В контакте с почвой. Ошибки при выборе и хранении шин

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

В настоящее время на рынке от различных брендов представлено множество вариантов шин для сельхозтехники, предназначенных для разных типов почвы и условий эксплуатации. Благодаря современным технологиям, которые используются при производстве шин, последние способны выдерживать большую нагрузку и оказывать при этом меньшее давление на почву, что, в свою очередь, способствует повышению урожайности. Своими рекомендациями по выбору, эксплуатации и хранению шин с журналом «Агротехника и технологии» поделились эксперты и участники рынка

Выбор подходящего трактора, оборудования и прицепа — это залог эффективной работы. Но не менее важную роль при этом играют шины. «Они уже не просто отдельный компонент, они — часть системы, призванной повышать производительность сельскохозяйственной деятельности», — рассуждает Лючия Сальмазо (Lucia Salmaso), исполнительный директор европейского подразделения компании BKT.

Безусловно, сельхозтехника требует значительных инвестиций. Однако, как указывает Лючия Сальмазо, эти затраты можно оптимизировать при помощи грамотно подобранных шин, которые будут уменьшать нагрузку на почву от тяжёлых машин и их грузов, а также обеспечат передачу тягового усилия техники с мощными двигателями.

Как пояснила Сальмазо, выбор рисунка протектора, состава резиновой смеси, боковин, давления и размера шин определяется типом выполняемых работ, вариантом применения, характеристиками машины и многими другими факторами. Соответственно, чтобы правильно подобрать шины для своих целей, необходимо досконально их изучить.

Инженер компании Alliance Tire Group Сергей Андреев отмечает, что вопрос выбора шин возникает перед аграриями в двух случаях: при покупке техники в заводской комплектации и при покупке шин на замену.

В первом случае, по его словам, поле для манёвра невелико, поскольку выбор шин ограничен производителем. Во втором же случае перед аграрием открывается «окно возможностей». «Выбор начинается, когда вы сами покупаете шины на замену износившимся. И здесь каждый руководствуется собственными представлениями о том, что такое хорошая шина. Обычно речь идёт о таких параметрах, как доверие к бренду, качество продукта, проходимость, цена», — перечисляет Сергей Андреев. 

Как рассказал Юрий Антипов, менеджер по развитию бизнеса в сегменте В2В компании «Мишлен», техника приходит с завода на шинах определённого размера и модели. При этом, качественные шины на тракторе могут служить несколько лет, а на комбайне — десять лет и более. 

При выборе шин на замену он считает необходимым использовать собственный опыт эксплуатации, ознакомиться с мнением других пользователей, дистрибуторов сельскохозяйственных шин, изучить информацию о появившихся новинках и их преимуществах, а также учитывать спецификацию техники и особенности почвы.

Кроме подбора самих шин очень важно определить правильное давление, а это целая наука, поэтому лучше довериться специалистам, рекомендует Юрий Антипов. Благодаря правильному выбору можно добиться снижения уплотнения почвы, повышения урожайности, а также заметной экономии топлива, подчёркивает он.

По словам специалиста по обучению и маркетингу компании Евгения Мещерякова, в первую очередь необходимо обращать внимание на качество шин, устойчивость к порезам и проколам. Кроме того, продолжает он, шины должны обладать хорошей проходимостью и оказывать наименьшее давление на почву. 

«Для многих моделей тракторов производители предлагают широкий выбор размеров и брендов шин. И при последующей замене, например, вследствие износа, нужно обязательно придерживаться той же размерности шин, которые были установлены на трактор при покупке», — обращает внимание Евгений Мещеряков. 

Так, в компании подразделяют размеры шин по группам. В зависимости от установленной трансмиссии разница между группой задних и передних шин может быть 4 или 5. При соблюдении этого алгоритма, как объясняет Евгений Мещеряков, можно подобрать необходимый разрешённый размер шин для выполнения полевых операций, которые не сократят ресурс трансмиссии и мостов. 

«Наша компания предлагает устанавливать шины таких известных брендов как Michelin, , Goodyear. Какие из них лучше — каждый клиент выбирает сам», — добавляет специалист.

В свою очередь, менеджер по продукту компании -RM Ольга Шлопак напоминает, что задача тракторов в сельском хозяйстве — выполнять работы, связанные с большими нагрузками. А качество работ, проводимых трактором, напрямую зависит от выбранных шин, что в конечном итоге влияет и на урожайность. 

