конечном итоге увеличат себестоимость сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. И, как всегда, основной удар понесут малые формы хозяйств, напомню, производящие сейчас не менее половины валовой продукции отрасли. 

Реестр выступает необходимым источником данных для проведения мероприятий по земельному надзору, а также государственным информационным ресурсом, содержащим подтверждённые в ходе проведения государственного земельного надзора сведения о фактическом использовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Напомним, что он не имеет функций управления земельными и почвенными ресурсами и не несёт ответственность за их нерациональное использование.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»

Читать