Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!

В сетке и пленке
Анна Ожерельева
Агротехника и технологии
31 октября 2012
Сетка-рукав, подложка с пленкой, вакуумный пакет — список отнюдь не исчерпывающий, ведь способов упаковки овощей и фруктов существует великое множество. Однако что предпочтительнее для российских аграриев? Эксперты единодушны во мнении: все слишком индивидуально и зависит от целей компании.
журнал «Агротехника и технологии»
май-июнь 2008
Фото: ИТАР-ТАСС

Оборудование по упаковке тяжело поддается классификации, так как под каждого заказчика собирается свой агрегат в зависимости от желаемых функций, рассказывает Сергей Мудреченко, менеджер по упаковке «НовАгроТех-Сервиса» (поставки оборудования по упаковке овощей и фруктов, Москва). Тем не менее, всю технику можно различать по производительности, заводу-изготовителю и типу упаковки: гепак (упаковка премиум-класса) или упаковка-сак эконом-класса (сетка-рукав с этикеткой-вайназ).

Класс упаковки

Стоимость машин, по информации Дмитрия Важенкова, менеджера по продажам компании «Илапак» (производство и продажа упаковочного оборудования), может варьироваться от 10-20 тыс. руб. до 500 тыс. евро. Самый дешевый и простой вариант — это практически ручной механизм, где оператор самостоятельно отслеживает, чтобы в упаковку попало требуемое количество продукции, и после этого нажимает педаль для запечатывания. Наиболее дорогой агрегат представляет собой целую конвейерную линию, где участие человека в производственном процессе практически не требуется. Такую, например, недавно установили на «Белой Даче» (крупный агропромышленный холдинг), вспоминает Важенков.

Мудреченко называет другие цифры: мелкому предпринимателю на упаковочное оборудование понадобится 5-6 тыс. евро. За эти деньги можно фасовать фрукты и овощи по следующей технологии: сначала при помощи специальных устройств продукция высыпается из коробок на инспекционный стол с роликовой лентой-транспортером, где вручную отбраковывается некондиция, после чего происходит взвешивание и упаковка. В то же время, напоминает специалист, нет какого-то минимального набора функций: все делается под заказчика. Некоторые, приводит он пример, отказываются даже от взвешивания, упаковывая свой товар поштучно.

В процессе выбора оборудования нужно учитывать практически все: чем занимается хозяйство, его объем закладки (урожайность), валовый сбор, кому продавать товар и т. д., перечисляет Мудреченко. Некоторые производители моют свою продукцию, чтобы повысить ее добавленную стоимость, а некоторые этого не делают, потому что у чистого овоща или фрукта сразу видны все дефекты, а это ведет к большой отбраковке и, следовательно, к издержкам. Кроме того, нужно учитывать платежеспособность целевой аудитории.

С Мудреченко согласен генеральный директор агрофирмы «Промышленная» (производство овощей, Оренбург) Виктор Голодников. «Далеко не всем, а тем более в Оренбурге, нужны мытые или даже чищеные овощи, — рассуждает он. — Уровень дохода населения низкий, поэтому многие покупают продукцию прямо с машины, не упакованную никак. Хотя, не скрою, есть и такие, кто хочет купить, например, чищенную морковь. И несмотря на то, что желающих мало, мы выполняем их заказы».

Оборудованию «Промышленной» далеко до «Белой Дачи», жалеет Голодников: «На что хватило, то и купили — не все же могут себе позволить лучшую технику, по доходу и расход». По словам гендиректора, у них стоят только простейшие агрегаты: установлена мойка, вакуумный упаковщик, а также упаковка в сетку — наиболее ходовую тару в их компании.

Сетка-рукав

Себестоимость сетки, по информации Важенкова, составляет всего 20 коп. (для сравнения: поддон стоит 2-3 руб., а упаковка с газацией — 5-6 руб.), а это значит, что потребители будут покупать упакованные в сетку овощи из-за их дешевизны.

Последний вид упаковки представляет собой прочные сетчатые мешки из полипропиленовой ткани вместимостью 25-50 кг или эластичные контейнеры в виде цилиндрической оболочки из капроновой или нейлоновой сетки. Шнур и присоединенная к нему сетка образуют в верхней части загрузочное отверстие. Аналогичное разгрузное отверстие меньшего диаметра имеется в нижней части контейнера. В загрузочном состоянии отверстия зашнуровываются, и образуется закрытый, удобный для механизированной выгрузки сетчатый контейнер.

