Агро-каршеринг. Машинно-тракторные станции ожидает возрождение?

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Машинно-тракторные или машинно-технологические станции, созданные ещё в СССР как государственные предприятия и предлагавшие сельхозпроизводителям технику в аренду, почти ушли в прошлое. Однако в условиях дефицита техники, запасных частей и комплектующих, а также возникших с введением антироссийских санкций сложностей с обслуживанием машин, МТС вновь обретают актуальность. И хотя сегодня в их жизнеспособность верят не все, есть люди, которые вкладываются в развитие подобных проектов. Кому и при каких условиях нужны МТС в наши дни? Каковы перспективы их развития? На эти вопросы журналу «Агротехника и технологии» ответили эксперты и участники рынка

Как напоминает исполнительный директор компании «Агроника Л» (филиал «Терра Групп») Одиссей Кизиридис, идея создания машинно-тракторных станций уходит корнями в историю сельского хозяйства СССР. Сейчас, по его словам, такие проекты активно развиваются в странах Евросоюза, где машинно-тракторными станциями (МТС) или машинно-технологическими компаниями (МТК) официально называют «контракторов» или подрядчиков. «Подобные компании имеются в Германии, странах Бенилюкса. Их клиентам и партнёрам не нужно замораживать средства на приобретение и обслуживание техники, им предоставляются все возможности для решения агротехнических задач», — говорит Одиссей Кизиридис.

При этом он отмечает, что кризис, связанный с введёнными антироссийскими санкциями, искусственно созданный дефицит комплектующих и запасных частей привели к результату обратному от ожидаемого. «Произошла консолидация промышленных сил и предприимчивых лиц, которые смогли инициировать возрождение МТС в России и дать направлению импульс к развитию», — поясняет Одиссей Кизиридис.

По мнению руководителя отдела умного земледелия «ЭкоНиваТехника-Холдинг» Артёма Новикова, причины возрождения МТС лежат в нескольких плоскостях.

Например, крупным хозяйствам (холдингам) с их широкой географической представленностью необходимы мобильные отряды уборочной техники для оперативной помощи своим подразделениям. МТС как нельзя лучше подходит для решения таких задач, уверен Новиков. 

По его данным, обеспеченность отечественных аграриев уборочной техникой далека от идеальной, что приводит к постоянному недостатку комбайнов при уборке. «А если ещё и погода вносит свои коррективы, как это часто бывает, то урожай может и вовсе потерять кондицию или остаться в поле зимовать», — замечает Артём Новиков. Он подчёркивает: в сложившейся ситуации дефицита на мировом и внутреннем рынках уборочной техники, с расширением обрабатываемой площади и общим трендом на увеличение урожайности культур открываются широкие возможности для возрождения МТС. Таким образом, создание подобных станций видится специалисту перспективным бизнес-направлением.

С точки зрения Александра Алтынова, председателя правления АСХОД, причины возникновения идеи МТС вполне очевидны. Эксперт указывает на существование в сельхозбизнесе огромного количества факторов риска, к которым подготовиться невозможно. Один из них, по словам Алтынова, — это погода: она влияет на сроки хода работ, зависящие, в свою очередь, от оснащённости техникой. 

«Всегда хорошо, когда есть к кому обратиться, если сроки сжатые и/или техники не хватает. Поэтому логично и предложение свободного ресурса техники для рынка», — считает председатель правления АСХОД. 

Обращаясь к опыту других стран, он замечает, что за рубежом подобная ситуация решается через кооперативы — объединения фермеров, помогающих друг другу. 

«На западе есть и профессиональные контрактёры — компании, предлагающие технику в аренду и оказывающие соответствующие агротехнологические услуги. И это выгодный бизнес, в том числе потому, что располагает самыми производительными машинами», — рассказывает председатель правления АСХОД.

Тем не менее, по словам Александра Алтынова, обмениваться с соседом свободным ресурсом и делать из подобных услуг отдельный бизнес — две большие разницы. «В силу этого в России МТС существовали в основном в виде мобильных уборочных парков, чья работа, даже будучи сведена к решению единственной задачи, сопряжена с немалыми организационными трудностями», — объясняет он. Вместе с тем, по мнению эксперта, весомая причина, дающая идее жизнь, — это общий дефицит и старость парка полевых машин, который страна пытается решить на протяжении многих лет. 

