«Дамате» взялась за ростовскую утку. Компания восстановит производство на мощностях «Донстара»

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Группа «Дамате» выкупила у Россельхозбанка права требования по обязательствам компании «Донстар» — утиного проекта основателя «Евродона» Вадима Ванеева. После ухода последнего с рынка индейки пензенский холдинг занял его лидирующее место в рейтинге крупнейших производителей этого вида мяса. Теперь дело стало за уткой. Если перезапуск мощностей на 16,5 тыс. т ежегодно состоится как планируется, в третьем квартале, то уже по итогам 2020-го «Дамате» может стать самым крупным российским производителем и утиного мяса

передал «» права требования по обязательствам ростовского «Донстара» — проекта основателя «» Вадима Ванеева по производству мяса утки. Новым кредитором «Донстара» стало ООО «Новые утиные фермы», учрежденное пензенским холдингом в Ростове-на-Дону в конце марта, следует из данных kartoteka.ru. Сумма сделки сторонами не уточняется. В реестр кредиторов «Донстара» включены требования на 6,9 млрд руб., из которых 6,53 млрд руб. приходилось на долг перед . По словам первого заместителя предправления Россельхозбанка Ирины Жачкиной, на протяжении года тщательно подбирал эффективного инвестора, обладающего передовым опытом в промышленном производстве и реализации мяса птицы и готового принять на себя ответственность за возрождение проекта.

Удачная покупка

«», мощности которого рассчитаны на выпуск 16,5 тыс. т мяса утки в убойном весе в год, был основан в 2010 году. Вертикально-интегрированный комплекс включает инкубатор, отделение по выращиванию родительского стада, площадки откорма товарной утки, перерабатывающий завод, а также элеватор и цех производства комбикормов. Работа предприятия была остановлена два года назад из-за ухудшения финансового положения в результате управленческих ошибок и вспышек гриппа птиц на «Евродоне». За первые шесть месяцев 2018-го комплекс выпустил 14 тыс. т мяса утки в живом весе. В сентябре 2019-го в компании было введено наблюдение. Сейчас «» находится в процедуре банкротства. На момент прихода на предприятие «» поголовья на комплексе не было, не работало электро- и газоснабжение, делится совладелец и гендиректор холдинга Рашид Хайров.

В июне текущего года «Новые утиные фермы» заключили договор на аренду имущественного комплекса «». «В ближайшее время планируется провести технологический аудит на арендуемых мощностях, осуществить мероприятия по устранению технологических рисков и возобновить производственную деятельность в III квартале 2020 года», — рассказывал «» представитель министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области в начале июля. По мере возобновления производственной деятельности на арендуемых мощностях компания рассчитывает привлечь часть бывших работников «Донстара». В настоящее время потребность в кадрах в «Новых утиных фермах» отсутствует, сообщал представитель ведомства.

Мощность комплекса после возобновления производства останется прежней, утверждает гендиректор «Новых утиных ферм» Римантас Мацкевичюс. «Это уже крупнейший комплекс по производству утки в стране, дальнейшее расширение не планируется, — делится он. — Между тем спрос на утиное мясо имеет потенциал роста, мы видим интерес со стороны покупателя». Культура потребления мяса утки в России сейчас находится в стадии формирования, хотя в СССР утиное мясо было популярным, напоминает топ-менеджер. Учитывая, что на рынке в течение нескольких лет ранее работал крупный игрок, «» фактически будет заполнять уже имеющийся спрос. Кроме того, у группы есть опыт популяризации мяса нишевых сегментов, такого как индейка, и вывода его на высокие объемы. Из блюда для праздничного стола утка вполне может стать одним из продуктов регулярного спроса, верит Мацкевичюс. «Мы видим перспективы этого предприятия и готовы приложить максимальные усилия, чтобы возобновить его работу в кратчайшие сроки», — добавляет Хайров. 

16.JPG

Дать же реальные оценки состояния объектов комплекса и требуемых инвестиций «» сможет после проводимого сейчас технологического аудита, уточнял Мацкевичюс в начале июля. Первая продукция появится на прилавках до конца текущего года, уверен он. При этом компания не планирует сохранять для мяса утки прежний бренд «Утолина» и сейчас разрабатывает собственный. О его запуске будет объявлено дополнительно. «У „“ уже есть федеральная дистрибуция для индейки, и мы планируем использовать существующую клиентскую базу для реализации и утиного мяса, причем в категории „ультра-фреш“», — сказал топ-менеджер.

