Сделай сам. Аграрии научились обслуживать сельхозтехнику без посторонней помощи

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Несмотря на официальный уход из нашей страны иностранных производителей сельхозтехники известных брендов и прекращение сервисного обслуживания, проданные ими машины продолжают уверенно работать на российских полях. Как аграриям в условиях дефицита запчастей удаётся поддерживать зарубежную технику в исправном состоянии и какие узлы в иностранных машинах находятся в наиболее уязвимом положении? Об этом журнал «Агротехника и технологии» беседовал с экспертами рынка

При проектировании сельхозтехники инженеры стараются укомплектовывать машины узлами с примерно одинаковым ресурсом службы, рассказывает эксперт в области машиностроения Александр Каплун.

При этом определённого срока замены запчастей и узлов нет, всё зависит от интенсивности эксплуатации, добавляет эксперт в области производства, ремонта и обслуживания техники Борис Веледницкий. 

В теории сельскохозяйственная техника требует единовременного комплексного ремонта, в реальности же это невыполнимо, поскольку в состав высокотехнологичных машин входят электронные системы, которые имеют свой собственный срок обновления и поддержки. 

По словам эксперта в области аграрного машиностроения Андрея Горгодзе, в первую очередь от ухода из России иностранных компаний, обеспечивавших технический сервис и поддержку, пострадала высокотехнологичная техника, имеющая большое количество систем контроля и управления. Программное обеспечение, установленное на таких машинах, почти сразу после начала СВО перестало обновляться. 

Тем не менее, на работе сельхозтехники это практически не отразилось. Аграрии, и до этого экономившие на данной статье расхода, теперь стали чаще приглашать специалистов, чтобы «откатить» сроки работы программных продуктов. 

«Такие манипуляции с техникой проделывались и до нынешней ситуации, ведь надо было удешевлять расходы на её эксплуатацию, а ни для кого не секрет, что обслуживание даже самых простых программных продуктов стоило необоснованно дорого. Поэтому аграрии сразу же после окончания гарантийного срока находили местных умельцев, которые всё это сопровождение отключали», — рассказывает Андрей Горгодзе. 

То, что аграрии занимались и занимаются «откатом» сроков работы ПО подтверждает и Александр Каплун. По его словам, при должной заинтересованности это не так сложно сделать.

Получается, что напичканная интеллектуальными решениями техника не очень-то и нужна российским аграриям: навязанный им «прогресс» они отключают. Эти проблемы журнал «» подробно рассматривал в статьях «В капкане прогресса» и «Точка невозврата» (№3, 2021 год, https://www.agroinvestor.ru/agrotechnika/85/), а также в материале «Цифровые заложники» (№4, 2022 год, https://www.agroinvestor.ru/agrotechnika/92/)

О подобных действиях аграриев осведомлены и производители техники.


Согласившийся пообщаться на условиях анонимности бывший сотрудник рассказал, что в российских агрокомпаниях действительно в ряде случаев «откатывали» установленное ПО или заставляли его работать каким-то другим образом, в результате чего машины становились куда менее технологичными. Что же касается сегодняшней ситуации, то, как отмечает специалист, после начала СВО на иностранной технике в первую очередь перестали работать автотраки, навигация и проходить спутниковые сигналы.  

«Высокотехнологичные модели, которые поставлялись в Россию последние 3-5 лет, без сервиса программного обеспечения будет сложно обслуживать», — полагает он.

Например, слабым местом иностранных машин стали блоки контроллеров. В принципе, зарубежная техника может работать и без них, отмечает Андрей Горгодзе, но это также значительно снижает её уровень технологичности. Тем не менее, выход существовал и существует. Решение вопроса лежит в плоскости переговоров с официальными дилерами, которые, несмотря на сложившуюся ситуацию, не хотят оставаться не у дел и продолжают, пусть и окольными путями, поставлять необходимые запчасти. 

Что же касается стандартизованных расходников, таких как подшипники, масла, ремни, то никаких существенных проблем после прекращения их поставок не произошло, говорит эксперт. Всё это легко меняется на отечественные аналоги или аналоги из дружественных стран, причём аграрии, экономившие бюджет, поступали так и до 2022 года.


А вот с уникальными запчастями и узлами, являющимися разработкой иностранных компаний-производителей сельхозтехники, вопрос гораздо более сложный. По словам бывшего сотрудника , проблема даже не с самими запчастями, а с тем, что через неработающие сейчас системы контроля производителю передавалась информация о том, какие узлы и как часто выходят из строя. И, соответственно, все эти данные поступали дилерам. 

«Таким образом, в раньше стекалась информация обо всех поломках, ремонтах, сроках гарантии, обслуживании и т. д. Анализируя эти данные, компания понимала, какое количество компонентов и как часто выходит техника из строя, и на основании этой статистики формировался склад, в котором находилось до 93% необходимых запчастей», — рассказывает он. 

