Пережить зиму. Четверть техники весной отправляется в ремонт

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Несмотря на чёткие предписания по подготовке техники к зимнему хранению, не менее 25 % сельхозпроизводителей в начале сезона весенних полевых работ отправляют свои машины в ремонт, а не в поля

Каковы основные ошибки при консервации прицепных и самоходных машин на зимнее хранение, на что следует обратить внимание при подготовке и какие услуги предлагают в этом направлении представители сервиса, разбирался корреспондент журнала «».

О том, что заботиться о сельхозтехнике нужно не только в рабочий сезон, знают практически все аграрные работники. А рекомендации по постановке сельскохозяйственных машин и орудий на хранение в зимний период прописаны в инструкциях по их эксплуатации. Однако, несмотря на это, по наблюдениям территориального менеджера компании по ЮФО и СКФО Олега Николаева, только среди аграриев ЮФО около 25 % хозяйств не выполняют эти рекомендации по каким-либо причинам.

И это при том, что в данном федеральном округе, по его оценкам, культура обслуживания и обращения с сельхозтехникой выше, чем в других регионах России. Более внимательное отношение аграриев к технике в ЮФО объясняется сосредоточением там более плодородных, а следовательно, и более рентабельных площадей обрабатываемых угодий и, соответственно, наличием дорогих, высокопроизводительных сельхозмашин.

Наиболее ответственно к консервации техники на зиму, по мнению Олега Николаева, подходят собственники из крестьянских (фермерских) хозяйств или относительно небольших сельхозкооперативов и агрофирм. Иными словами, крепкие «середняки», покупающие высокотехнологичную дорогую импортную технику на свои средства и поэтому проявляющие максимальную заботу о её сохранении. Тогда как в больших хозяйствах и агрохолдингах, имеющих свыше 25 тыс. га земли и огромный машинно-тракторный парк, процент безответственного отношения к технике, как правило, выше.

«Это часто бывает связано как с большими объёмами работ, так и с организационными проблемами в компании, — поясняет специалист компании . — В руководстве по эксплуатации прописаны все основные правила подготовки машин к зиме, но не все дочитывают инструкцию до этих пунктов».

Главное — чистота

Первым и основным правилом подготовки техники к постановке на хранение сервисные специалисты в один голос называют её очистку и промывку. Однако именно этот первый пункт, по наблюдениям представителей сервисной службы компании «», зачастую и не соблюдается.

«К сожалению, нередки случаи, когда на больших предприятиях сельхозтехника просто оставлена до весны в том виде, в котором она отработала сезон, — замечает представитель компании «». — И если в случае с простыми прицепными орудиями (например, почвообрабатывающими) ещё может обойтись без относительно серьёзных последствий, то для самоходной и сложной посевной техники такое пренебрежительное отношение выливается в ощутимые проблемы».

Так, оставшиеся в бункере комбайна семена (даже если их всего горстка) спровоцируют паломничество мышей, предостерегает продукт-менеджер по посевной технике компании « Груп СНГ» Сергей Марнов. Чаще всего от такого нашествия страдает электропроводка сложных самоходных машин, и это — настоящее бедствие.

«Одна из самых актуальных проблем в комбайнах — это съеденный мышами пластик, — замечает представитель компании «». — Грызунов привлекает запах зерна, а заодно они съедают электрические соединения, уплотнители и другие пластиковые запчасти. При этом, к сожалению, даже отпугивающие составы, которые добавляют в изоляционные материалы, как правило, мало работают».

Спустившись по стенкам бункера посевного комплекса, мыши обратно тем же путём выбраться уже не могут, напоминает Сергей Марнов. И тогда они, пытаясь уйти, начинают портить оборудование: прогрызают резиновое уплотнительное соединение на высевающем аппарате сеялок (в том месте, где вращается дозирующая катушка), чтобы через него выйти из бункера. А о том, что уплотнитель прогрызен, аграрии узнают, как правило, уже в поле, когда не могут настроить норму высева: вроде всё правильно, а расход семян больше, чем положено. Поэтому если случилось так, что в хозяйстве не смогли очистить бункер, специалист « Груп СНГ» советует на всякий случай оставить открытым хотя бы высевающий аппарат.