17.JPG

Ценный актив

Оценить стоимость актива дистанционно, без определения его состояния, сложно, а предприятия, у которого последний год не было выручки и EBITDA — тем более, обращает внимание президент компании Альберт Давлеев. Однако если рассчитывать годовой оборот на основе задекларированного объема производства в 16,5 тыс. т, то при средней цене в 170 руб./кг он составит 2,8 млрд руб. Таким образом, стоимость сделки могла составить от 2,5 млрд до 3 млрд руб., считает он.

Операционные и финансовые результаты деятельности «Донстара» за 2019 год представляют весьма печальную картину, и оценить по ним стоимость актива невозможно, отмечает аналитик ГК «» Алексей Коренев. К тому же компания отмечена следующими дополнительными факторами риска: телефон указан несколькими юридическими лицами, у предприятия есть незавершенные исполнительные производства, в отношении него применена процедура банкротства, имеются обременения доли в уставном капитале и отсутствует собственный капитал. Кроме того, по состоянию на 25 июня 2020 года оценочная сумма взыскиваемой с предприятия задолженности составляет 78 млн руб. «Иными словами, за душой у „Донстара“ ничего, кроме долгов, — комментирует Коренев. — Понятно, что покупатель такого актива возьмет на себя и все обязательства компании перед кредиторами и акционерами. Но, с другой стороны, этот фактор может оказаться весьма весомым при оценке стоимости сделки». По сути, покупателю остается лишь рассчитаться по долгам компании и перезапустить производство, восстановив оборудование (если оно по какой-то причине неработоспособно) и наладив бизнес-процессы.

Расходы на маркетинг не будут критически велики, так как в этом случае «» уходит «под крыло» «» и фактически может пользоваться его структурой маркетингового сопровождения. То же можно сказать и про логистику, систему управления и иные сопутствующие процессы. Но вот оценить объемы инвестиций, требуемые для восстановления производства, сейчас представляется затруднительным: если с задолженностью «Донстара» все более или менее понятно, то в каком состоянии находятся сами мощности, неизвестно, и на их восстановление могут потребоваться немалые ресурсы, подытоживает аналитик.

Учитывая уровень кредитной нагрузки, который был на «Донстаре» перед процедурой банкротства, ключевой задачей кредитора было «оживление» и финансовое оздоровление актива без проведения процедуры конкурсного производства и реализации активов компании на торгах с возможным дисконтом и убытками для кредитора, высказывает свою точку зрения руководитель проектов практики «Стратегическое консультирование» компании «НЭО Центр» Екатерина Михалева. Важно было найти покупателя, который взял бы на себя обязательства и смог выстроить эффективный производственный процесс. Поэтому договоренности с «» выглядят оптимальным выходом из сложившейся ситуации, полагает эксперт. «Возобновление производства позволит холдингу нарастить присутствие на рынке ЮФО, вывести новый бренд под утку и повысить узнаваемость „Индилайта“ (бренд „“ для индейки)», — верит Михалева.

Для любого интересанта «» привлекателен прежде всего из-за статуса крупнейшего промышленного производителя мяса утки в России и его истории лидерства на рынке на протяжении 2012-2018 годов, акцентирует внимание Давлеев. Профильных инвесторов в утку в России очень мало, и они крайне ограничены в возможностях роста или поглощений. Потенциальный покупатель мог бы перепрофилировать актив в площадку для производства бройлеров или добавить утиное мясо в портфолио других своих продуктов, говорит эксперт. Именно последнее и сделала «», активно диверсифицирующая свой бизнес за счет новых направлений: помимо индейки это уже молоко, баранина, мороженое, а теперь и утка. «С точки зрения маркетинга утка ближе к индейке, чем курица или свинина, как более дорогое мясо, и целевой покупатель примерно один и тот же. Кроме того, новый актив на юге России позволит группе расширить географию бизнеса в дополнение к проектам по баранине в Ставропольском крае», — полагает Давлеев.

Большой плюс «Донстара» в том, что это относительно новое предприятие — ему менее десяти лет, так что оно, скорее всего, в неплохом состоянии, продолжает эксперт. Другое важное преимущество — наличие площадок собственного родительского стада, что значительно облегчает обеспечение производства инкубационным яйцом. Вместе с тем «» географически удален от основных целевых рынков — крупных мегаполисов Москвы и Санкт-Петербурга, где дорогое утиное мясо более востребовано. Помимо этого, комплекс находится в относительной близости к индейководческим фермам и другим предприятиям «», что создает напряженную ситуацию по биобезопасности.

