Тянет к земле

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Как образованные молодые люди меняют офисы на сельское хозяйство

Молодых предпринимателей, готовых на свой страх и риск начать собственный агробизнес, в отличие от девяностых годов, сейчас единицы: в намного большем почете карьеры госчиновников и офисных менеджеров. Но желающие рискнуть все же есть. Хозяйства у них небольшие, как, впрочем, и доходы. Амбиции их предшественников, начинавших 15-20 лет назад, были масштабнее, да и возможностей заработать начальный капитал тогда существовало больше. Однако теперь у молодых другая мотивация: агробизнес не столько ради денег, сколько для самореализации, возможности улучшить качество жизни и быстрее, чем в городе, заслужить уважение окружающих.

Василию Цибикину 30 лет. Он окончил Тольяттинский социально-педагогический колледж и Саратовский социально-экономический университет. Работать по одной из полученных специальностей (у Василия два диплома — учителя физкультуры и экономиста) не захотел и вот уже пять лет помогает своему отцу в бизнесе. В Марксовском районе Саратовской области у них растениеводческое хозяйство, состоящее из 3 тыс. га обрабатываемых земель (11 лет назад начинали с 300 га), небольшой фермы на 300 свиней и 500 овец. Как глава хозяйства отец отвечает за финансовую сторону бизнеса, а сын как его заместитель — за техническую часть и выполняет все обязанности, связанные с подготовкой к посевной.

Василий не скрывает, что отец с самого начала желал ему работы не в колхозе, а в тепличных офисных условиях. «Он мечтал, чтобы я сидел в кресле — в белой рубашке и начищенных ботинках», — смеется предприниматель. Даже экономическое образование он получил, потому что на этом настоял его отец, который думал, что, имея диплом, сын уедет в Саратов и сделает там карьеру. «Но жизнь в городе — это не мое, — убежден Василий. — Меня тянет к земле, здесь я могу работать с 6 утра до 11 вечера и не уставать, а в городе меня хватает максимум на пять часов». У предпринимателя есть и другой аргумент. «В поселке у меня полностью обустроенный дом в 360 кв. м, есть все необходимые хозяйственные постройки, — рассказывает он. — И мне трудно понять людей, которые работают наемными менеджерами, пусть даже за хорошую зарплату, и при этом всю жизнь живут в съемных квартирах».

Бизнес на сезон

По специальности Андрей Шейфер — экономист-менеджер, в 2005 году окончивший Сибирский госуниверситет телекоммуникаций и информатики. «Я бы мог остаться в Новосибирске и продолжить работать по специальности, но не захотел», — рассказывает он. Андрей вернулся в родной поселок Краснозерский Новосибирской области и устроился там в структурное подразделение «Ростелекома». Когда молодому человеку исполнилось 27 лет, он понял, что одной зарплаты наемного сотрудника недостаточно, чтобы прокормить семью (у Андрея жена и сын), и он решил открыть собственное дело. Весной 2010 года зарегистрировал мини-ферму, точнее собственное гусиное хозяйство ООО «Портал». Начальные инвестиции, по его словам, составили больше 500 тыс. руб.: 150 тыс. руб. — на закупку птицы, 50 тыс. руб. — на корма, еще 350 тыс. руб. — на строительство птичника. Часть денег Андрей занял у друзей, часть составили собственные сбережения и еще 300 тыс. руб. ему предоставила областная администрация в форме гранта по программе поддержки малого и среднего бизнеса. Грант, уточняет предприниматель, он получил через четыре месяца после регистрации фирмы, и выдавался он только под строительство птичника: все лето и большую часть осени, до перечисления этих средств, разводить первых гусей пришлось в домашних условиях. «Падежа было не избежать. Я потерял где-то 30% птицы (всего закупил 1 тыс. голов). Но все равно уже первый забой почти окупил мои личные инвестиции», — делится Андрей, поясняя, что выручка его фермы в прошлом году составила более 200 тыс. руб. Составляя бизнес-план, предприниматель прежде всего учитывал сезонный фактор. «Гусиные тушки, как правило, покупают накануне праздников — Нового года и Рождества, — знает он. — Поэтому я решил не торопиться и пока не вкладываться в хозяйство полного цикла, начиная с закупки и инкубации яиц. Я не занимаюсь выращиванием гусей: такой бизнес требует больших инвестиций. Мне сейчас намного выгоднее купить птицу (молодняк), потратить четыре месяца на ее откорм и затем продать».