Помимо использования внешних средств для борьбы с грызунами, Олег Николаев советует закладывать яд для грызунов внутрь техники. Впрочем, даже отсутствие мышей не повод оставлять зерно или семена до следующего года, ведь прорастание посевного материала внутри машины также отрицательно сказывается на долговечности агрегатов.

«Проросшие в неочищенном зерновом бункере посевных комплексов зерновые остатки вплоть до разрушения портят высевающие аппараты и шланги», — обращает внимание региональной руководитель службы сервиса российского представительства компании -Рус») Дмитрий Носов.

Ещё печальнее ситуация, когда в бункере посевных агрегатов забывают до весны удобрения. Последствия бывают, плачевны: агрессивная среда большинства удобрений разъедает металл, и сеялка начинает коррозировать.

Опасность коррозии велика при любом скоплении грязи, на которой может оседать влага, предупреждает представитель компании «». «Причём не важно, находится эта грязь на внешних (подвергающихся осадкам) поверхностях машины или на внутренних, — говорит он. — Конденсат, осевший на такую благодатную почву, долго не высыхает».

А в местах скопления пожнивных остатков при воздействии активного тепла не исключены варианты возникновения биологического пожара или тления, продолжает представитель компании «». Остатки соломы, скапливающиеся в бункере, системе очистки, на стрясной доске комбайна, в районе моторной установки, топливных баков или капота, часто становятся причиной неприятностей в виде тления.

Кроме того, специалисты копании обращают внимание, что наличие пыли и грязи усложняет или делает невозможной ежегодную межсезонную дефектовку машин.

Посему Дмитрий Носов ещё раз акцентирует внимание на тщательной и обязательной промывке сельхозмашин перед постановкой на зимнее хранение с применением обезжиривающих растворов, а также прочистке воздухом таких узлов, как высевающий аппарат и катушка в посевных комплексах (с помощью компрессора).

Снять всё ценное

Среди общих рекомендаций к постановке на хранение «программой минимум» представитель компании «» называет ослабление натяжения всех пружин, цепей и ремней на самоходной и прицепной технике. «Все приводные ремни, за исключением двигателя, необходимо ослабить во избежание их деформации, — поясняет он. — Однако зачастую этого не делают, и ремни быстро выходят из строя».

При этом, если техника стоит под крышей, цепи советуют смазать тефлоновыми смазками или прокипятить в масле. А при открытом хранении техники ремни и цепи лучше снять, как и всю сложную электронику, мониторы, аккумуляторы, в которых нужно проверить заряд (напряжение должно быть не менее 12,5 Вольт). Желательно снять генератор и стартёр на самоходной технике.

Сложные приборы, электронику и полностью заряженные АКБ специалисты  сервисной службы CNH Industrial — производителя техники Case IH и New Holland  — советуют размещать для зимнего хранения в проветриваемом прохладном помещении при температуре от 0 до -5° С. Антенна и навигационный контроллер системы точного земледелия также демонтируются и хранятся в закрытом сухом отапливаемом помещении, желательно в полиэтиленовом чехле с силикагелем. При этом демонтаж и монтаж навигационного контроллера они рекомендуют производить только с помощью дилеров.

Если машина хранится на улице, то все разъёмы, которые остались после демонтажа электроники и внешних приборов, надо защитить от проникновения влаги, чего многие не делают, сожалеет Дмитрий Носов. «Обычно эта задача решается с помощью водонепроницаемой пленки, — говорит он.

После полной очистки и демонтажа электроники специалисты советуют провести внимательный осмотр и дефектовку машины и орудий, а также отремонтировать сломанные компоненты, заменить всё, что кажется повреждённым и потрескавшимся, проверить на отсутствие утечек.

«Всё это помогает выявить возможный износ узлов и деталей машин, а также как можно раньше разместить заказы на запасные части, — поясняет технический директор компании «Амазоне» Сергей Гришов. — В этом случае проблемы не накапливаются, а сроки поставки запчастей не так критичны, как в случае заказов накануне начала работ в поле». Однако в реальности всё бывает ровно наоборот: в хозяйствах начинают ремонт перед весенними полевыми работами, и сервисная служба сбивается с ног, сожалеет он.