За счёт того, что даже на небольшой скорости машины производят мощное тяговое усилие, колёса и шины регулярно подвергаются большому давлению и износу, замечает Ольга Шлопак. Поэтому, по её словам, при выборе сельскохозяйственных шин становятся важными следующие критерии: соответствие модели шины типу трактора, низкое давление на грунт, устойчивость к проколам и порезам, высокая проходимость, хорошее сцепление с грунтом, а также высокая способность к самоочищению.

При этом важен тип работ, выполняемых трактором, его технические особенности и тип почвы, подчёркивает специалист. Например, чтобы трактор на мягкой и влажной почве мог обеспечить высокую тягу, используют специальные шины с глубоким протектором повышенной проходимости, делится Ольга Шлопак.

По мнению Сергея Герасимова, продукт-менеджера по тракторам компании « Восток», прежде всего, необходимо обращать внимание на соответствие шин тем нагрузкам, которые будет оказывать на них трактор с агрегатированными орудиями.

Он рассказал, что, как правило, в стандартную комплектацию машины входят шины, в которые заложена возможность работы при максимальной нагрузке. Однако если трактор планируется интенсивно задействовать именно на тяжёлых работах, то, возможно, имеет смысл взять шины с большим коэффициентом по нагрузке. «Также следует учитывать, будут ли использоваться одинарные или спаренные колеса. В последнем случае, разумеется, можно сэкономить, взяв шины с меньшим индексом нагрузки», — советует Сергей Герасимов.

Второй момент, по его словам, — это выбор между шинами низкого или высокого давления. Здесь, как пояснил Сергей Герасимов, основной подход в том, что чем выше вертикальные нагрузки, тем больше должно быть давление. Однако сегодня многие производители предлагают шины, способные работать с большими нагрузками и на низком давлении. Это, как отмечает специалист, увеличивает площадь контакта и позволяет эффективнее задействовать тяговую мощность трактора. 

Следующий важный параметр для шины, который в значительной степени влияет на рентабельность эксплуатируемой техники — устойчивость к износу, продолжает специалист « Восток». 

По его данным, разница в цене обычной и износостойкой шин варьируется, как правило, в пределах 1:1,5, но более износостойкая шина служит 2-3 сезона, а обычная — не более одного, поэтому экономия очевидна. С точки зрения Сергея Герасимова, особенно актуальна износостойкость при работе по жёсткой стерне, к примеру, при возделывании подсолнечника или кукурузы. «Остающаяся несрезанная часть растений настолько жёсткая, что буквально «вырывает» из шины кусочки резины, приводя к её эрозии», — поясняет он. 

Наконец, по мнению Сергея Герасимова, не стоит оставлять без внимания и геометрию протектора, влияющую на способность шины к самоочищению. Он отмечает, что при работе на вязкой почве, в частности, чернозёме, налипание грунта может существенно снижать эффективность работы трактора. 

222372611_4614230991920411_6137503551259443684_n.jpg

Без переуплотнения 

Значительное давление, которое сельскохозяйственные машины оказывают на почву, уплотняет её, что, в свою очередь, нарушает структуру, снижает пористость, не даёт влаге и воздуху проникнуть к корням. В условиях расширения сельскохозяйственной деятельности и использования тяжёлой техники, это явление становится всё более распространённым, обеспокоена Лючия Сальмазо.

Снизить степень уплотнения почвы, по её словам, можно за счёт использования технологий VF (very high flexion — очень высокая гибкость) и IF (improved flexion — повышенная гибкость), которые соответствуют новейшим тенденциям и используются в сельском хозяйстве по всему миру. Так, шины с технологией VF, которые предлагает компания BKT, позволяют перевозить грузы, весящие на 40% больше, при стандартном давлении воздуха в шине. «Ведь если снизить давление на 40%, то грузоподъёмность будет такой же, как при использовании обычных шин», — уточняет Лючия Сальмазо.

В свою очередь, шины с технологией IF разработаны компанией для перевозки грузов весом на 20% больше (при стандартном давлении воздуха в шине). В этом случае, как поясняет специалист BKT, давление можно снизить на 20 %, сохранив требуемую грузоподъёмность и существенно уменьшив воздействие на почву.

«Уплотнение — один из основных процессов деградации почв, связанный с проходом тяжёлой сельскохозяйственной техники в периодически возникающих сложных погодных условиях», — напоминает Юрий Антипов.