Такая упаковка используется чаще всего в качестве транспортной тары для перевозки и закладки на хранение картофеля, корнеплодов, овощей. В агрофирме «Промышленная» размер сетки зависит от пожеланий клиента — от 1-5 до 35-40 кг. В условиях провинции последний вариант самый популярный, так как для потребителя важнее всего низкая цена продукта.

Что касается технологии, то ведущий специалист по продажам оборудования «Агропак» (оборудование для упаковки овощей и фруктов) Валерий Чернов рассказывает, что для мини-производства достаточно производительности от 4 до 8 т фасованной продукции в восьмичасовую смену. Например, полуавтомат 912 C-Рack, фасующий овощи и фрукты в сетку-рукав с клипсой идеально подойдет на эту роль, уверен специалист. Подача продукта (сырья) осуществляется вручную, предварительной обработки нет. Это самый бюджетный и экономный вариант для тех, кто начинает, советует Чернов. При должном обслуживании, своевременном выполнении регламентных работ и ремонте срок эксплуатации такого агрегата составит 10 лет. Но в промышленности необходимо уже автоматическое оборудование с производительностью не ниже 1 т/ч, замечает специалист.

Поддон

Если корнеплоды и цитрусовые чаще всего упаковывают в сетку-рукав, то для фасовки томатов, огурцов и грибов производители чаще всего предпочитают подложку, покрытую пленкой. Стоимость такой упаковки, по словам Важенкова, дороже, чем сетки (2-3 руб. против 20-30 коп).

Оборудование состоит из стального нержавеющего корпуса, устройства крепления рулона с пленкой, матрицы для лотка, крышки с тефлоновым покрытием и устройства регулировки температуры сварки. Лоток с продуктом помещается в матрицу, пленка протягивается оператором на длину лотка, закрывается тефлоновая крышка, происходит процесс сварки верхней пленки с лотком, после чего запаянный лоток с продуктом извлекается из матрицы.

Производительность такого оборудования сильно зависит от человеческого фактора, но в среднем можно говорить о 4-5 упаковках в минуту. Полуавтоматические упаковочные устройства для запайки лотков более технологичны и универсальны по сравнению с ручными механизмами. Их производительность составляет 7-8 циклов/мин., но многое зависит и от комплектации, которую выбирает заказчик (вакуумирование, например, сокращает производительность почти вдвое). Что касается автоматического оборудования, то его производительность — около 20 упаковок в минуту.

Генеральный директор агрофирмы «Нива» (выращивание и продажа овощей и грибов, Москва) Борис Храмцов рассказывает, что их хозяйство самостоятельно упаковывает в пластиковые контейнеры огурцы, томаты, зелень и грибы. «Преимущество упакованного товара перед развесным (томаты и огурцы) — 5 руб./кг, кроме того, это дает возможность брэндирования и открывает просторы для рекламы», — доволен гендиректор.

Первоначально компания упаковывала свой товар вручную, но вскоре стало понятно, что нужно покупать автоматы, продолжает Храмцов. Сперва хозяйство приобрело корейскую машину за 400 тыс. евро с производительностью 18 упаковок в минуту. Результат понравился, и через год купили DIGI 4600 производительностью 35 упаковок в минуту за 1,6 млн евро. Оборудование выбирали исходя из сроков поставки и предпочли то, которое уже было в Москве у продавцов, рассказывает гендиректор. В результате объем производства увеличился на 25%. Сейчас агрофирма продает 400 тыс. упаковок в год.

Владимир Силаев, главный технолог племзавода «Детскосельский» (Санкт-Петербург), говорит, что в их компании мытые овощи предпочитают упаковывать в целлофановые пакеты. В основном это картофель, морковь и свекла, но также есть и огурцы, которые хозяйство выращивает в начале сезона в открытом грунте. «Производителю есть смысл упаковывать свою продукцию самостоятельно, — замечает Силаев. — Во-первых, это прибавочная стоимость, во-вторых, способ рекламы. Ведь покупая необработанную продукцию, потребители не знают производителя, что, безусловно, является негативным фактором. К тому же оборудование сокращает расходы на трудозатраты». Впрочем, подытоживает специалист, для маленьких хозяйств покупка оборудования будет чересчур накладной.