Защитить от ржавчины

Ещё одно предписание инструкции по эксплуатации призвано защитить технику от коррозии. Так, перед постановкой на хранение необходимо определить все точки смазки и произвести обработку узлов, нанести защитные средства на оголившиеся участки металла, где сбилась краска, чтобы избежать появления ржавчины.

Специалисты CNH Industrial также напоминают, что при консервации техники нужно нанести влагостойкую пластичную смазку с температурным диапазоном от -40 до 50° С на быстроизнашивающиеся детали рабочих органов, цепи, соединительные валы и все точки смазки, предусмотренные инструкцией.

Например, для защиты подшипников, приводных валов, штоков цилиндров и всех других движущихся деталей, специалисты компании используют смазку Grease-Gard, которая, по словам Олега Николаева, оптимальна для колёсных подшипников и карданных шарниров, эксплуатирующихся в легких и средних условиях, и имеет широкий температурный диапазон применения — от -26 до 143 °C.

Для защиты от коррозии поверхности штоков гидроцилиндров можно также укрыть промасленной бумагой или смазкой. По словам сервисного инженера по техническому обслуживанию компании «КУН ВОСТОК» Станислава Таврова, такой защитой пренебрегают нечасто, ведь если коррозия доберётся до цилиндра, то за его замену предприятию придётся выложить значительную сумму. А вот смазывать не столь дорогостоящие подшипники и цепи иногда ленятся.

Также мало хозяйств заботятся о защите рабочих органов почвообрабатывающих орудий (плугов, борон, культиваторов и т. д.). А между тем специалисты рекомендуют смазывать их перед долгим хранением любым составом, который создаст плёнку на поверхности и защитит от коррозии.

Обычно аграрии руководствуются в отношении почвообрабатывающих орудий таким девизом: «Начнём работать — ржавчина сама от контакта с почвой счистится», рассуждает Дмитрий Носов. «Это действительно так, но следует помнить, что некоторое время скольжение почвы по орудию и его геометрия работы будут нарушены, — предупреждает специалист. — В частности, если корпус плуга заржавлен, то теряется качество обработки и оборота пласта. А значит, орудие может вести себя нестандартно — нагребать, тянуть в сторону и т. д».

Ослабить давление. Везде.

Частой ошибкой при зимнем хранении Станислав Тавров называет оставление давления в гидравлических системах. «Давление гидравлики нужно стравливать до нуля (например, в пресс-подборщиках с азотным аккумулятором, сеялках с гидравликой и др. машинах), в противном случае возникает риск повреждения манжеты, которая перестанет выполнять свои функции», — поясняет он.

На обычных зерновых сеялках необходимо ослабить механическое давление на сошниковую группу и колёса путём установки их на специальные подставки, чтобы масса сеялки распределилась оптимально.

«Хранить сеялки под собственным весом также возможно, но только на ровном бетонном покрытии, чтобы не происходило проседания колёс и не возникало усиленной нагрузки на рычаги и пружины», — добавляет Станислав Тавров.

Кроме того, необходимо открыть все дренажные пробки, отверстия, задвижки заглушки — всё то, что способствует естественному удалению воды. В особенности это касается постановки на хранение опрыскивателей, обращает внимание представитель компании «».

Опрыскиватель: воду долой

Опрыскиватели — одни из самых сложных с точки зрения постановки на хранение сельхозмашин. И этот вид техники, по наблюдениям сервисных инженеров, является объектом их частых выездов с началом сезона. Основной причиной для таких визитов становятся разрыв шлангов или пластиковых деталей, а также выход из строя электроники после зимнего хранения. Например, Дмитрий Носов с подобными случаями сталкивается не менее двух раз в год.

По наблюдениям Сергея Гришова, как правило, в хозяйствах недостаточно хорошо промывают и, главное, не полностью удаляют воду из системы. Перед постановкой на хранение специалист компании «Амазоне» советует пропустить через арматуру 300-500л чистой воды для полной промывки арматуры опрыскивателя от раствора средств защиты растений.