По его словам, шина, находящаяся в непосредственном контакте с почвой, может влиять на уменьшение её утрамбовки и деформации. В этом смысле, продолжает Антипов, качество сельскохозяйственной шины проявляется в её способности выдерживать большие нагрузки при очень низком давлении.

Исходя из этого, Юрий Антипов рекомендует отдавать предпочтение широким и крупнообъёмным шинам. По словам специалиста, они позволяют при снижении давления обеспечить оптимальное сцепление с поверхностью с сохранением наружного диаметра и окружности качения стандартной шины при одинаковой нагрузке. 

Он сообщил, что компания «Мишлен» также внедрила технологию IF/VF для сельскохозяйственных шин. Как пояснил Юрий Антипов, шины, произведённые по этой технологии, работают при давлении 0,6-0,8 Бар без ущерба сроку службы. В частности, такие шины обеспечивают большее пятно контакта с почвой по сравнению с обычными радиальными шинами, что снижает удельное давление на почву и не переуплотняет её. Таким образом, отмечает Антипов, корневая система растений получает больше влаги и питательных веществ. В результате урожайность с гектара повышается.

По наблюдениям Сергея Андреева, сегодня аграрии всё чаще задумываются об использовании природосберегающих технологий, о возможности снизить давление тяжёлой техники на почву. Именно эти потребители, как уверяет Андреев, обращают внимание на высокотехнологичные продукты — шины, созданные специально для уменьшения уплотнения почвы за счёт сниженного давления до 40%.

К слову, Сергей Андреев отмечает, что сейчас на рынке возрастает потребность в агролесных шинах. Они, по словам специалиста, отличаются тем, что предназначены не для спецтехники, а для тракторов (иногда усиленных), а также для использования в лёгких «лесных» условиях. «Это актуально в тех случаях, когда ведётся разработка лесных земель под использование в сельском хозяйстве. Соответственно, шины, используемые на такой работе, должны обладать повышенной надёжностью, высоким ресурсом прочности, долговечности, а также минимальным воздействием на почву», — говорит Сергей Андреев. 

Шины с технологиями VF и IF предлагают также в компании . «Такие технологии позволяют достигать большего пятна контакта за счёт сниженного давления воздуха в шине. И даже при работе со сниженным давлением шина может выдержать высокие нагрузки, а при стандартном давлении — нагрузка может быть выше на 40%», — объяснил Евгений Мещеряков. 

Говоря про гусеничные тракторы, которые наряду с колёсными выпускает его компания, специалист отметил, что они оказывают давление в два раза меньшее по сравнению с колёсными машинами, и это положительно сказывается на уплотнении почвы и, соответственно, урожайности. «Мы провели много исследований и можем сказать, что при использовании тракторов на четырёх гусеницах, а также комбайнов на переднем гусеничном ходу, можно добиться до 3% прироста урожайности», — заявил Мещеряков.

Продолжая тему переуплотнения почвы, Сергей Герасимов отмечает, что уменьшать воздействие на почву позволяют и такие решения, как установка спаренных колёс и оснащение трактора системой автоматического регулирования давления в шинах. 

К примеру, для некоторых моделей тракторов предлагаются как стационарные спаренные колёса, устанавливаемые с помощью фланцевого соединения, так и съёмные, крепление которых осуществляется при помощи зажимов. Как рассказал Сергей Герасимов, автоматическое регулирование давления в шинах — система CTIC — позволяет быстро адаптировать его под меняющийся уровень жёсткости покрытия, например, увеличивать при выезде с поля на дороги общего пользования и наоборот. 

«Менее чем за 1,5 секунды насосы прокачивают около 3500 литров воздуха, что достаточно для повышения давления на 1 бар, уровень которого контролируется специальными датчиками. Всё управление системой осуществляется из кабины трактора, кроме того, возможно сохранение нескольких профилей настроек для определённых работ», — сообщил он. 

При этом Сергей Герасимов подчеркнул, что помимо предотвращения переуплотнения почвы данное решение также экономит до 10% топлива, а также сокращает время, необходимое на подкачку шин или же спуск воздуха для повышения тягово-сцепных качеств трактора.

Основные игроки рынка, заключает Ольга Шлопак, предлагают специальные линейки шин для аграрной техники. При их разработке особое внимание уделяется технологиям VF и IF, которые способствуют сохранению агрономического потенциала почвы и снижению эксплуатационных расходов за счёт повышения эффективности сельскохозяйственной техники.