«Необходимость прибегать к услугам МТС возникает из-за недостатка собственных комбайнов, сложных погодных условий, высоких урожаев и, возможно, нехватки квалифицированных комбайнёров. Поэтому наёмными комбайнами постоянно пользуются как крупные, так и средние хозяйства», — добавляет Артём Новиков. На это же указывает и Одиссей Кизиридис, отмечая, что услугами МТС по предоставлению техники и/или исполнению каких-либо агротехнических задач могут воспользоваться сельхозпредприятия, чей парк не справляется с темпом работ в случае неблагоприятных погодных условий или иных внештатных ситуаций (нужно срочно убрать урожай, произвести обработку полей от нашествия вредителей и прочее). Кроме того, продолжает он, услуги МТС могут пригодиться и в случае необходимости расчистки территорий или ввода в оборот непахотных земель, поскольку для этого требуется специфическая техника (корчеватели, бульдозеры, ротоваторы и пр.), которой может просто не быть в парке мелких и средних хозяйств.

«Круг потребителей подобных услуг довольно широк: от мелких фермеров до крупных агрохолдингов, и потребность носит вполне системный характер», — продолжает Александр Алтынов. При этом он признаёт, что развернуть полноценный бизнес — задача огромной сложности и в плане финансовых вложений, и в силу особенностей сельхозпроизводства. Кроме того, замечает Алтынов, бизнес подобного типа довольно сложно масштабировать по географическому охвату от точки локации.


Однако на счёт необходимости возрождения МТС имеется и другое мнение. Так, эксперт в сфере сельхозмашиностроения Андрей Горгодзе называет МТС пережитком «чубайсоидного мышления», появившегося в головах «успешных менеджеров», окончивших столичные МВА.

По его мнению, сегодня МТС нужны только фантазёрам, которые вместо устранения белых пятен в планировании считают, что на аутсорсинге их кто-то ждёт. Но ждёт их разочарование, потому что проекты появляются и исчезают. «Впрочем, есть и другая причина для возрождения МТС: когда у вас есть деньги и нет обязательств по доходу, который они должны принести», — говорит эксперт.

Востребованность услуг машинно-тракторных станций Андрей Горгодзе объясняет тем, что все «новые аграрии» хотят получить технику «на халяву», не желая тратиться на покупку машин для собственного парка. «Но тогда за чей счёт осуществляется закупка техники для МТС?», — задаётся вопросом Горгодзе.

Как объяснил эксперт, во времена СССР, когда создавались новые условия хозяйствования в виде колхозов и совхозов, появление МТС было обусловлено государственным стимулированием продвижения новых интенсивных агротехнологий, которые внедрялись через предоставление услуг по механизации сельхозработ с помощью тракторов и комбайнов. Иными словами, необходимо было обеспечить крестьян техникой для перехода на другой качественный уровень. В настоящее же время все попытки создания МТС при холдингах или при лизинговых компаниях основываются на аргументах типа «нет квалифицированных механизаторов», чем прикрываются просчёты в планировании развития, не сомневается Горгодзе. С его точки зрения, оказанием таких услуг сегодня могут заниматься только меценаты, «фундаторы», спонсоры и их менеджеры, заточенные на освоение бюджета. 

Андрей Горгодзе уверен, что для эффективной деятельности МТС необходим жёсткий и суровый коммерческий расчёт. «Техника должна предоставляться в пользование только за деньги, а условия — включать страховку рисков». Сегодня же дело обстоит иначе, говорит он. 

Бизнес на пути к эффективности

Другие участники рынка уверены в перспективности МТС. По словам Одиссея Кизиридиса, в эпоху дефицита запчастей и деталей МТС могут быть особенно полезны сельхозпредприятиям, если требуется подготовить технику к сезону, но нет необходимого оборудования: поставщик более не ведёт деятельность в России, дилер временно прекратил выполнять свои функции и т. д. В этом случае, полагает специалист, МТС могут на своей ремонтной базе провести квалифицированные работы: сварочные, покрасочные мероприятия, замену комплектующих, узлов и запасных частей на аналоги, которые не уступают оригинальным.

