Журнал «Агротехника и технологии»
Нехватка кадров в сельском хозяйстве становится всё более острой. По оценкам Минсельхоза, сегодня дефицит работников в АПК оценивается в 200 тыс. человек. При этом, по оценкам экспертов, он будет только расти, поскольку многие агропредприятия не готовы платить сотрудникам более высокие зарплаты
В такой ситуации, когда верхи не могут, а низы не хотят, чиновники начали наперебой выступать с различными инициативами. В частности, для решения кадровой проблемы предлагалось вспомнить практику распределения, применявшуюся некогда в Советском Союзе, когда выпускников по окончании ВУЗа в обязательном порядке направляли на определённое производство, где они должны были проработать несколько лет. Также появилась инициатива разрешить труженикам села выходить на пенсию на три года раньше: женщинам с 55 лет, мужчинам с 60 лет.
Впрочем, эксперты относятся к таким предложениям скептически. По их мнению, ни один из этих вариантов не способен решить проблему нехватки кадров, поскольку в первом случае потенциальных сотрудников отпугнёт обязанность работать несколько лет за маленькую зарплату, а во втором агропром лишится опытных кадров, которых и так не хватает.
По их мнению, решение кадрового вопроса требует более основательного подхода. И таким подходом может стать подготовка будущих сотрудников АПК начиная не с ВУЗа, а со школьной скамьи. Для этого федеральным проектом «Кадры в АПК» уже предусмотрен комплекс мероприятий, ставящих своей целью повысить к 2030 году уровень обеспеченности сельского хозяйства кадрами с 90% до 95%.
Ставка на школьников, несомненно, правильна. Ведь именно в школьные годы чаще всего приходит понимание того, какую в дальнейшем выбрать профессию. Поэтому важно успеть зародить интерес к аграрным дисциплинам ещё в начальных классах.
Однако «зелёный» свет этому начинанию невозможно будет дать, не обеспечив агрошколы квалифицированными кадрами, с которыми на аграрном рынке напряжёнка. Сегодня агрошколам требуются мастера производственного обучения, рабочие, заведующие участками — те, кто будет работать с детьми. А большинство сельских школ просто не могут себе позволить расширение штата из-за ограниченного финансирования. Получается замкнутый круг.
Кроме того, необходимо будет организовать детям прохождение производственной практики. Но далеко не все учебные заведения могут похвастаться необходимой для этого базой. Более того, даже официального статуса «агрошкола» общеобразовательные учебные заведения, как правило, не имеют, а, стало быть, не могут утвердить соответствующее расписание занятий, а также получить материальное оснащение и финансирование.
Сегодня подготовкой аграрных кадров занимаются обычные сельские школы, которые держатся на учителях-энтузиастах, говорят эксперты. А на голом энтузиазме, как известно, далеко не уедешь. И если мы не хотим столкнуться с ещё большим дефицитом специалистов в аграрном секторе, необходимо как можно быстрее дать агрошколам все возможности для полноценной работы.