Аграриям хотят помочь перевести сельхозтехнику на газ

В ряде регионов будут запущены пилотные проекты по переходу на газомоторное топливо

В России используется менее 2 тысяч машин на газомоторном топливе
В России используется менее 2 тысяч машин на газомоторном топливе

Чтобы мотивировать сельхозпроизводителей покупать газомоторную технику и переоборудовать имеющуюся для работы на газовом топливе, рассматривает возможность введения дополнительных мер господдержки, сообщил первый замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов. Кроме субсидий производителям сельхозтехники, предоставления льготных кредитов и лизинговых программ предприятиям АПК могут возмещаться затраты на создание газовых заправочных комплексов и переоборудование техники с ГСМ на газ. Также по договоренности с Минпромторгом планируется снизить стоимость машин сельхозназначения, работающих на газомоторном топливе, сообщает пресс-служба Минсельхоза.

По словам Хатуова, аграрное ведомство рассматривает переход сельхозмашин на газ как перспективный способ улучшить экономические показатели предприятий АПК, снизив в два-три раза издержки на закупку топлива. В связи с этим в отдельных регионах могут быть запущены пилотные проекты по активному переводу сельхозмашин на газ, чтобы «на их примере проанализировать преимущества и рентабельность мероприятия», отмечает . Позднее предполагается создать дорожную карту и обозначить график перехода с ГСМ на газ в масштабах всей страны.

На 1 января в России эксплуатировалось около 1,6 тыс. единиц техники на газовом топливе, преимущественно в Ростовской, Свердловской областях, Краснодарском и Ставропольском краях, а также Татарстане. В то же время, по оценке Минсельхоза, внедрение таких сельхозмашин осложняется рядом факторов, прежде всего отсутствием развитой инфраструктуры и недостаточным количеством газовых заправочных станций. Кроме того, существуют технические сложности перевода определенных видов и моделей техники с ГСМ на газ.

Ранее в целях экономии переходить на газ аграриям предложило Минэнерго. Такая рекомендация была озвучена после того, как сельхозпроизводители начали выражать обеспокоенность из-за роста цен на топливо. еще зимой предлагал зафиксировать цены на ГСМ для аграриев, однако Минэнерго ответило, что цены на нефтепродукты не подлежат госрегулированию, при этом цена на природный газ более чем в 2,5 раза ниже, чем на автомобильный бензин.

Ранее власти Краснодарского края выразили готовность поддержать сельхозпроизводителей в переводе сельхозтехники на газомоторное топлива. Так, в июне губернатор региона Вениамин Кондратьев поручил региональному Минсельхозу подготовить предложения по компенсации части затрат. Он говорил, что в одном из районов Кубани уже открыт крупный передвижной заправочный комплекс, компания «Газпром» готова и дальше развивать это направление, если будет достаточный спрос.

Однако в целом инфраструктура для массового использования газа в стране сейчас неразвита, отмечает заместитель директора ассоциации «» Вячеслав Пронин. «Безусловно, использование ряда видов техники на газу экономически более выгодно в связи с постоянным и подчас резким удорожанием дизельного топлива. Однако в первую очередь этот вопрос упирается в инфраструктуру: для дизельного топлива она создана, а для использования газа — нет. Например, если мы говорим о тракторах, то должны оборудоваться газозаправочные станции, приобретаться мобильные автозаправщики и т. д.», — сказал «» Пронин. Также он отметил, что не все виды техники целесообразно переоборудовать на газ. «Один из последних примеров — компания «Гомсельмаш», которая представила в 2018 году на инновационный конкурс выставки «Агросалон» зерноуборочный комбайн, работающий на газу. Но эксперты пришли к выводу, что такой вариант небезопасен, так как при работе комбайнов может возникнуть возгорание, и если он функционирует на газу, то это может привести к взрыву», — рассказал Пронин. По его словам, начиная с прошлого года Минпромторг и Росстандарт разрабатывают серию стандартов по сельхозтехнике на газомоторном топливе, где будут содержаться все аспекты терминологии, технологии, безопасности и т. д.

Газозаправочных станций мало, а их создание на базе сельхозпредприятия требует как минимум подключения к газовой магистрали и достаточной мощности последней, притом что в стране далеко не стопроцентная газификация сельских территорий, добавляет директор практики госконсалтинга SBS Consulting Алексей Калинин. «Хорошим примером сложностей использования газа в сегодняшних условиях является перевод на газомоторное топливо пассажирского транспорта. Там процесс начался существенно раньше, но до сих пор даже в Москве немало автобусов с дизельными двигателями», — напомнил Калинин. Перспективы использования газа будут определяться не только его дешевизной относительно традиционного дизельного топлива, но и размером других затрат, в том числе на обслуживание, подключение к газовым магистралям, заправку и т. д., перечисляет он.

В то же время Пронин отметил, что технически нет ничего сложного в переводе на газ сельхозмашин, особенно небольшой мощности. И если будет разработана специальная программа по стимулированию использования этой техники, и появится спрос, то производители сельхозтехники готовы включить переоборудование машин на газ в список своих услуг, подчеркнул он.

В связи с резким удорожанием горюче-смазочных материалов в первой половине этого года правительство выделило из федерального бюджета 5 млрд руб. на компенсацию затрат аграриям. В сентябре депутаты Госдумы обратились в правительство с просьбой выделить на компенсации для АПК еще 7 млрд руб., сообщал «Интерфакс». Всего дополнительные затраты аграриев из-за роста топливных цен оценивал в 12 млрд руб. По данным агроведомства на конец июня, мелкооптовые цены на тонну бензина составили 51,9 тыс. руб., дизельного топлива — почти 56 тыс. руб., что на 27,1% и 23,5% больше, чем на аналогичную дату 2017-го. Годовая потребность аграриев в дизельном топливе для проведения полевых работ в этом году составляет 4,6 млн т, в бензине — 807 тыс. т.

Загрузка...