Кроме того, продолжает Одиссей Кизиридис, услуги МТС актуальны, когда техника сельхозпредприятия не может быть восстановлена, поскольку на это нет средств. Тогда отличная возможность — взять технику в аренду в МТС и за сравнительно небольшие деньги провести все запланированные работы. «Машинно-тракторные станции ничем не отличаются от других поставщиков услуг на рынке и, предоставляя технику, обязаны гарантировать её работоспособность. Пользователь их услуг не должен думать о том, будет она работать или нет», — рассуждает Одиссей Кизиридис, добавляя, что МТС, как и все, закупают запчасти у производителей техники, а также по линии параллельного импорта, компенсируя нехватку с помощью частичного импортозамещения. «К слову, сама техника за последнее время подорожала не столь значительно, но сильно выросла цена доставки. И это ещё один аргумент в пользу работы с отечественными производителями самоходной и прицепной техники, тем более, что локальные заводы сейчас предлагают достойные конкурентоспособные решения», — уверен Одиссей Кизиридис. 

Для эффективной деятельности МТС, по его мнению, необходим штат квалифицированных сотрудников, в первую очередь, механизаторов и сервисных специалистов, а также прочная обеспечительная база, включающая сервисные боксы, станки и прочее. «Но, безусловно, самым важным слагаемым успеха является широкая линейка техники, закрывающая собой полный цикл сельхозработ, начиная с расчистки территорий и ввода залежей, заканчивая уборкой урожая. И, конечно, клиентоориентированный подход, основанный на стремлении решать задачи аграриев», — подчёркивает Одиссей Кизиридис. 

В свою очередь, Артём Новиков прогнозирует, что в эпоху дефицита запчастей, деталей, да и самой уборочной техники, будет увеличиваться средний возраст комбайнов, а следовательно, участятся ремонтные работы (в том числе незапланированные) и вырастет количество выбывающих из оборота машин. «В этом случае МТС будут приходить на выручку», — уверен он. 

Для успешной деятельности МТС, полагает специалист, необходима большая гибкость, клиентоориентированность и грамотное планирование. «В России не очень хорошо приживается кооперация или совместное использование аграриями техники, поэтому рациональной схемы взаимопомощи здесь не просматривается», — отмечает специалист, подчёркивая, что в такой ситуации МТС способны стать отличным помощником. Впрочем, замечает он, проблемы с функционированием МТС те же, что и при эксплуатации машин в хозяйствах: дороговизна ГСМ, запчастей и техники (а также её дефицит), достаточно высокая стоимость сервисного обслуживания и определённые сложности с логистикой перемещения машин по дорогам общего пользования.

В числе трудностей, связанных с организацией и функционированием МТС, Александр Алтынов называет высокий ценник, проблемы обеспечения широты предложения (хозяйствам требуется множество разных полевых машин под разные задачи и условия), сезонность работ и пики спроса, зависящие от погоды. Другие сложности, на которые указывает эксперт, связаны с необходимостью переброски техники на дальние расстояния, с обеспечением бесперебойности её работы, а также с решением сопутствующих вопросов. «Например, уборка — это не только обмолот (если речь о зерновых культурах), но и логистика, подработка, приёмка на размещение, контрольные и другие мероприятия», — поясняет он.

В связи с этим Андрей Горгодзе смотрит на возможность восстановления МТС довольно скептически. «Кто будет рассчитывать потребность в машинах? Кому дадут технику первым? Кого поставят в очередь? Именно этими тремя вопросами закончилась когда-то “славная эра МТС”», — предупреждает эксперт. 

Практические примеры МТС  

В конце 2022 года создал собственную машинно-тракторную станцию с ремонтной базой. Как сообщили в пресс-службе агрохолдинга, МТС не только обеспечивает внутренние потребности хозяйств компании, но и помогает сторонним сельхозпроизводителям. Так, в прошлом году в рамках проекта направил технику в Башкирию, Пензенскую, Орловскую и Курскую области для проведения уборочной кампании. При этом агрохолдинг не только отправляет сельхозтехнику в другие регионы, но также предоставляет специалистов, которые располагают необходимыми запчастями и расходными материалами и могут при необходимости осуществить текущий ремонт техники.