«» интересный актив, соглашается исполнительный директор Константин Корнеев. Он органически вписывается в бизнес «». «Это профильная история и довольно выгодная покупка, — говорит он. — „“ имеет хорошую инфраструктуру. Расширять собственные мощности, строить с нуля намного сложнее и дольше — только подготовка разрешительных и проектных документов может занять года два».

Depositphotos_28631073_s-2019.jpg
Легион-Медиа

Не без трудностей

Несмотря на все плюсы «Донстара» и компетенции «», перспективы проекта могут омрачаться ситуацией на рынке. Сейчас все упирается в спрос и снижение покупательной способности, отмечает Корнеев. Это затрагивает любой проект мясной отрасли и не только. При этом сегмент продаж мяса утки — это преимущественно ритейл среднего и выше среднего уровня, а также HoReCa, которая сильно пострадала из-за карантинных ограничений. «Утка пока недостаточно распробована россиянами, и подавляющий ее объем реализовывался до пандемии коронавируса именно в рестораны, — подтверждает гендиректор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов. — Но возникший кризис сильно повлиял на ситуацию, и пока что не получается вернуться к показателям продаж, которые были в конце 2019 года. Когда восстановится сбыт — непонятно, особенно учитывая угрозу второй волны коронавируса». Поэтому многие производители, работающие на этом рынке, стараются сейчас переориентироваться на ритейл. И все же при удачной маркетинговой кампании и активной работе с розницей и ритейлом перспективы проекта вполне неплохие, считает Лахтюхов. 

За необычные вкусовые качества утку очень ценят в ресторанах, подтверждает аналитический обозреватель исследовательского агентства «Новые технологии» Елена Козина. «Но из-за пандемии этот канал сбыта находится в тяжелом положении, а если учесть, что прогнозируется вторая волна COVID-19, то он нескоро вернется к прежним оборотам, — вторит она Лахтюхову. — Это возможность — или необходимость — для производителей развивать розничные продажи. Проблема только в том, что для большинства россиян утка не продукт повседневного спроса».

Стоит отметить, что помимо уже начавших работу «Улыбина» (Новосибирская область), «Утиных ферм» агрохолдинга «Русское поле» во Владимирской области и компании «Птичий двор», работающей на площадке «Утиных ферм» в Челябинской области, новых проектов в стране за последние несколько лет так и не появилось, отмечает Давлеев. Пока все они находятся в стадии роста, и говорить о возврате инвестиций еще рано. Проблема у всех одна — спрос.

За время отсутствия «Донстара» на рынке не появилось производителя крупнее, который смог бы занять его нишу в прежнем объеме, говорит Козина. «На рынке утиного мяса много локальных производителей, которые поставляют продукцию в ограниченное количество федеральных округов. И только экс-лидер „“ имел широкую географию продаж с долей почти в два раза большей, чем у всех конкурентов вместе взятых, — рассказывает эксперт. — С его уходом некоторые производители, в том числе те, которые только зашли на рынок, расширили свою дистрибуцию, но никто из них так и не смог занять место бывшего лидера». При этом интерес к данному сегменту присутствует, что видно по запуску новых проектов. С появлением крупного производителя ситуация может поменяться.

Резкое обострение экономической ситуации и «схлопывание» ресторанного сектора заметно снизили возможности реализации продукции у всех участников рынка. «Скорее всего, с приходом на „“ менеджеров „“ приток новых инвесторов в сектор прекратится из-за резко возрастающей конкуренции, так как на фоне наблюдающегося снижения платежеспособного покупательского спроса банки вряд ли будут их финансировать», — скептичен Давлеев.

18.JPG

Впрочем, уже действующие на рынке игроки обострения конкуренции после перезапуска мощностей «Донстара» не боятся. В частности, птицефабрика «Чикен-Дак» (Алтайский край, проект запущен в 2005 году) мощностью производства 1,5 тыс. т мяса в год вряд ли почувствует особое давление из-за возобновления работы ростовского комплекса, считает директор по экономике и развитию компании Людмила Гузева. «Нашим прямым конкурентом в Зауралье является утиная птицефабрика „Улыбино“, выпускающая 2,5 тыс. т мяса и планирующая увеличить объемы до 18 тыс. т продукции в год, — признает она. — У нас схожий ассортимент, технологии и даже одна мясная порода утки — пекинская французской селекции». Сам «Чикен-Дак» поставляет покупателям замороженную продукцию — логистика и сроки годности не позволяют работать с «охлажденкой» и отправлять ее в дальние регионы. В отличие от «Улыбина», которое реализует в том числе и охлажденную разделку. То же самое касается ростовского производства: предприятия находится гораздо ближе к Москве и сможет распространять по столичным сетям именно охлажденную утку, отмечает Гузева.

