Выбор редактора

С конца 2015 года вдвое выросло число россиян, недовольных качеством мяса, молока и молочных продуктов, показал опрос, проведенный в июне компанией «Ромир». Если полтора года назад лишь 8% отмечали ухудшение качества молока и молочных продуктов, то сейчас — 15%, аналогично доля недовольных выросла и по мясу.

Большинство опрошенных считает качество молока неизменным, хотя с конца 2015 года их количество несколько снизилось — с 68% до 65%, одновременно несколько сократилась — с 17% до 15% — и доля тех, кто находит, что оно стало выше. Улучшение качества мяса в июне отмечали лишь 14% против 20% полтора года назад, а 65% полагают, что оно за последний год не изменилось (в 2015-м — 60%). При оценке качества колбасных изделий число недовольных увеличилось с 12% до 18%, при этом доля тех, кто заметил улучшение, снизилась с 18% до 12%.

В то же время потребители стали выше оценивать качество сыров, хотя по сравнению с другими категориями к ним по-прежнему больше всего нареканий. Тем не менее, теперь уже более половины опрошенных (57%) считают, что качество сыров за последний год не изменилось, хотя при предыдущем опросе такой ответ давали только 42% респондентов. При этом сократилась доля тех, кто считает, что качество сыров продолжает ухудшаться: полтора года назад такого мнения придерживалась треть россиян (33%), сегодня же — чуть более четверти (27%). Число тех, кто видит улучшения в качестве сыров, также снизилось, но менее значительно — с 13% до 10%.

Также улучшилось отношение покупателей к фруктам, по качеству которых доля критиков снизилась до 15% с 20% в 2015-м. Сохранение качества фруктов на прилавках российских магазинов констатировали 66% против 53% в 2015-м, вместе с тем тенденцию к улучшению отметили лишь 13% против 18% по результатам предыдущего опроса.

Рост числа россиян, отмечающих ухудшение качества по ряду категорий, может быть связан с низким уровнем доходов населения и увеличением количества потребителей, покупающих более дешевые продукты питания, полагает гендиректор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. «Так, производители мясной продукции для снижения себестоимости меняют рецептуры и используемое сырье. Это связано с сокращением реальных доходов населения, а также очень высокой ценовой конкуренцией среди производителей мясной продукции», — сказала она «Агроинвестору». Что касается молочной продукции, то эксперт напомнила, что несмотря на серьезные инвестиции в молочную отрасль, до сих пор сохраняется дефицит сырого товарного молока. «В результате оно заменяется сухим молоком, растительными жирами, что также приводит к снижению качества продукции», — добавила Тюрина.

В то же время исполнительный директор «Союзмолоко» Артем Белов не согласен, что произошло ухудшение качества молочной продукции. «Если смотреть более длинную динамику, за последние 10−12 лет, то оно, конечно, улучшилось. Это связано с повышением качества сырьевой базы. Если же говорить о ситуации в последние два-три года, то я не думаю, что были какие-то существенные и ощутимые для потребителя изменения», — прокомментировал он «Агроинвестору». В улучшении же отношения потребителей к сырам нет ничего удивительного, уверен Белов. «Качество сыров действительно стало существенно выше. Во многом это связано с тем, что доля фальсифицированной продукции, которая была значительной три года назад, сейчас сокращается. Если в среднем по молочной категории три года назад доля фальсификата составляла около 10%, то сейчас она снизилась до 6−7%. К тому же потребитель стал более разборчив и стал понимать, что такое сыр, а что такое сырный продукт», — добавил он.

В целом ситуация стабилизировалась

Исследование проводилось, чтобы оценить отношение респондентов к качеству продуктов, в первую очередь из категорий, попавших под действие продэмбарго. В августе 2014 года Россия в ответ на санкции со стороны западных стран ограничила импорт ряда товаров, что привело сначала к исчезновению с полок магазинов некоторых привычных продуктов и брендов, а затем к попыткам их замещения, напоминает «Ромир».

В результате опрос показал, что в среднем две трети россиян считают, что качество продуктов из санкционных категорий за последний год не изменилось. «В конце 2015 года такой ответ давали около половины респондентов Таким образом, можно говорить, что период наибольших потрясений от замены брендов на полках и смены качества вновь появившихся товаров остался позади», — делают вывод социологи компании. По их мнению, эту тенденцию подтверждает, например, анализ оценок качества рыбы — доли россиян, которые заметили улучшение (10%) или ухудшение (19%) не изменились за полтора года. При оценках качества овощей с момента последнего опроса неизменной (17%) осталась доля тех, кто отметил ухудшения. Хотя и сократилось число респондентов, которые почувствовали улучшение качества овощей — с 23% до 14%.

Лидерами по числу отрицательных оценок стали россияне, проживающие в городах с населением 100−500 тыс. человек, респонденты из Центрального и Южного федеральных округов. В частности, наибольшее число жалоб от этих категорий респондентов прозвучало в адрес качества молочной продукции, мяса и колбасных изделий. Качество овощей больше критиковали жители Центрального, Южного, Уральского и Северо-Западного округов. Качество рыбы вызывает больше нареканий у респондентов Урала и юга. Качество фруктов в большей степени не устраивает жителей Северо-Запада и Урала. А о продолжающемся снижении качества сыров чаще говорили жители городов-миллионников, респонденты из Центрального, Северо-Западного и Уральского округов.