Так, по её словам, сегодня производители предлагают инновационный подход к производству шин в виде каркаса с гибкими боковинами. Данное решение, как подчеркнула Ольга Шлопак, позволяет работать шине на пониженном давлении, что влияет на размер пятна контакта колеса и количество грунтозацепов, постоянно соприкасающихся с почвой. «Результат — полная реализация тягового потенциала и улучшенное распределение удельного веса трактора. Низкий удельный вес трактора гарантирует, что почва меньше подвержена повреждению и образованию уплотнённого слоя почвы», — объяснила Ольга Шлопак. 

фото 1_span class=

Взять за правило

На мировом и российском рынках в настоящее время представлено множество шин аграрного и индустриального назначения. Ключевое требование, которое предъявляют потребители к этим шинам, — ходимость. По словам Сергея Андреева, в России производится немало продукции, соответствующей этому запросу. Однако нередко эти шины, несмотря на невысокую стоимость, обладают низким ресурсом надёжности и, соответственно, недолговечны. Поэтому сегодня, как уверяет Андреев, самые важные параметры шин — ходимость и надёжность.

Чтобы шины прослужили максимально долго, прежде всего, он советует обращать внимание на правильную их установку на диске. «Нередко до сих пор она производится с нарушением технологии, например, при помощи взрыва бензина. В результате шина может быть повреждена», — предупреждает Сергей Андреев.

Второй момент, на который он указывает, — несоблюдение техусловий и рекомендаций производителя. «Чтобы избежать простоя, затрат на ремонт или замену, обязательно регулярно проверяйте давление в шинах, — советует Андреев. — Оно должно соответствовать заявленному производителем в инструкции по эксплуатации».

По его убеждению, не стоит оставлять этот важный момент на усмотрение операторов техники, важно, чтобы такая проверка стала неотъемлемой частью политики всей компании.

«То же самое могу сказать относительно регулярного осмотра шин на предмет повреждений. Часто оператор может просто не обратить внимание на небольшое повреждение. Если же устранить его своевременно, шина прослужит ещё в течение длительного времени без необходимости замены», — отмечает Сергей Андреев.

Также, по его мнению, всем автопаркам стоит взять за правило ведение учёта шин: когда поставили, в течение какого времени эксплуатировали, когда и почему заменили. Специалист обращает внимание, что это позволит создать рационально обоснованную базу, которая поможет менять шины в плановом, а не экстренном порядке, а значит, повысит рентабельность предприятия в целом.

Компания ВКТ рекомендует найти специалиста по шинам, к которому можно обратиться при появлении вопросов или сомнений, а также для проверки шин. «Крайне важно иметь хорошо налаженную связь со специалистом, который будет систематически проверять параметры шин и при необходимости регулировать их», — подчёркивает Лючия Сальмазо.

По её опыту, проблема появляется, когда вопросы возникают в результате длительной неправильной эксплуатации шин. Вот почему компания BKT рекомендует поддерживать связь со специалистом с момента выбора шин до их замены. «Если пропустить время проверки или ремонта, может оказаться, что шины уже не подлежат восстановлению», — предупреждает Лючия Сальмазо.

При этом она советует не пытаться самостоятельно выполнить эту работу, а доверить её профессионалам. «Нет неправильных вопросов, есть вопросы, заданные слишком поздно, — рассуждает Сальмазо. — Особенно это касается шин с низким давлением. Они требуют более активной технической поддержки, которая исключит вероятность их неправильной эксплуатации и сведение к нулю эффекта от инвестиций». 

Одна из наиболее распространённых ошибок, на которую указывает специалист, — это переход на шины с технологией VF с отказом от специальных колёсных дисков. «При использовании несоответствующего диска в центральной части оказывается недостаточно воздуха, а это снижает устойчивость и ведёт к повреждению шины», — поясняет Лючия Сальмазо.

Следующая причина повреждения, по её словам, — это несоответствие шин и варианта применения или уверенность в том, что шина легко адаптируется под варианты применения, отличные от расчётных. «Например, когда на трактор устанавливается фронтальный погрузчик, нагрузка на переднюю ось увеличивается и превышает расчётную грузоподъёмность шин. В результате они постепенно повреждаются», — объясняет специалист.

Кроме того, как отмечает Лючия Сальмазо, не следует ожидать надлежащей тяговой мощности при несоответствии её величины размерам шин и машины. «Ставьте цели, но только достижимые», — советует она.

Лючия Сальмазо предупреждает: выбрать шины легко, но также легко и повредить их, если установить на машину несоответствующего типа, нерегулярно проверять технику и шины, не обслуживать в соответствии с графиком планового технического обслуживания, не поддерживать номинальное давление и систематически не контролировать его.