Ценовая ситуация

Затруднять реализацию планов «» по утке может вероятное снижение рыночной цены на этот вид мяса, не исключает Корнеев. В некоторых регионах утка уже подешевела, обращает внимание Гузева. Если раньше оптовая цена замороженной тушки доходила до 200-210 руб./кг, то сейчас торговые сети внутри страны не берут ее по цене выше 160-170 руб./кг. При этом окупаемость проектов по утке происходит как минимум в два раза медленнее, чем комплексов по выращиванию бройлера, акцентирует внимание Гузева. «На 1,8 кг корма курица дает 1 кг прибавки в весе, а утке для этого нужно целых 7 кг корма, стоимость которого постоянно растет, и в себестоимости на него приходится не менее 65%», — утверждает она.

Зато в торговых сетях цена утиного мяса в последние два года стабильно увеличивалась, знает Козина. Так, по сравнению с первым кварталом 2018 года средняя стоимость продукции из утки повысилась в два раза — с 288 до 487 руб./кг. Для сравнения, индейка стоит около 400 руб./кг, а курица — 200 руб./кг. «Именно поэтому, несмотря на всю пользу утиного мяса, покупатель отдает предпочтение бройлеру — стоит он в разы дешевле, и готовить его проще», — говорит она. В оптовом звене в начале июля мясо утки предлагалось по цене в диапазоне от 140 до 450 руб./кг в зависимости от разруба, упаковки, ценовой и маркетинговой стратегии производителя, информирует Давлеев. 

Драйвером увеличения спроса на утиное мясо в рознице, по мнению Козиной, могли бы послужить информационная поддержка и рост доходов населения. Но с учетом того, что сейчас, напротив, увеличивается спрос на менее затратные продукты, в ближайшее время отрасль в лучшем случае ждет стагнация. При этом потенциал никуда не уходит, но для его развития необходимо вкладываться в продвижение товара, рассказывать потребителям о качестве мяса утки, о том, какая она вкусная и полезная. С развитием промышленного производства увеличатся и варианты разделки, фасовки мяса. Кроме того, увеличение предложения позволит улучшить дистрибуцию и снизить розничные цены. «Тогда доля продаж, несомненно, увеличится, как в натуральном, так и в денежном выражении», — верит эксперт. 

Представитель одной из утиных компаний, мощности которой расположены в Сибири, утверждает, что проблем со сбытом продукции в рознице не наблюдается даже сейчас. Причем лучше реализация идет через региональные сети, а также фирменные сети производителей мясной продукции. Продажи через отдельные каналы с начала года к лету выросли в несколько раз, утверждает он. «Им интересно, что наша продукция — это качественно упакованная разделка, а не целые тушки. Это удобно и потребителю: он может приобрести утку на пробу, не тратя много денег, — акцентирует внимание спикер. — Те же, кто распробовал утку, с удовольствием вводят ее в рацион. Давно пора развеять миф о том, что она жирная и трудная в приготовлении. Это вкусное и полезное мясо, и не только на праздники».

Особенности убоя

Утка — водоплавающая птица, она покрыта перьями и пухом, удаление которого требует специальных технологий. После оглушения и обескровливания птица опускается в ванну с водой высокой температуры, после чего проходит через бильные (перосъемные) машины, где удаляется основная часть оперения. Далее тушка погружается в расплавленную восковую массу, где происходит процесс воскования — удаление остатков пеньков и пуха. Затем следует этап потрошения, после чего птица попадает в камеру воздушно-капельного орошения. В конце специалист проверяет качество обесперивания, и тушки отправляются в цех разделки.


Из ЛПХ в промсектор

Розничные продажи утки станут активнее развиваться по мере восстановления потребительского спроса, однако более медленными темпами, чем это предполагалось до ситуации с пандемией, считает Альберт Давлеев. Потребление данного вида мяса в России пока крайне низкое — менее полукилограмма на человека в год. И в перспективе утка в какой-то мере может повторить успех индейки как альтернативы бройлеру, свинине и говядине. По прогнозу , в ближайшем десятилетии промышленное производство мяса утки в России может достичь 160-200 тыс. т в убойном весе, из которых 10-20 тыс. т может экспортироваться.