«В результате накопления осадка в арматуре система будет некорректно работать, но обычно это можно исправить интенсивной промывкой, — объясняет он. — Однако главная причина поломок таких машин после зимы — разрыв различных деталей опрыскивателя, выполненных из резины и пластика. Это происходит в том случае, если работники хозяйства не полностью удалили воду из магистралей машины и к тому же не пролили через них незамерзающую жидкость (тосол, антифриз), а для этой процедуры на один опрыскиватель её требуется не менее 60 литров».

По наблюдениям специалистов компании «», чаще всего это случается, если хозяйство приобретало опрыскиватель осенью: дилеры, как правило, демонстрировали преимущества машины перед покупателем, наливали воду, показывали работу всех систем. После чего покупатель поставил машину в гараж, минимально заботясь о её консервации (новая, не работала ещё), и оставил до весны. А перед началом сезона обнаруживаются последствия.

«Или, например, не до конца залили антифризом, и получилось, что в насосе незамерзающая жидкость есть, а в арматуре (штанге) опрыскивателя — нет, — добавляет Дмитрий Носов. — А ведь “незамерзайку” необходимо прогнать по всей длине магистрали и по всем форсункам».

В компании «» для этих целей советуют заправить в машину не менее 300 л антифриза. Они объясняют, что слить воду досуха удаётся не везде, так как в магистралях имеются тупиковые линии. А заправка антифриза позволяет гарантировано вытеснить воду из всех кранов, трубок и шлангов.

Специалисты компании напоминают, что при консервации техники на зиму важно убедиться, что температура замерзания охлаждающей жидкости соответствует максимальному отрицательному значению для этого времени года в регионе хранения и что система опрыскивания наполнена соответствующим антифризом. Помимо этого, важно не забыть слить воду с топливного сепаратора.

В компании «» рекомендуют при постановке на хранение снимать с опрыскивателей клапаны давления и убирать их в тёплое помещение. А мембраны насосов, клапаны и уплотнители в обязательном порядке проверять и дефектовать. Менять мембраны, уплотнители на форсунках и секциях, а также другие резинотехнические изделия сервисная служба «» рекомендует ближе к тёплым дням, чтобы избежать их деформации в период холодов.

Обработка резины

Вообще обработка резинотехнических изделий прописана отдельным пунктом при постановке на хранение любой техники. Как объясняет Олег Николаев, для этого применяются специальные профильные составы — протекторные смазки на основе силикона, предотвращающие потерю эластичности и деформацию РТИ в результате воздействия низких температур и ультрафиолетовых лучей (если хранение техники производится на открытом воздухе).

Как правило, обработке подлежат резиновые уплотнители, манжеты, соединительные шланги и трубки гидросистем, семяпроводы сеялок и др. элементы. Олег Николаев обращает внимание, что при открытом хранении, даже если резиновые изделия не находятся на поверхности под прямым воздействием солнечных лучей, их следует обрабатывать, потому что нагрев происходит через стенку корпуса машины.  Мелкие РТИ и прочий расходный материал обрабатывать смыла нет —их проще заменить, если пришли в негодность.

Колёсную резину во многих хозяйствах при хранении под открытым небом рекомендуют обрабатывать мело-казеиновым составом или укрывать специальными чехлами, чтобы избежать растрескивания под воздействием ультрафиолетовых лучей. Однако менеджер по продажам специальных шин в России группы компаний Trelleborg (сюда же входит ) Евгений Козлов замечает, что для выпускающихся сейчас шин такие меры предосторожности излишни. «В составе современных качественных диагональных или радиальных шин уже имеются специальные химические элементы (присадки-антиозонаторы), позволяющие избегать появления на поверхностях колёс так называемой сетки старения», — говорит он.

В свою очередь, специалисты компании CNH Industrial отмечают, что бережное отношение к резине, особенно дорогой, должно проявляться в хранении её в вертикальном положении на стоечных стеллажах в сухих вентилируемых помещениях с температурой от -10 до 25° С. Кроме того, через каждые 2 месяца шины советуют поворачивать по окружности, меняя точку опоры.