Подытоживая сказанное, Лючия Сальмазо ещё раз обращает внимание, что всем клиентам нужны специфичные шины, подходящие для определённых типов почвы, вариантов применения, конкретных машин, рабочих операций и потребностей. И только специалист может порекомендовать оптимальную шину из всего представленного на рынке разнообразия.

«Диалог между фермером, который знает свои производственные цели, и специалистом, который помогает их достичь, подбирая оптимальную шину, — важная часть общей работы. И этот диалог приобретает всё большее значение по мере того, как технологическая сложность шин повышается», — заключает Лючия Сальмазо.

Производители постепенно отходят от камерных шин, которые хотя и имеют ряд преимуществ, но, тем не менее, более сложные в ремонте и обслуживании. Так что камерные шины — это технология прошлого. Сегодня развиваются другие технологии производства, направленные на совершенствование состава шины, разработку новых формул резины и технологии корда.
На рынке, в основном, представлены два основных типа шин: с радиальным или диагональным каркасом. Первые считаются более эластичными и лучше поглощают вибрацию. У шин низкого давления используется именно радиальная технология. Диагональные шины, как правило, более тяжёлые, хуже отводят тепло и, как следствие, быстрее изнашиваются. Из преимуществ стоит отметить большее сопротивление такой шины боковым порезам за счёт прочной боковины и более низкую стоимость.
Существуют также разработки бездисковых шин, но пока это только экспериментальные образцы, далёкие от массового применения.


Как хранить шины?

Перед постановкой на хранение шины необходимо осмотреть. В частности, по словам Ольги Шлопак, нужно проверить поверхность колеса на наличие порезов, проколов и других повреждений; удалить налипший грунт, частицы асфальта и другие вещества, которые влияют на разрушаемость материала. Также следует проверить глубину протектора шины и установить правильное давление на период хранения.

Юрий Антипов отмечает, что правила хранения шин для сельхозтехники в целом не отличаются от тех, что применимы к обычным легковым. Одно из важных условий — шины необходимо хранить в чистом, сухом, хорошо вентилируемом помещении вдали от прямых солнечных лучей. 

Помимо этого, специалист советует хранить шины (а также камеры) таким образом, чтобы избегать повреждений, вызванных натяжением или сжатием. «При складировании в штабелях шины должны быть собраны и накачаны. То же касается и шин, установленных на машинах: важно снять с них как можно больше балласта и накачать до давления, на 0,5 бар превышающего рабочее», — рекомендует он. 

Также Юрий Антипов обращает внимание, что поблизости от места хранения не должно быть: источников озона (электродвигателей, трансформаторов, комплексов дуговой сварки); любых химических веществ, растворителей или углеводородов, которые могут повлиять на свойства резины; любых предметов, которые могут проколоть резину (острые металлические предметы и т. д.); открытого огня или горячих предметов.

Хранить шины в сухом защищённом от солнечных лучей месте с хорошей вентиляцией и в положении, исключающем деформацию, советует и Евгений Мещеряков. В целях безопасности шины должны храниться в удалении от жилых помещений и комплексов для хранения сырья, добавляет он, напоминая, что при хранении шин стоит полагаться на рекомендации и опыт производителя. 

Как отмечает Сергей Герасимов, правила хранения зависят от того, где хранятся шины и как — на технике или отдельно. «Если шины оставляются на технике, то следует ставить машины на бруски, вывешивать их, чтобы шины не касались земли. Таким образом исключается деформация, а также контакт с землей, что уменьшает влияние влаги и низких температур на резину. Также следует снизить давление до 0,6-0,8 бар», — делится Сергей Герасимов.

По его словам, если шины снимаются, их можно хранить либо вертикально на стеллажах, либо в стопке, если они складируются вместе с дисками. Но в любом случае Сергей Герасимов советует избегать соприкосновения резины, делая прокладки из деревянных брусков или других изолирующих материалов. 

Для защиты от солнечного и люминесцентного света, который также оказывает негативное влияние, по его мнению, можно использовать специальные защитные средства на восковой основе. «Но также можно прибегнуть и к хорошо зарекомендовавшему себя «гостовскому» способу, использовавшемуся ещё советскими инженерами, — покрасить колёса белой краской. Во многих хозяйствах этот способ защиты шин до сих пор используется и вполне успешно», — заключает Сергей Герасимов.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»