Растения могут менять свое поведение из-за запахов

Влияние запахов на гены растений поможет улучшать качество и количество урожая растений без применения генной инженерии или пестицидов

У растений нет носа, чтобы ощущать запахи, но оказалось, что подобной способностью в каком-то смысле могут обладать их гены

Это обнаружили ученые из Токийского университета в Японии после 18 лет работы. Их открытие — пока только первый шаг к пониманию улавливания химических элементов запахов и изменения экспрессии генов у растений. Однако уже сейчас можно сделать вывод, что открытие может использоваться для манипуляций с системой распознавания запахов растения для изменения их поведения.

Известно, что растения могут распознавать определенный класс молекул запахов, известных как летучие органические вещества. Они незаменимы для выживания многих растений. Например, с их помощью растения притягивают птиц и пчел, отпугивают вредителей и реагируют на заболевания растений в округе. Что немаловажно, эти соединения также придают особый запах эфирным маслам, вырабатываемым и используемым растениями.

В своих опытах японские ученые использовали табак. Клетки этого растения подвергались воздействию разных летучих органических веществ. Так, после многочисленных исследований и опытов стало ясно, что молекулы запахов меняют экспрессию генов у растений путем соединения с другими молекулами корепрессорами транскрипции (корепрессор — это молекула белка, которая прекращает транскрипцию, то есть считывание ДНК).

Перед тем как влиять на растения, молекулы запахов должны проникнуть в их клетки и накопиться там. Это означает, что реакция на изменения окружающей среды при помощи улавливания запахов у растений замедленна. В то же время реакция растения на стресс в течение суток вполне обычна. Это означает, что для данного вида это приемлемый срок и более быстрого реагирования не требуется.