Денежный вопрос

Опрос крупных растениеводческих хозяйств с площадью пашни более 25 тыс. га, проведённый агентством «Агростат» осенью 2022 года, показал, что МТС вновь обретают важную роль в жизнедеятельности сельхозпредприятий. Опрошенные аграрии выразили большую озабоченность по поводу дефицита сельхозтехники и запасных частей и отметили сложности, возникшие из-за ограничений импорта. Эти сложности влияют на рост цен и приводят к отказам от поставок запчастей, что вынуждает аграриев заниматься поиском альтернативных поставщиков. В такой ситуации роль машинно-тракторных станций вновь приобретает большое значение.

В середине 2000-х годов в России насчитывалось более 900 МТС, которые выполняли до 6% всех полевых работ. В настоящее время количество машинно-технологических станций сократилось. Однако в связи с изменившейся ситуацией на рынке вновь наметился тренд на интерес аграриев к МТС.



В 2023 году планирует масштабировать успешный опыт по развитию МТС и вдвое увеличить парк комбайнов к началу уборочной кампании, заявили в пресс-службе. «Наличие собственной МТС с ремонтной базой обеспечивает бесперебойное выполнение производственных операций, снижает затраты на агротехнологические услуги и повышает показатели производительности», — подчеркнул генеральный директор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко.

Новое или хорошо забытое старое

До 1932 года машинно-тракторные станции (МТС) являлись акционерными предприятиями, во главе которых стоял Всесоюзный центр машинно-тракторных станций («Трактороцентр»). В 1932 году они были преобразованы в государственные, а руководство МТС перешло к Наркомзёму СССР. Первоначально в штате МТС числились только работники их аппарата и обслуживающий персонал. Механизаторы по своему статусу являлись колхозниками, не имели оплачиваемых отпусков, больничных листов и пособий при потере трудоспособности. В 1935 году в штат МТС были переведены комбайнёры и машинисты молотилок (остальные механизаторы — только в 1953 году).

Взаимоотношения МТС и колхозов строились исходя из возможностей парка МТС, на основе договора и носили обязательный характер. До 1933 года работа оплачивалась колхозами по твёрдым денежным расценкам, но затем была введена оплата натурой в процентах от полученного биологического урожая сельскохозяйственных культур, который был выше амбарного. В 1938 году был осуществлён перевод МТС на полное государственное бюджетное финансирование. При этом государство получало от колхозов в оплату своих расходов на МТС 20% урожая зерна, кукурузы, подсолнечника, хлопка и льна, 17% свёклы и 16% картофеля. А в 1954 году натуроплата МТС стала начисляться по твёрдым ставкам — за каждый вид работ, при этом учитывался уже амбарный, а не биологический урожай.
Однако к 1949 году многие совхозы обзавелись своим парком техники, и над станциями нависла угроза закрытия. Впрочем, вопрос о ликвидации МТС временно отложили, справедливо считая, что это разорит хозяйства, не имеющие должного объёма оборотных средств.

Напротив, в соответствии с решениями сентябрьского пленума ЦК КПСС (1953 год) на МТС была возложена полная ответственность за развитие колхозного производства — от планирования до учёта и распределения произведённой продукции. В связи с этим в райисполкомах ликвидировали сельскохозяйственные отделы, а на баланс МТС передали контрольно-семенные и агрохимические лаборатории, ветеринарные участки и пункты. В 1954—1957 годах по типовым проектам стали строиться рабочие посёлки МТС, имевшие электроснабжение и водопровод, ремонтные мастерские, административные здания, жилые дома, объекты культурно-бытового назначения.

Но, несмотря на огромные затраты на создание инфраструктуры, в 1958 году на февральском пленуме ЦК КПСС было решено изменить прежний порядок обслуживания колхозов: продать им сельскохозяйственную технику и преобразовать часть МТС в ремонтно-технические станции. (Это закрепил закон «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций» от 31.03.1958). Началась их фактическая ликвидация, мотивированная тем, что в собственности колхозов техника будет использоваться более эффективно.

Продажа техники проводилась в обязательном порядке, ускоренными темпами. В 1958—1959 годах колхозы купили машин и оборудования на 32 млрд руб., из них на 18 млрд руб. — техники, ранее использовавшейся в МТС. Считается, что бывшая в эксплуатации техника (как и новая) продавалась селянам по завышенным, директивно установленным ценам. К началу 1959 года в СССР осталось всего 345 МТС из 7093 в 1957-м. Для смягчения последствий потрясения от реформы в 1961 году была создана сервисно-техническая государственная структура — «Союзсельхозтехника», а также «Союзсельхозхимия», которая занималась агрохимическим обслуживанием АПК.

