Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!

Семенной хай-тек
Иван Васильев
Агроинвестор
31 октября 2008
В 2000 году заслуженный работник сельского хозяйства Андрей Чалков уволился с должности гендиректора тюменского Заводоуковского ОПХ, которому посвятил 20 лет, чтобы больше никогда не работать на земле. Однако данное себе обещание ему пришлось нарушить уже через два года после ухода из хозяйства. Чалков стал контролирующим акционером группы «АгроИнтел», которая кроме трейдинга зерна и агротехники специализируется на семеноводстве. Теперь он собирается стать лидером в этом сегменте, производя до 150 тыс. т семян в год, а через несколько лет хочет вывести свой холдинг на IPO.
журнал «Агроинвестор»
июнь 2008
Фото: ИТАР-ТАСС

«АгроИнтел» Чалков с тремя приятелями, тоже агрономами, основал в 1997 году, еще работая в ОПХ. Они заложили Сбербанку свои дома, автомобили и получили кредит 250 тыс. руб. Но активным развитием бизнеса учредители сначала не занимались, как, впрочем, и сельским хозяйством: торговали зерном, компьютерами, ветпрепаратами, производили муку, хлебобулочные изделия и т. д. Оборот был скромным — 300-400 тыс. руб./мес., вспоминает Чалков.

Бизнес на четверых

Выйти на новый уровень ведения бизнеса компании в 2000 году помог Владимир Якушев (сейчас — губернатор Тюменской области), возглавлявший тогда «Запсибком-банк». Чалков, хотя и не был знаком с Якушевым, пробился к нему на прием и попросил у него 1,5 млн руб. на развитие «АгроИнтела», убедив выдать кредит чуть ли не под честное слово — залогов у него тогда не было.

В 2005 году акционеры «АгроИнтела» получили дипломы MBA и наняли консультанта по управлению — компанию «Смоленцев и партнеры». Получив бизнес-образование и выслушав советы консультантов, Чалков сделал для себя вывод, что нужно сконцентрироваться на одном, основном, направлении. «А у нас стратегии не было, финансовые средства распылялись», — признается он. Поэтому владельцы компании решили сделать приоритетным семеноводство (зерно, горох), а «поддерживающим» бизнесом выбрали продажу зерна, агротехники и запчастей к ней. «Зернотрейдингом занялись, поскольку производить одни только семена невозможно, — объясняет Чалков, — на товарное зерно — продовольственное и фураж — приходится до 60% урожая. А реализация техники и деталей имеет ту же целевую аудиторию, что и продажа семян». Компания продает комбайны «Ростсельмаша», опрыскиватели немецкого Domane и украинские прицепные агрегаты — в основном игольчатые бороны для обработки почв по нулевой технологии. В планах на 2008 год -оказание услуг по сервису этой техники.

Два года назад два акционера из четырех покинули «АгроИнтел» - не были готовы к изменениям в стратегии, деликатно говорит Чалков. Их доли выкупили он и первый замгендиректора Юрий Щетин — сейчас у них пакеты в 51% и 49%. Щетин взял на себя оперативное управление, а Чалков сосредоточился на стратегическом развитии.

Ставка на землю

С 2005 по 2006 год в «АгроИнтеле» выстроили систему полеводства, которую Чалков называет оптимальной. Чтобы минимизировать погодные риски, он приобретает или арендует в Тюменской и соседней Курганской областях земли массивами по 7-8 тыс. га. В 2008 году засеяли 4 массива — в общей сложности 26 тыс. га. Расстояние между самыми северными и южными угодьями — 350 км: этого, по расчетам Чалкова, хватает для того чтобы не зависеть от климатических рисков. Например, в 2007 году в Тюменской области при уборке шли дожди, так что кондиционных семян получить не удалось — вместо них собрали товарное зерно. А вот под Курганом погода была идеальной, и урожай семян составил 16 тыс. т, доволен директор.

Посевную и уборочную кампании вахтовым методом ведут мобильные отряды по 12-14 человек, формируемые из сотрудников компании. В каждом есть тракторы Case с сеялками Bourgault и Horsh, загрузчики семян и удобрений, жилые вагончики, мини-электростанция, передвижная столовая и даже баня. Отряды двигаются от одного земельного массива к другому со скоростью 40 км/час, проходя в день до 250 км. Уборкой заняты 16 «Донов», 3 John Deere и 6 New Holland. Почвы обрабатываются по минимальной технологии. В 2007 году «АгроИнтел» потратил 160 млн руб. на покупку техники, включая сортировальное оборудование, а в этом — с января по май — уже освоил 70 млн. Большую часть этой суммы потратили на четыре 530-сильных трактора Case: каждый стоил 8 млн руб. и столько же прицепное оборудование. Еще одну машину дилер «АгроИнтела» «Аякс-агро» держит для него в резерве на тот случай, если один из тракторов компании сломается и отказ не удастся устранить за сутки.

