Журнал «Агроинвестор»
В первой половине 2019 года обстановка с африканской чумой свиней (АЧС) была стабильно спокойной: был зафиксирован только один новый очаг среди домашних свиней в Ростовской области
Однако с начала лета вирус активизировался, а уже 31 июля пришли нерадостные для свиноводческой отрасли новости — АЧС добралась до Дальнего Востока. Очаг заболевания выявили в одном из КФХ Пограничного района Приморского края, недалеко от автомобильного перехода с Китаем. И уже в августе вирус распространился на несколько районов данного региона, а также Амурской области. По данным Россельхозназдора, к началу ноября в ДФО было зафиксировано 15 активных вспышек: восемь из них в Еврейской автономной области (в том числе семь у домашних свиней) и семь — в Приморье (четыре у домашних свиней).
Такой сценарий, в общем-то, был ожидаемым. Ведь Дальний Восток граничит с Китаем, в котором АЧС с августа 2018 года уничтожила уже треть имеющегося поголовья свиней. Из КНР вирус распространился на КНДР, Вьетнам, Монголию и другие страны Юго-Восточной Азии.
Источником заражения могли стать не только мигрирующие дикие кабаны, но и продукты питания, ввозимые на территорию ДФО. Так, в апреле таможенная служба изъяла из ручной клади при въезде из Китая в Забайкалье зараженные АЧС сосиски, а в мае китайский гражданин пытался ввезти в Еврейскую АО зараженную колбасу.
В багаже путешественников вирус проникает даже в страны, которые не граничат с регионами, пострадавшими от заболевания. В связи с этим в уходящем году экспертным сообществом неоднократно выносились на обсуждение предложения запретить частным лицам ввозить в страну мясные продукты и повысить ответственность за незаконный импорт продукции животного происхождения. Подобные ограничения действуют во многих странах мира, которые озабочены вопросом распространения заболевания. Но российское правительство пока к таким кардинальным мерам, кажется, не готово.