«В действительности такие рекомендации мало соблюдаются», — замечает глава сервисной службы компании «». К слову, он советует уделить внимание хранению шин отечественного производства и, как минимум, разгрузить колёса, если резину на зиму не снимают. «Обычно разгрузка производится с помощью специальных подставок, позволяющих приподнять (вывесить) колёса, чтобы они не находились 4-6 месяцев под давлением в одном и том же положении, — поясняет специалист. — Иначе за такой длительный срок произойдёт деформация шины. Да, на хорошей резине потом она уйдёт, но какое-то время ездить будет некомфортно. И если машина стоит под открытым небом, то чехлы на колёса не помешают».

Техника есть — гаража нет

Многие проблемы хранения решаются постановкой техники под крышу: это и сохранение целостности РТИ, и минимизация воздействия солнечных лучей и влаги, в том числе проникновения её внутрь машин. Однако на практике у многих хозяйств, по наблюдениям Олега Николаева, нет закрытых хранилищ не только для прицепных, но даже для самоходных машин. «Интересно, что, покупая дорогую инновационную самоходную и прицепную (например, сеялки) технику, в больших и далеко не бедных хозяйствах часто не задумываются о том, где и как её будут хранить», — замечает он.

Нахождение таких сложных машин длительное время в стационарном положении под открытым небом не приветствуются производителями техники. Специалисты компаний , CNH Industrial, и «» рекомендуют постановку самоходных комбайнов, опрыскивателей, тракторов, а также прицепных сложных посевных комплексов под навес или в специальные тентовые укрытия.  В идеале — в сухой тёплый бокс.

Самоходки

Общие правила эксплуатации самоходных машин предписывают перед зимней консервацией проверять уровень жидкостей, осматривать технику на предмет утечки масел, охлаждающей жидкости, топлива, а также наличия трещин.

В сервисной службе CNH Industrial обращают внимание, что перед постановкой на хранение у самоходных машин необходимо заправить полный топливный бак во избежание образования конденсата. Также важно убедиться, что топливо должным образом выдержит хранение при низкой температуре. В противном случае необходимо добавить анти-гелевые присадки либо заменить топливо на зимнее.

В компании «» отмечают: если оставить бак неполным, велика вероятность, что внутри образуется конденсат и, как следствие, ржавчина. Но, к сожалению, даже если в начале зимы баки стоят полные, то в некоторых хозяйствах к началу сезона это уже не так. Поэтому зачастую при постановке на хранение остаётся надеяться на честность механизаторов.

Глава сервисной службы кампании «» также напоминает, что необходимо выполнять требования инструкции относительно зимнего хранения двигателя. Например, обязательны заливка консервационных масел во избежание коррозии внутренних деталей, промывка топливной системы и проверка топливных насосов.

Кроме того, Олег Николаев напоминает, что при постановке на хранение самоходной техники рекомендуется проконтролировать уровень масла в коробке передач и закрыть влагостойким материалом отверстия забора воздуха и выброса отработанных газов (выхлопную трубу), защищая их от атмосферных осадков и грызунов. Воздухозаборники, как правило, закрывают ветошью или специальными чехлами из ткани и полимерных материалов.

«Для хранения в помещении подойдет военный брезент, но, если стоянка расположена под открытым небом, это не лучший вариант, — считает Олег Николаев. — Брезент впитывает влагу и плохо её отдаёт, а значит, конденсат под ним не испаряется».

А если ездить зимой?

Если в хозяйстве используют тракторы зимой, то специалисты CNH Industrial рекомендуют в первую очередь гарантировать заправку сезонным дизельным топливом. Это нужно, чтобы облегчить самый стрессовый момент для любой техники зимой — холодный пуск двигателя. Также стоит обратить внимание на подбор правильных рабочих жидкостей, включая моторное и трансмиссионное масла, охлаждающую и гидравлическую жидкости.