С Силаевым солидарен заместитель директора по производству Высоковского тепличного комбината (г. Кострома) Алексей Корнилов: упаковкой овощей и фруктов (вне Москвы и Петербурга) занимается очень мало хозяйств. С этим утверждением согласен и Мудреченко: как правило, небольшие хозяйства продают свой товар большим компаниям, которые упаковывают эту продукцию. Кроме того, упаковочное оборудование покупают хозяйства-производители, поставляющие продукцию непосредственно в сетевые магазины, либо просто оптом, добавляет он.

Однако, по словам Корнилова, в их случае все произошло иначе. Хозяйство продавало супермаркету упакованные томаты и грибы (по 5-6 т в месяц), но потом магазин, с которым они сотрудничали, отказался принимать упакованную продукцию и теперь фасует овощи сам. Впрочем, всю работу по упаковке в «Высоковском» проводили вручную, что приносило только хлопоты, не отрицает директор по производству, и руководство хозяйства было только радо избавиться от обузы. «К тому же в Костроме люди предпочитают покупать овощи на развес: это и дешевле, и качественнее (в упаковке часто попадаются подпорченные овощи)», — добавляет Корнилов.

Кстати, наличие оборудования для сортировки не всегда говорит о финансовых возможностях предприятия. Так, на агрокомбинате «Московский», производящем, по словам его главного технолога и управляющего Александра Зименко, около 300 т томатов в день, всю продукцию упаковывают вручную и не спешат покупать оборудование. «Дело в том, что сортировку мы производим вручную, так как машины слишком грубо обращаются с продукцией, — объясняет генеральный директор компании Евгений Сидоров. — В упаковке также нет смысла, если вы хотя бы раз прикоснулись к овощу».

Материалы для лотков
Наиболее часто используемые в России лотки производятся из полипропилена (РР), ламинированного картона и ламинированного вспененного полистирола (EPS). С целью оптимизации качества сварки, свойства термосварки лотка и пленки должны совпадать, поэтому если материал лотка — РР, то и пленка (или ее нижний слой, если пленка многослойная), которая приваривается к лотку, должна быть из полипропилена.
В качестве верхнего (закрывающего) материала чаще всего используются многослойные (2−5 слоев) пленки, верхний слой которых обладает жаростойкостью, необходимой при контакте с запаечным элементом, а нижний обеспечивает сварку пленки с лотком. При упаковке овощей пленка должна давать возможность продукту «дышать», чтобы избежать скорой порчи.
Мнение специалиста
Евгений Сидоров, генеральный директор агрокомбината «Московский»:
Для достижения успеха компании необходимо, в первую очередь думать об интересах потребителя. Ни в коем случае нельзя продавать или даже раздавать некачественный продукт бесплатно. Поэтому мы забираем из магазина всю свою просроченную продукцию и уничтожаем бульдозером, хотя это и обходится нам очень дорого.
Осетрины второй свежести не существует — есть свежая и испорченная, но производители и продавцы все время пытаются ее изобрести. Например, известно, что салаты бывают свежие (охлажденные), резаные и живые. Из них пользу для организма приносят только последние, потому что в остальных видах из-за термической обработки и давней даты сбора витаминов уже практически не осталось. Тем не менее, такую некачественную продукцию импортируют и продают по более высоким ценам, чем местную, хотя последняя несравненно качественнее.
Во многих европейских странах сейчас принимают законы о местной продукции: она должна быть выращена не более чем в 160−180 км от места продажи, иначе для ее сохранности потребуется дополнительная обработка — газация или охлаждение, что приведет к потере витаминов. Но в нашей стране об этом пока никто не задумывается. Недавно я видел в московском магазине салат, где были указаны дата и место сбора: 2008 г., Виргинские острова. Вот вам ответ на вопрос, почему овощи необходимо упаковывать: для того, чтобы потребители знали, какой продукт они берут. Упаковка — это ответственность продавца перед покупателем.
Показать еще
Статьи по теме



Рекомендации
Реклама