Земли у «АгроИнтела» 40 тыс. га, в том числе 26 тыс. га пашни. Угодья покупают (количество гектаров в собственности — коммерческая тайна) либо берут в аренду у пайщиков не менее чем на 25 лет без права досрочного расторжения договора по инициативе одной из сторон. Исключение — невыполнение компанией договорных обязательств. Чалков, правда, уверяет, что таких случаев еще не было, а сам он даже перевыполняет обязательства: к примеру, в 2007 году выдал арендодателям по 8 ц зерна на пай вместо обещанных 5 ц.

Кому «товар», кому семена

Товарное зерно покупают производители кормов, муки, птицы и пищевых продуктов: «Аладушкин групп», Глазовский комбикормовый завод, «Рыбинскхлебопродукт», «Провими» (владеет подмосковным «Геркулесом»), Пермский мукомольный и Гатчинский комбикормовый заводы, Боровская птицефабрика. С этими компаниями у «АгроИнтела» до 2009 года подписаны договоры на продажу более 120 тыс. т/год зерна. А «Аладушкину» Чалков специально подбирал сорт овса, необходимый этому холдингу для выпуска диетического питания.

Семена гороха, ячменя, пшеницы, овса и тритикале продаются сельхозпроизводителям в 32 российских регионах. В 2007 году компания заработала на них почти 200 млн руб. На то, чтобы вывести сорт, у «АгроИнтела» уходит 3-4 года. Особая гордость директора — горох. «АгроИнтел» вывел технологичные сорта этой культуры, которые можно убирать прямым комбайнированием. Поэтому с их реализацией аграриям нет проблем, говорит Чалков. Спрос на такие семена не только превышает предложение, но и помогает поддерживать продажи другой продукции. «Купив горох, клиенты приезжают и спрашивают, что еще у нас имеется, — объясняет он. — Мы предлагаем ячмень, овес, пшеницу — они и это покупают». Тонна семенного гороха стоит 15-30 тыс. руб. при себестоимости 8 тыс. руб.

Чалков хочет сделать свою компанию первой в семеноводческом сегменте. Тем более что место национального лидера, по его наблюдениям, вакантно — производство семян сосредоточено в небольших хозяйствах, продажи у них не превышают 1,5- тыс. т/год. И вообще у этого рынка большие перспективы, уверяет директор: в 2007 году российские игроки реализовали семян зерновых и зернобобовых примерно на, 5 млрд, а потенциальная емкость — минимум -7 млрд/год. Прямых конкурентов у «АгроИнтела» нет, считает Чалков. Большинство региональных компаний работает по устаревшим технологиям и на несовременной технике, нет грамотных специалистов по продажам. «А уж отделы маркетинга для них просто космос», — говорит Чалков. Некоторые компании сумели нарастить продажи до 8-12 тыс. т семян за сезон, признает он, но таких мало.

Глава «АгроИнтела» мыслит намного большими масштабами. Через 3-5 лет он хочет продавать 100-150 тыс. т семян зерновых и гороха в год вместо нынешних 16 тыс. т. Уже в этом году производство удвоится, обещает Чалков. Для этого компания не только консолидирует новые угодья, но и развивает аутсорсинг: поставляет другим хозяйствам суперэлиту и элиту, гарантируя им выкуп урожая по заранее определенному тарифу — с премией от 15 до 50% к текущей рыночной цене. В период созревания культур специалисты «АгроИнтела» инспектируют поля компаний-партнеров, оценивая состояние посевов. Такие проекты позволяют Чалкову развивать не только семеноводство, но и трейдинг, поскольку значительная часть урожая приходится на товарное зерно.

Для «АгроИнтела» существуют два главных критерия выбора хозяйства на аутсорсинг — наличие профессиональных агрономов и укомплектованность соответствующей техникой. Гендиректор тюменской агрофирмы «Кримм» Геннадий Рязанов заключил с Чалковым лицензионное соглашение на выращивание гороха сорта «Ямальский», по которому платит ему роялти — 8-12% от продаж. Аутсорсное семеноводство — перспективный бизнес, не сомневается Рязанов, ведь оно доказало свою эффективность на Западе. Того же мнения и знакомый с Чалковым гендиректор ИКАРа Дмитрий Рылько. Он ссылается на успешный опыт российских пивоваров, наладивших контрактное производство семян для хозяйств-поставщиков товарного ячменя. А вот президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский оценивает проект «АгроИнтела» скептически: очень сложно проконтролировать качество семян, которые будут производить аутсорсинговые партнеры.