В случае с техникой Case IH и New Holland достаточно использовать жидкости, специально выпускаемые для тракторов этой компании. Моторные и трансмиссионные масла этой линейки специально разработаны для специфических условий работы сельскохозяйственной техники, а также адаптированы к сложным климатическим условиям нашей страны и способны обеспечивать нормальную эксплуатацию тракторов при минусовых температурах.

Производители техники советуют помнить, что эффективность современной сельскохозяйственной техники сильно зависит от качества смазочных материалов. При использовании рекомендованных производителем масел и смазок она способна эффективно работать почти в любых климатических условиях. Поэтому фактически основные мероприятия по подготовке современных тракторов к зиме сводятся к переходу на подходящие к сезонным температурам смазочные материалы и применение соответствующей охлаждающей жидкости.

Жатки

Жатка — один из основных составных элементов комбайна, но, по наблюдениям Олега Николаева, именно о ней при постановке на хранение заботятся по остаточному принципу. «Это неправильно, так как жатка имеет большое количество движущихся деталей и нуждается в тщательной подготовке и проверке после уборочного сезона», — констатирует специалист.

Рекомендации производителей относительно закладки жаток на хранения звучат следующим образом: очистка, расположение на плоской поверхности (поддоны или бетонированный пол), демонтаж резиновой ленты. Ленту советуют хранить рулоном на плоском поддоне в сухом отапливаемом закрытом помещении с достаточной естественной вентиляцией при температуре от -10 до 25° С. Кроме того, её необходимо защищать от грызунов и непосредственного воздействия солнечных лучей и атмосферных осадков.

Специалисты компании рекомендуют на зимний период снимать сегменты жатки, чтобы спасти механизмы от окисления. Хранить их лучше в специальных чехлах. «Это трудоёмкий процесс, однако такие меры обеспечат долголетие этого важного орудия», — убеждён Олег Николаев.

Косилки

Отдельного внимания требует замена масла в косилочном брусе. Станислав Тавров обращает внимание, что, если масло в режущем брусе заменяемое (есть агрегаты с необслуживаемым косилочным брусом, и там ничего делать не нужно), менять его необходимо не перед зимним сезоном, а после.

«Иначе во время перепадов температур и давления во внешней среде внутри режущего бруса образуется конденсат. Вода будет смешиваться с маслом, в результате чего образуется эмульсия, которая снижает смазывающий эффект, — поясняет он. — При высокой скорости оборотов в этом рабочем органе такая ситуация плохо повлияет на состояние подшипников. Поэтому масло нужно сменить непосредственно перед выходом в поле».

Кстати, специалист компании «КУН ВОСТОК» рекомендует заливать в редуктор бруса ровно то количество масла, которое прописано в инструкции. И ни в коем случае не больше. «Повышенное количество масла приводит к возрастанию температуры в режущем брусе, а значит, негативно воздействует на подшипниковые узлы», — объясняет он.

Делегировать работу

По наблюдениям сервисных инженеров компаний-производителей, в настоящее время правильно хранить технику в зимний период способны только около половины хозяйств. По мнению Олега Николаева, это объясняется тем, что представители «старой школы» — бережливые и рачительные — уходят, а молодые, не имеющие опыта, не владеют подобными навыками и информацией. При этом все основные требования прописаны в руководстве по эксплуатации, но их, как правило, не читают.

Однако, как отмечает Станислав Тавров, в некоторых регионах увеличилось количество заказов от хозяйств на услуги дилерских организаций по постановке техники на хранение. «Стоимость и сложность техники возрастает, и умеющие считать деньги предприятия просто поручают подготовку такой техники дилерам, — рассказывает он. — Они заказывают услугу и тем самым сохраняют машины в идеальном состоянии».

В связи с этим некоторые компании уже разрабатывают новые сервисные пакеты, такие как абонентский сервисный договор, где сразу прописаны виды услуг, их стоимость и, главное, временные затраты на работу.

Каждая операция в таком договоре строго регламентирована по времени, а значит, предприятию не нужно гадать, сколько займёт та или иная операция, отмечает Олег Николаев. С точки зрения планирования работ, в том числе, по постановке на хранение, для клиентов это очень удобно, заключает он.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»