Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!

Smartseeds оцифрует торговлю зерном
Татьяна Кулистикова
Агроинвестор
12 июня 2018
Через три года компания рассчитывает перевозить 80% от всего объема зерна, доставляемого автотранспортом
Сейчас в системе Smartseeds зарегистрировано более 2 тысяч грузовиков
Фото: М. Стулов

Компания Smartseeds, которая с прошлого года развивает систему автоматизации в сфере логистики зерна, начинает создание онлайн платформы, которая объединит торговлю и доставку сельхозпродукции. На первом этапе к уже существующим опциям добавили электронную очередь на терминалы и выбор лучшего места поставки груза. В перспективе компания хочет запустить и другие сервисы — оценку качества продукции, экспедиторское обслуживание и т. д. Однако ключевое звено — логистика, именно поэтому Smartseeds начала работу с оцифровки автомобильных перевозок, рассказал CEO проекта Кирилл Подольский. Сервис Smartseeds — по сути «Uber для грузовиков», сравнивает он. У проекта нет своего парка машин, компания не будет сама заниматься торговлей, она лишь объединяет участников рынка на свой платформе.

По словам Подольского, сейчас интересы Smartseeds сосредоточены на юге страны, в основных экспортных регионах. Экспортеры играют главную роль на рынке торговли зерном. В этом сезоне из собранных 135 млн т около 52 млн т предполагается экспортировать, а в перспективе вывоз зерна планируется увеличить до 70-80 млн т, напомнил Подольский. «Экспортеры — наши главные заказчики, они самые структурированные, поэтому мы начали работу с ними, хотя будем работать и с переработчиками, независимо от размера их бизнеса», — отметил он. Через три года Smartseeds рассчитывает перевозить 80% от всего объема зерна, доставляемого автотранспортом, уточнил Подольский «Агроинвестору». Также компания рассчитывает занять какую-то долю рынка железнодорожных перевозок. «Поскольку мы снизим стоимость, то увеличим конкуренцию с железной дорогой», — говорит он. Кроме того, в пользу автотранспорта говорит то, что спрогнозировать сроки подачи вагонов бывает крайне сложно в отличие от машин.

Сейчас в системе Smartseeds зарегистрировано более 2 тыс. грузовиков с установленными GPS-трекерами (компания ставит их за свой счет). Работа не предусматривает никакого бумажного документооборота — все оформляется в электронном виде, поэтому перевозчикам необходимо получить квалифицированную электронную подпись. С момента первой перевозки зерна в декабре 2017 года с помощью Smartseeds было выполнено более 4 тыс. рейсов, доставлено свыше 100 тыс. т зерна. Оборот компании вырос с $3 тыс. в декабре до $727 тыс. в апреле. «С июля мы рассчитываем кратно увеличить перевозки и выйти на объем 200 тыс. т в месяц, — делится планами Подольский. — Сейчас в нашей системе зарегистрировано девять из десяти крупнейших экспортеров зерна. «Гленкор» и «Зернотрейд», которые начинали тестировать с нами систему в прошлом году, планируют возить через Smartseeds максимальное количество грузов или даже весь объем». Торговля зерном и логистика в секторе страдают от корпоративной коррупции, поэтому топ-менеджеры и акционеры компаний заинтересованы в оцифровке перевозок, поскольку в этом случае все будет на виду, поясняет Подольский.

Чтобы обеспечить плановые объемы перевозок, компания рассчитывает ежемесячно увеличивать чисто зарегистрированных в системе машин минимум на 500 штук. Сделать это поможет в том числе введение электронной очереди на терминалах — сервис начал тестироваться в мае этого года. Сейчас серьезная проблема отрасли — дорогая и неэффективная логистика. Для городов, где находятся экспортные терминалы, обычная картина — большие очереди из грузовиков, их несанкционированные стоянки. При этом перевозчик сталкивается с проблемой — как доказать, что простой был связан с ожиданием у терминала, которое может затянуться на несколько дней. Цифровизация перевозок позволяет четко видеть, когда приехала машина, и где был простой.

В свою очередь терминалы тоже заинтересованы в том, чтобы принимать именно ту продукцию, которая им нужна в данный момент. «У терминала есть карго план, он понимает, что ему нужно грузить, например, кукурузу, а по живой очереди идет фуражная пшеница, а емкости для хранения ограничены. С электронной очередью он пропустит сначала те машины, которые везут нужный ему груз, — комментирует Подольский. — Мы ставим терминалам трекеры также за свой счет и бесплатно предоставляем электронную очередь машинам, но только тем, которые зарегистрированы в системе. Терминалы дают им тайм слоты, когда приезжать на разгрузку». Когда начнется новый сезон, и крупные терминалы начнут принимать машины по тайм слотам вперед живой очереди, регистрация в Smartseeds вырастет в разы, рассчитывает он. «Вам же сейчас не придет в голову прийти в МФЦ и, не взяв талон электронной очереди, ждать, пока она вдруг закончится, чтобы пройти? Так будет и тут», — уверен Подольский. Сейчас электронная очередь внедряется на терминалах «КСК» в Новороссийске, в Тамани, на Ростовском КХП и Таганрогском зерновом терминале, которые в сумме отгружают на экспорт около 15 млн т зерна, уточняет он. Зарабатывает компания за счет комиссии — целевой уровень 15%, хотя, по словам Подольского, нужно стремиться к 20%.

Кроме повышения эффективности логистики оцифровка рынка позволит сделать его более прозрачным. При этом здесь будет важна возможность использования электронных товарно-транспортных накладных — такое решение правительство может принять до сентября, говорит Подольский. По его словам, сельхозперевозки идеально подходят для тестирования этой системы. «Это позволит оптимизировать документооборот всех участников рынка, ускорит оборот транспорта и позволит сократить издержки», — уверен он. Также это поможет решить проблему перегрузов машин и недобросовестной конкуренции.

Модуль «Лучшее место поставки» Smartseeds запустила в феврале этого года. «Мы намерены построить дистрибутивную систему, это даст возможность с наименьшими затратами выбрать наилучшие условия для продажи товара и обеспечить надежность сделок — мы хотим быть клиринговой системой которая может проводить все взаиморасчеты, обеспечивать их надежность и надежность поставок», — говорит Подольский. Сейчас работает функционал «Лучшая цена». 95% экспортеров и переработчиков публикуют на сайтах цены — что, где и почем они закупают, однако человеку трудно определить, куда ему выгоднее везти свой товар с учетом затрат на логистику. «Наш робот анализирует сайты и дает информацию, где можно получить лучшую цену из расчета CPT на воротах минус логистика, — рассказывает Подольский. — Пока это, скорее, работает как справочный сервис, мы советует, с кем можно заключить договор в офлайне и заказать через нашу систему транспорт. В перспективе мы хотим, чтобы продавцы могли размещать в системе твердую оферту, также в будущем через Smartseeds можно будет заключать сделки, при этом система автоматически подберет машины для перевозки груза, и они сразу получат тайм слоты от терминала, на которым им нужно ехать».

Тестировать торговую площадку Smartseeds начнет в сентябре, через год-полтора она планирует предложить рынку смарт-контракты на блокчейн-технологии. Однако для реализации этого проекта документы должны быть типизированы, поэтому важная часть работы компании — участие в создании правил зерновой торговли. Как ранее писал «Агроинвестор», правила будут создаваться по аналогии с теми, которые действуют в Международной ассоциации по торговле зерном и кормами (GAFTA).

Показать еще

Статьи по теме


Рекомендации
Реклама