В новой России с середины 1990-х годов стали осуществляться попытки вновь построить систему централизованного использования техники. Из опыта существования МТС можно заключить, что остались неразрешёнными две важнейшие проблемы: диспаритеты цен на оказываемые работы (услуги) и продукцию земледельцев. Хронически низкая платёжеспособность последних выражалась в накоплении долгов (регулярно списываемых в итоге государством) и стремлении оплачивать услуги не деньгами, а своей продукцией. Сельхозпроизводители, в свою очередь, справедливо отмечали плохое качество и недостаточный объём возможных работ и услуг, предоставляемых МТС. В итоге, эта форма агропроизводства была отвергнута плановой социалистической экономикой. Но и в условиях рынка она тоже пока не получила широкого распространения.

При подготовке статьи использованы материалы БСЭ (1974) и БРЭ (2012).




Одиссей Кизиридис приводит примеры, подтверждающие, что МТС стали развиваться и функционировать ещё до введения первых санкций и ограничений. В частности, он называет машинно-технологическую компанию (МТК) «СТА» в Рязанской области: она начала предоставлять альтернативные решения тем, кто не хотел или не имел возможности сделать капитальные вложения в покупку или восстановление техники. «И если агрохолдинг "Степь", который недавно создал МТС с ремонтной базой, сделал это, в первую очередь, для решения собственных задач и поддержания своего парка техники, то МТК "СТА" - коммерческий проект, направленный на поддержание сельхозтоваропроизводителей на коммерческой основе», — обращает внимание Кизиридис, добавляя, что в том или ином виде МТС присутствуют во всех регионах.

«В одних регионах идёт возрождение имеющихся и сохранённых со времен СССР ресурсов. А в иных, как показывает пример МТК "СТА", они появляются благодаря своевременной прозорливости», — отмечает Одиссей Кизиридис. 

Перспективы развития

По мнению Артёма Новикова, наиболее эффективны два типа МТС. Первый — это собственные МТС агрохолдингов, заточенные под нужды своих хозяйств и планирующие деятельность, исходя из ситуации на собственных полях, которые попутно, в случае высвобождения мощностей, оказывают услуги сторонним сельхозтоваропроизводителям.

Второй тип, продолжает Артём Новиков, — это небольшие региональные МТС, понимающие местную специфику, аграрии их знают и доверяют им. «Таким МТС свойственна гибкость в ценообразовании и предоставляемых условиях работы», — добавляет специалист. 

С точки зрения Александра Алтынова, в плане предложения свободного ресурса техники наибольшие перспективы могут иметь МТС на базе крупных компаний и (при развитом рынке трейд-ин) на базе дилеров, которые могли бы предлагать для аренды б/у машины, пока не нашедшие своего покупателя. 

Как отмечает Одиссей Кизиридис, краеугольным камнем в бизнесе МТС является скорость реагирования, поэтому специалист уверен: подобные услуги должны оказывать только профессиональные дилеры — те, кто ответственно подходит к решению самых сложных и оперативных задач. «На мой взгляд, научные учреждения, на базе которых также предлагается создавать МТС, не обладают необходимой оперативностью; задача производителей техники — конструировать и выпускать релевантные агротехническим запросам машины. В то же время агрохолдинги с их огромным парком будут сконцентрированы, в первую очередь, на решении своих вопросов», — рассуждает Одиссей Кизиридис. Однако он не сомневается, что кооперация сторон, в частности, сотрудничество производителей техники с дилерами при активном использовании лизинга как финансового инструмента, принесёт пользу всем, поскольку залог успешной МТС — это финансирование во избежание замораживания средств на развитие.


В свою очередь, Артём Новиков видит хорошие перспективы для развития МТС как отдельного бизнес-направления, причём не только в сфере уборки урожая, но и, как показывает практика и зарубежный опыт, в области обработки угодий СЗР или внесения удобрений. «Перспективы дальнейшего развития МТС положительны: востребованность их услуг будет только расти. Главное, чтобы функционал МТС не сводился к элементарной аренде техники, но также включал оказание широкого спектра сопутствующих услуг», — подводит итог Одиссей Кизиридис.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»