Пока ещё дилеры знают парк техники хозяйств, с которыми работают, и за ним следят, поэтому у них есть возможность оперативно решать какие-то вопросы сервиса, но со временем это знание, равно как и возможность оперативно доставлять запчасти, будет уходить, уверен представитель .


«Рано или поздно клиент начнёт использовать сторонние сервисы, сторонние запчасти, аналоги, а значит, что происходит в таком комбайне, тракторе или опрыскивателе дилер знать не будет. В результате дилер начнёт закупать комплектующие наобум, что непременно скажется на качестве сервисного обслуживания», — прогнозирует он.

И всё же, пока европейской и американской технике будет найдена замена, есть время. По словам бывшего сотрудника , сельхозтехника ушедших с российского рынка брендов проработает около 3-5 лет. 

Серые запчасти

Как известно, европейские производители продолжили поставлять в нашу страну комплектующие по параллельному импорту через третьи страны. По словам Андрея Горгодзе, желающих доставить в Россию европейские и американские запчасти вполне достаточно — об этом свидетельствуют многочисленные предложения от участников прошедших в мае в Москве выставок, посвящённых строительной технике и металлообработке. 

«Понятно, что, раньше деталь можно было привезти за сутки, а сейчас это в лучшем случае возможно осуществить за три недели. Понятно, что сложная логистика приводит к удорожанию товара на 80% и влияет на стоимость и без того недешёвого сервисного обслуживания. Но все кто хотел, за год сумели подстроиться под существующую ситуацию», — говорит Андрей Горгодзе.


Александр Каплун также подтверждает возможность приобретения иностранных запчастей через третьи страны. «Несмотря на санкции, в нашу страну продолжает идти серый импорт, заполняются склады, ведь все хотят зарабатывать деньги. Есть даже компании, которые привозят запчасти под финансовые гарантии», — рассказывает он. 

Однако не для всех участников рынка такой путь является приемлемым. Так, одно из крупных предприятий отрасли до сих пор не сумело найти достойную альтернативу узлам, ушедшей из России компании Bosch Rexroth AG, которая занималось поставками, диагностикой и ремонтом гидравлического и пневматического оборудования. А все попытки наладить поставки аналогичного оборудования с китайских заводов имели довольно сомнительный результат. По словам Александра Каплуна, укомплектованная новыми узлами техника работает крайне некачественно.  

Своими руками

Безусловно, с высокотехнологичными узлами и запчастями существуют серьёзные проблемы, не отрицает Александр Каплун. Что же касается несложных деталей, то их можно изготовить и на местных заводах, причём довольно оперативно (эту тему журнал «» подробно осветил в статье «Импортозамещение снизу», №2, 2023 год, www.agroinvestor.ru/analytics/article/39989-importozameshchenie-snizu-malye-predpriyatiya-gotovy-vzyatsya-za-proizvodstvo-zapchastey-dlya-selkho/). 

«Из собственного опыта могу сказать, что 20-30% деталей можно сделать буквально на коленке. Конечно, в такой ситуации очень помогают местные умельцы. И вовсе не факт, что замена родных запчастей на сторонние приведёт к ухудшению работы техники. Случается, что и лучше работает», — делится он. 

Тем не менее, продолжает Александр Каплун, необходимо, чтобы активные представители аграрного сектора озаботились сбором номенклатуры запчастей, которые таким несложным и недорогим способом можно было бы изготовить. Ведь сами аграрии подобную инициативу вряд ли предпримут, вероятнее ждать её появления со стороны дилеров.  

Однако Борис Веледницкий в такую возможность слабо верит. По его словам, для осуществления этой задачи в отрасли не осталось ни специалистов, ни знаний. Более того, на иностранные запчасти банально нет документации, напоминает эксперт, и её никто не предоставит, а без этого гарантии безопасности при работе с сельхозтехникой нет. 

Утешает лишь одно: пока техника работает, а отсутствие запчастей очень слабо сказывается на технологичности полевых работ, считает Андрей Горгодзе. 

Такую точку зрения разделяет и президент Зернового союза Аркадий Злочевский. «Дефицит запчастей не так сильно влияет на технологичность полевых работ. Скорее, негативно сказываются простои техники из-за отсутствия обслуживания, а не сама по себе нехватка запасных частей», — замечает он.

В любом случае сложившаяся ситуация не может продолжаться долго, уверены эксперты. 

По мнению заместителя председателя совета директоров KOBLiK GROUP Романа Карпенко, глобального технологичного отката не произойдёт, а иностранная техника со временем будет заменена на отечественную.

«За последние 10 лет российское машиностроение вышло на совершенно новый уровень. Между производителями существует серьёзная конкуренция, что говорит о динамичном развитии отрасли», — комментирует он, добавляя, что, в частности, их компания сейчас возводит пятый завод по производству прицепов, строительство которого планирует завершить в 2024 году.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»