Стратегически верно. Россия выбирает путь развития АПК

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Перед российским АПК поставлены новые задачи. Основные базовые направления развития агропромышленного комплекса были сформулированы в рамках утверждённого правительством распоряжения от 7 февраля 2025 года №253-р «О внесении изменений в Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года». А в марте президент Владимир Путин внёс изменения в доктрину продовольственной безопасности России. В частности, в неё был добавлен раздел «Стратегическая цель и основные задачи обеспечения глобальной продовольственной безопасности» (указ президента от 10 марта 2025 №141 «О внесении изменений в доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, утверждённую указом президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20»). Своим мнением о путях развития аграрного сектора экономики и новых задачах, стоящих перед ним в сложившейся ситуации, с журналом «Агротехника и технологии» поделился профессор кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М. В. Ломоносова Дмитрий Хомяков

Ещё в период подготовки обновлённой Стратегии пояснялось, что в рамках её разработки предусмотрены два варианта развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов — базовый и консервативный. Базовый предполагает рост объёмов производства продукции агропромышленного комплекса к 2030 году не менее чем на 25% по сравнению с уровнем 2021-го и увеличение к 2030 году экспорта продукции агропромышленного комплекса не менее чем в полтора раза по сравнению с уровнем 2021-го. Консервативный вариант подразумевает среднегодовой рост объёмов производства продукции агропромышленного комплекса на уровне 1,5% при реализации текущих программ Минсельхоза.

Проект распоряжения готовился с учётом указа президента от 7 мая 2024 года №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», распоряжения правительства от 23 ноября 2023 года  №3309-р, утверждающего стратегическое направление в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, а также постановления правительства от 30 сентября 2023 года №1614 «О внесении изменений в Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы».

По сути, обновлён раздел №2 «Текущее состояние агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов» с учётом фактических результатов отрасли, достигнутых в 2022-м и 2023 годах. Предусмотрен ряд изменений значений целевых показателей, в том числе в сторону уменьшения, что объясняется сложившейся фактической динамикой показателей за период до 2024 года. В целом текущее состояние АПК комплекса оценивается в обновлённой Стратегии следующим образом.

С 2010 года росту производства способствовало строительство и введение в эксплуатацию сельскохозяйственных производственных объектов, в том числе, за счёт внедрения на них современной техники и оборудования. Сейчас Россия входит в десятку стран мира по величине добавленной стоимости, произведённой в сельском хозяйстве.

За последние 10 лет производство сельскохозяйственной продукции в нашей стране выросло более чем на 30%, а продуктов питания — на 25%, что позволило обеспечить продовольственную самообеспеченность и нарастить экспорт. По основным группам продовольствия внутренний рынок полностью обеспечен собственным производством, а по зерну и подсолнечному маслу сформировался высокий экспортный потенциал. С 2020 года страна является нетто-экспортёром продукции АПК.

Очевидно, что первичной основой получения продукции АПК является использование природных ресурсов. Согласно Стратегии, развитие мелиоративно-водохозяйственного комплекса направлено на решение следующих задач: повышение эффективности сельскохозяйственного производства и продовольственной безопасности России;  удовлетворение потребностей сельского населения и объектов АПК в качественных водных ресурсах; обеспечение безопасности гидротехнических сооружений; защита населения и объектов экономики от наводнений и другого вредного воздействия вод на основе сбалансированного решения социально-экономических проблем; сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, особенно в части сохранения и повышения плодородия почв, а также сохранения природных водных объектов.

При этом по сравнению с 2022 годом (100%) посевная площадь в России в 2024 году составила только 97,4% (без учёта новых территорий). Динамика площади посевов по данным приведена в таблице 1.


Комитет Государственной думы по аграрным вопросам 27 ноября 2024 года провёл парламентские слушания на тему «Сбережение, целевое и эффективное использование сельскохозяйственных угодий». В рекомендациях, размещённых на официальном сайте комитета, было отмечено, что повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения невозможно без обеспечения отрасли необходимой техникой: «В связи с низкой доходностью ведения сельского хозяйства у значительной части сельскохозяйственных организаций страны медленными темпами происходит обновление сельскохозяйственной техники, стоимость которой неуклонно возрастает».

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию на круглом столе «Цифровизация сельского хозяйства», проведённом 30 января 2025 года представил информацию Минпромторга, подготовленную на основе данных предприятий. Согласно полученным сведениям, в январе-декабре 2024 года объём производства российской сельскохозяйственной техники, соответствующей требованиям постановления правительства от 17 июля 2015 №719 (ред. от 23.12.2024) «О подтверждении производства российской промышленной продукции», составил 237,1 млрд руб., что на 12,5% меньше, чем за аналогичный период 2023 года. Отгрузка на внутренний рынок (с НДС) достигла 240,9 млрд рублей в 2023 году, но снизилась до    198,4 млрд рублей в 2024 году, упав почти на 18% в номинальных значениях.

«Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (разработан Минэкономразвития России), внесён в Государственную думу вместе с проектом бюджета на соответствующий период. В нём приведены следующие оценки (табл. 2). В целом за 2023-2027 годы доля сельского хозяйства в структуре компонентов производства ВВП оценивается в 3,0-3,3%.


Отметим, что согласно данным за 12 месяцев 2024 года производство продукции сельского хозяйства составило 96,8% год к году.

Так, валовой сбор зерна в России в 2024 году, по предварительным данным, составил 125 млн тонн (в весе после доработки), что на 13,8% меньше уровня предыдущего года. Производство семян подсолнечника (в весе после доработки) уменьшилось в 2024 году на 4% за счёт снижения урожайности (на 4,5%). Валовой сбор сахарной свёклы сократился на 21,1%, что обусловлено снижением урожайности (на 23,8%) при увеличении убранных площадей (на 3,6%). Валовой сбор картофеля уменьшился на 10,9% вследствие снижения урожайности (на 6,4%), а сбор овощей — на 0,6% за счёт уменьшения убранных площадей (на 0,6%). Единственным исключением на этом фоне является льноволокно, которого получено на 29,5% больше, чем в предыдущем году, за счёт роста урожайности (на 20,4%).

В животноводстве также наблюдается отрицательная динамика. На конец декабря 2024 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей, по расчётам, составляло 16,4 млн голов (на 4,1% меньше по сравнению с соответствующей датой предыдущего года), из него коров — 7,3 млн (на 3,8% меньше), свиней — 27,8 млн (на 1,6% меньше), овец и коз — 19,2 млн (на 5,2% меньше). Исключение разве что составляет птица — 556 млн голов (на 2,2% больше).

В структуре поголовья скота на хозяйства населения приходилось 37,5% поголовья крупного рогатого скота, 5,3% свиней, 44,7% овец и коз (на конец декабря 2023 г. — соответственно 37,3%, 5,7%, 44,6%).

По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) объёмы внешней торговли за 2024 год составили $716,9 млрд. Россия увеличила экспорт всех товаров, кроме сельскохозяйственного сырья и продовольствия. В целом российский экспорт в прошлом году достиг $433,9 млрд против $425,3 млрд в 2023-м.

Впрочем, и объёмы импорта продолжают оставаться большими. Так, в 2024 году в категории «сельскохозяйственная продукция и продовольствие» Россия, как импортёр, заняла третье место, закупив сельхозпродукции на $37,7 млрд, что на 7% выше показателя предыдущего года. Тем не менее, несмотря на рост импорта, наша страна остаётся крупным нетто-экспортёром продовольствия. Хотя сальдо в 2024 году составило всего $4,9 млрд против $8 млрд в 2023 году. При этом объём агроэкспорта, согласно данным ФТС, в 2024 году снизился на 1,1% до $42,6 млрд.

Впрочем, есть некоторое различие в оценках. Например, по данным ФГБУ «Агроэкспорт» этот показатель в 2023 году достиг $43,5 млрд, а не $43,1 млрд по данным ФТС. России также приводит цифру $43,5 млрд и ожидал её повторения в 2024 году.

По данным Банка России, положительное сальдо торгового баланса нашей страны в 2024 году (превышение экспорта над импортом) составило $122,6 млрд. Стоимостный объём экспорта достиг $417,2 млрд, импорта — $294,5 млрд. В IV квартале профицит уменьшился примерно до $20 млрд по сравнению с более чем $31 млрд за аналогичный период 2023 года.

Указ президента от 10 марта 2025 №141 «О внесении изменений в Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, утверждённую Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. №20» предусматривает поддержание стабильности мировых продовольственных рынков на многосторонней и двусторонней основе, в первую очередь путём сотрудничества с государствами, проводящими конструктивную политику в отношении России.

Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности являются:

а) развитие внутреннего производства сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия, минеральных удобрений в целях обеспечения и наращивания экспортного потенциала России;

б) создание благоприятных внешних условий для поддержания и поступательного развития на основе взаимной выгоды и равноправия международных торгово-экономических, транспортно-логистических и финансовых связей;

в) оказание гуманитарной помощи, в первую очередь продовольственной, нуждающимся иностранным государствам;

г) укрепление взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в целях реализации совместных проектов и программ с использованием в том числе российской сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия, минеральных удобрений и иных материально-технических ресурсов;

д) наращивание международного научно-промышленного сотрудничества, включая обмен передовым опытом, в области сельского хозяйства, в том числе в целях развития производства (воспроизводства) сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия, племенной продукции и семян основных сельскохозяйственных культур;

е) мониторинг направлений трансформации мировых продовольственных рынков в процессе стратегического планирования развития отечественного сельского и рыбного хозяйства;

ж) развитие новых рынков сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, поиск новых торговых партнёров;

з) диверсификация экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в целях расширения номенклатуры товаров, обладающих конкурентными преимуществами, повышение конкурентоспособности экспортируемых товаров, увеличение объёма экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;

и) разработка мер по расширению экспортной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе субъектов малого предпринимательства;

к) развитие безопасной и устойчивой к экономическим воздействиям со стороны недружественных иностранных государств экспортной инфраструктуры, включая сопряжение отечественных платёжных систем с платёжными системами дружественных иностранных государств, заключение двусторонних межправительственных соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве, совершенствование системы страхования перевозок, развитие национальной транспортно-логистической сети и её интеграция в систему международных транспортных коридоров.

Также в документе указывается на необходимость расширения стратегического взаимодействия в рамках Союзного государства, Евразийского экономического союза, Содружества Независимых Государств, межгосударственного объединения БРИКС и других межгосударственных объединений по вопросам продовольственной безопасности.

Для этого в области внешнеэкономической политики требуется обеспечить, в том числе, достижение Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятой Генеральной ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года, а также наращивание производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые соответствуют установленным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным и иным требованиям для преодоления отрицательного сальдо внешней торговли и формирования экспортного потенциала.

С этой целью предписано осуществлять диверсификацию иностранных поставщиков для недопущения критической зависимости российской экономики от отдельного экспортёра (экспортёров).

Распоряжением правительства от 14 марта 2025 года №600-р «О направлении в 2025 году Минсельхозу России бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации решений Правительства Российской Федерации, направленных на поддержку сельского хозяйства» для поддержания программы льготного кредитования экспортёров сельскохозяйственной продукции будет направлено более 7,7 млрд рублей.

Средства пойдут на субсидирование льготных займов, ранее предоставленных предприятиям агропромышленного комплекса и индивидуальным предпринимателям на производство и переработку сельскохозяйственной продукции, которая затем поставляется в дружественные страны. Такая поддержка позволяет аграриям наращивать объёмы производства и экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

Льготное кредитование экспортёров сельскохозяйственной продукции стартовало в 2019 году. Поддержка организаций-поставщиков продукции АПК в дружественные страны осуществляется в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт».

ФАО также последовательно выступает за снятие политически мотивированных барьеров в мировой торговле, поскольку они отрицательно влияют на продовольственную безопасность планеты. В отделении ФАО в Москве 14 февраля 2025 состоялся брифинг, приуроченный 10-летию подписания Соглашения об учреждении офиса этой организации для связи с Россией и предстоящего в этом году 80-летнего юбилея ФАО.

Отвечая на вопрос корреспондента Fishnews о влиянии неконкурентных форм борьбы (эмбарго, санкций, запретительных пошлин) на продовольственную безопасность, директор отделения ФАО для связи с Россией Олег Кобяков отметил, что его организация выступает за свободу перемещения продукции. «Физические барьеры должны быть ликвидированы, использование нетарифных рычагов должно проводиться в строгом соответствии с правилами Всемирной торговой организации», — заявил он. По словам Олега Кобякова, эта проблема касается не только рыбы и морепродуктов, но и других продовольственных товаров.

«Мы весьма и весьма последовательно выступаем за снятие политически мотивированных барьеров. Введение пошлин, ввозных или вывозных запретов возможно в критических ситуациях — именно критических, когда нужно не допустить, чтобы продукт ушёл с внутреннего рынка, потому что всё равно придётся закупать за рубежом по повышенной цене. Но в целом ФАО против ограничений торговли, потому что ситуация сейчас такая, что большая часть продовольствия производится не там, где потребляется», — сказал представитель организации.

Он обратил внимание, что барьеры на пути продовольственного потока ухудшают ситуацию с продовольственной безопасностью и для стран-импортёров, и для стран-производителей. «Бывает ситуация win-win, то есть «выигрыш-выигрыш», а здесь lose-lose — проигрыш с двух сторон», — подытожил Олег Кобяков.

Остаётся надеяться, что обострение торговых споров и геополитические факторы, изменяющие мировые потоки продовольствия, будут использованы Россией для реализации новых возможностей агроэкспорта и осуществления своей стратегической миссии — обеспечения глобальной продовольственной безопасности.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»