Общая потребность России в утке еще не закрыта, уверена Людмила Гузева. К тому же можно смело ориентироваться на развитие поставок отечественной продукции в Китай, оптимистична она. «Безусловно, у данного рынка есть свои нюансы и особенности, к нему нужно найти подход, но на него вполне можно рассчитывать», — полагает топ-менеджер. И прежде всего полагаться на внешние рынки сможет как раз такой крупный производитель, каким может стать предприятие «». 

Утка — это нишевый продукт с выраженной сезонностью, возражает Константин Корнеев. Сделать ее чем-то масштабным трудно: в России не сформирована культура потребления данного вида мяса. «Так, если в той же Франции, где утка — традиционное мясо, создание сильного промышленного сектора выглядит закономерным, то в нашей стране это скорее вариант для КФХ, — настаивает он. — Небольшим хозяйствам проще отслеживать изменения запросов покупателей, так как они общаются с ними практически напрямую. При продаже через торговые сети сделать это труднее».

Тем не менее промышленный сектор производства утки за последние десять лет сделал огромный рывок. Еще в 2009 году 99% получаемого в стране утиного мяса выращивали ЛПХ: по данным , тогда во всех хозяйствах было произведено 66 тыс. т, в том числе в сельхозпредприятиях — 0,7 тыс. т (здесь и далее — в убойном весе). Уже в 2016 году доля производства утиного мяса в сельхозпредприятиях увеличилась до 33% (24,6 тыс. т) в связи с выходом на полную мощность «Донстара», введенного в действие в 2014-м. Но в связи с остановкой его производства объемы промышленного производства опять снизились. В прошлом году сельхозпредприятия выпустили лишь 9,5 тыс. т утиного мяса, что на 43% ниже уровня 2018-го. С учетом объемов в ЛПХ и КФХ производство во всех категориях хозяйств в 2019 году составило 65,2 тыс. т, сообщает гендиректор Галина Бобылева. По оценке «Новых технологий», после ухода с рынка «Донстара» доля утки в общих продажах мяса в торговых сетях сократилась до менее чем 0,3%. В то время как в 2018-м, когда ростовский комплекс еще работал, утиному мясу принадлежало 1,13% рынка.

19.JPG

По прогнозу , в 2020 году производство утиного мяса в сельхозпредприятиях может вырасти в 2,4 раза в сравнении с 2019-м. Такой прибавке будет способствовать запуск птицефабрики «Улыбино» (планируемая мощность — 18 тыс. т утиного мяса в год к 2024-му), возобновление производства на базе «» силами «», а также начало работы на базе бройлерной птицефабрики «Центральная» утиного комплекса агрохолдинга «Русское поле» во Владимирской области, также рассчитанного на 18 тыс. т. В перспективе ближайших пяти лет запланировано увеличение объемов в КФХ «Рамаевское» (Татарстан) — с 1,9 тыс. т до 16,8 тыс. т. Нарастить выпуск мяса утки до 4,5 тыс. т (в 2019-м — 3 тыс. т) намерен и «Брюховецкий кролик» в Краснодарском крае, информирует Бобылева. Кроме этого, рассматривается создание птицеводческого комплекса по выращиванию утки в Ставропольском крае с планируемой мощностью 10 тыс. т в год. При условии выхода «Новых утиных ферм» в Ростовской области на плановые объемы общероссийский выпуск утиного мяса к 2024 году в сельхозпредприятиях удвоится и может достигнуть 65 тыс. т. 

Ошибки в управлении

Детально рассказать о том, что привело к проблемам «Донстар», смогут только собственники и ведущие управленцы, считает Константин Корнеев из «Ринкон Менеджмент». Решение о распределении средств принималось внутри компании, и вряд ли это как-то повлияет на дальнейшую историю «Донстара» уже под руководством «Дамате», говорит он. Вполне возможно, что имели место ошибки в финансовом и управленческом менеджменте, предполагает Альберт Давлеев из Agrifood Strategies. Так, в течение долгого времени для развития продаж компания продавала свою продукцию зачастую ниже себестоимости. Помимо этого, предприятие сильно зависело от своего «старшего брата» — «Евродона», у которого накопилось гораздо больше проблем. «И, наконец, невозможность сдержать развитие вспышек гриппа птиц из-за проблем в управлении вопросами биобезопасности привело к почти полной дезорганизации работы обоих предприятий», — добавляет эксперт.


Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»