Где хранить

Выращенное самостоятельно и законтрактованное зерно компания будет увозить на свой семенной завод в Тюменской области, рассчитанный на 100 тыс. т, в том числе 40 тыс. т семян. Его запустят в июне. Предприятие, которое обошлось «АгроИнтелу» в 260 млн руб., полностью автоматизировано, его сможет обслуживать один оператор. При заводе есть железнодорожный терминал, позволяющий отгружать 3,5 тыс. т зерна в сутки. Для хранения семян овса, производство которых планируется увеличить до 30 тыс. т/год, компания в апреле купила линейный элеватор. В 2008—2009 годах Чалков вложит в его модернизацию, 5 млн.

Семеноводство в Тюменской области финансово поддерживает администрация, так как губернатор поставил местным аграриям задачу повысить урожайность не меньше чем до 25 ц/га вместо нынешних 20 ц/га. «АгроИнтел» в прошлом году собрал с тюменских угодий больше чем 50 ц/га. При строительстве семенного завода региональные власти выплатили ему до 100 млн руб. субсидий. Есть и другая мера, рассказывает Чалков: если компания продает семена по цене фуража, то облправительство компенсирует ей разницу. Это подтверждает и Лариса Реутских из отдела растениеводства департамента АПК Тюменской области. Она говорит, что кроме «АгроИнтела» власти поддержали аналогичный проект «Кримма». Он сейчас завершает строительство семенного цеха на 10 тыс. т семян зерна, рапса и гороха. Рязанов оценивает инвестиции своей компании в этот объект в 183 млн руб. Около 50% вложений компенсировал облбюджет, радуется он.

Следующим этапом для «АгроИнтела» будет покупка и модернизация семеноводческих станций, в том числе в Восточной Сибири. Чалкову интересны не столько сами эти активы, сколько их клиентская база. А в сибирские регионы он намерен идти потому, что там у его компании больше всего постоянных покупателей.

Больше занимать

Чалков планирует активно занимать на развитие бизнеса. Сейчас кредитный портфель компании с учетом инвесткредитов — 350 млн руб. при годовой выручке 550 млн руб. Потенциал роста портфеля Чалков оценивает еще в 300 млн руб. и говорит, что не ранее чем через 4-5 лет «АгроИнтелу» удастся провести IPO. Привлекаемые на публичном рынке деньги, по его подсчетам, дешевле залогового кредитования. Но прежде чем выходить на биржу, нужно сформировать положительную кредитную историю. Для этого компания дважды выпускала вексельные займы — на 20 и 10 млн руб. Первый погашен, а второй в обращении.

Сейчас «АгроИнтел» размещает по закрытой подписке так называемый клубный облигационный займ (трехлетний, 150 млн руб.). Подписаться на облигации могут институциональные инвесторы — банки и финансовые компании. Ставка — 13,5-16%, в зависимости от объема средств, вложенных в бумаги «АгроИнтела» (разрешенный максимум — 30 млн руб.). Председатель совета директоров компании «Смоленцев и партнеры» Константин Смоленцев говорит, что клубные облигации никто из российских эмитентов еще не размещал. Однако для бизнес-стратегии «АгроИнтела» выпуск таких бумаг — закономерный этап перед размещением классических облигаций и выходом на IPO, уверен он.

Стадо под нож
«АгроИнтел» занимается только растениеводством, подчеркивает Чалков, не позволяя властям навязывать себе убыточное животноводство. Сейчас компания входит с бизнес-проектами только в те районы, с администрациями которых удается заранее договориться, что производить молоко и откармливать скот инвестор не будет. Это помогает избегать убытков, которые холдингу приходилось нести в предыдущие годы. Директор вспоминает, как его компании в 2007 году вместе с землей досталась молферма на 200 коров с неплохими надоями — по 5,5 тыс. кг/год. Однако, просчитав все затраты, он выяснил, что коровники каждый месяц приносят по 150 тыс. руб. убытка. Чалков дал коллективу полгода на то, чтобы сделать хозяйство хотя бы безубыточным. Однако по истечении этого срока положение дел на ферме не изменилось, и «АгроИнтел» продал скот.
Показать еще
Статьи по теме



Рекомендации
Реклама