Андрей уверяет, что заняться птицеводством было несложно — прежде всего потому, что в Краснозерском районе, где находится хозяйство, относительно недорогая кормовая база. Район, говорит он, дает в среднем 10% зерна всей Новосибирской области, а всего в регион входит 30 административных районов. Фураж, по словам Шейфера, он в прошлом году закупал по 1-1,5 тыс. руб./т. Самостоятельно растениеводством заниматься труднее, чем выращиванием птицы, рассуждает Андрей. Во-первых, этот рынок насыщен — в районе много частных хозяйств и бывших колхозов. А во-вторых, это вопрос других инвестиций, говорит он: стоимость посевных комплексов исчисляется миллионами рублей, но кроме техники нужно еще иметь склады, гаражи, нанимать рабочих и т. д. Сейчас в хозяйстве Шейфера работают всего три человека — один агроном и двое сотрудников, занимающихся выпасом и откормом птицы. «На самом деле доля техники в структуре себестоимости готовой продукции не самая большая», — комментирует Павел Репников, президент Ассоциации дилеров сельхозтехники «Асход». При производстве зерна, по его словам, она составляет 15-17%, а при выращивании овощей и картофеля — 30-35%. Из слов Репникова следует, что Шейфер принял верное решение не начинать растениеводство: если у молодого предпринимателя ограниченный объем инвестиций, то лучше вовсе не начинать этот бизнес, советует он. «Зерно предполагает большие объемы, закупать его небольшими партиями не будет ни одно мукомольное предприятие», — объясняет он. Молодые предприниматели часто идут в птицеводческую сферу, знает Репников. В этом бизнесе самая высокая оборачиваемость товара — 2-3 раза в год, отмечает он. На втором месте — свиноводство, на третьем — растениеводство, на последнем — молочное и мясное животноводство (в последнем оборачиваемость средств может достигать семи лет), перечисляет глава ассоциации.

От экскурсий к забою 20 лет назад те, кто хотел начать свой бизнес, не осторожничали. Напротив, побеждали и добивались своего напористые, настойчивые и активные. «Вы помните, что тогда творилось на рынке? Прежние механизмы снабжения были разрушены. […] Не было еще стабильных поставщиков, не было ни одной компании с именем», — вспоминал в одном из интервью Вадим Мошкович, основатель «», одного из крупнейших и старейших отечественных агрохолдингов. В середине 1990-х ему удалось стать поставщиком сахара для московской кондитерской фабрики «Красный октябрь». Затем предприниматель приобрел три сахарных завода в Белгородской области, и его компания помимо трейдинга начала заниматься производством сахарной свеклы. В 1999 году она уже входила в тройку лидеров сахарного бизнеса: Мошкович поставлял сахар на 20 кондитерских фабрик, работал в 50 регионах и начал выходить на новые рынки — производство зерна и переработка масличных. В 2000 году для реализации всех агропроектов он создал компанию «-Инвест». В 2011 году группа «» удачно разместила акции (IPO) на бирже LSE в Лондоне, заработав больше $300 млн.

Многие из известных сегодня бизнесменов, дававших интервью «», не скрывают: 20 лет назад заняться аграрным бизнесом было легче, чем сейчас, да и начальный капитал можно было заработать намного проще. Виктор Линник, президент холдинга «» (крупнейший российский производитель свинины) начинал с туристического бизнеса. В 1991—1992 годах он вместе с братом Александром встречал иностранцев и проводил для них экскурсии. Зарплата инженера тогда была 160 руб./мес., то есть $50-60, а в туризме можно было заработать по $100 в день, рассказывал он в интервью «». Зря времени братья не теряли: среди туристов были предприниматели, которых интересовали не только достопримечательности, но и разные варианты развития нашего рынка. Они-то и подкинули им несколько идей о том, как можно развивать свое дело, и даже предоставили начинающим предпринимателям небольшой товарный кредит. Линники добавили к этим средствам собственные сбережения и занялись продажей сухого молока и других продуктов питания. Так начинали бизнес нынешние владельцы крупного агрохолдинга с годовой выручкой более $1 млрд.

Ничего непонятного и необычного в сельскохозяйственной отрасли нет, тем более в 1990-е годы сельхозпроизводство не было таким технологически сложным, как теперь, делился мнением в интервью «АИ» председатель совета директоров компании «» (крупный производитель мяса птицы) Александр Орлов. А Алексей Верхотуров, гендиректор и совладелец агрохолдинга «Русское зерно», начавший бизнес уже в начале 2000-х, объяснял желание вкладываться в АПК тем, что восемь-девять лет назад это была одна из немногих неконсолидированных отраслей с десятками тысяч участников. При этом скупка земель и производств федеральными агрохолдингами и международными компаниями тогда только начиналась.

Сам себе хозяин

Александр Мельниченко, 26-летний совладелец ООО «Галкинское», находящегося в Камышловском районе Свердловской области, говорит, что его картофельное хозяйство окупилось быстро — менее чем за два года. «Мы начали бизнес в 2009 году, в первый год вложили около 10 млн руб., а сейчас эти деньги уже вернули и реинвестируем в развитие», — рассказывает он. Александр добавляет, что предприятие начинало с 10 га, а сейчас обрабатывает 400 га земель и 600 га сенокосов.

Агробизнесом он занимается вместе с отцом Василием и партнерами из Екатеринбурга. Кроме «Галкинского» предприниматели имеют племенную кролиководческую ферму «Диетпродукт» (производит 15 тыс. т мяса в год). В «Галкинском» Александр владеет 50% долей, а в «Диетпродукте» 20% принадлежит отцу, остальные доли — екатеринбургским партнерам.

По специальности Александр — инженер-механик пищевого оборудования. Но ни в какой другой сфере, кроме сельскохозяйственной, молодой предприниматель себя не видит. «Это только говорят, что сельское хозяйство не дает быстрой прибыли, — рассуждает он. — В прошлом году мы закупили элитные смена картофеля по 50 руб./кг, засеяли 40 га и собрали 15 т/га. Это при том, что мы не используем минеральных удобрений для повышения урожайности». Выручка — более 7,5 млн руб. — позволила выплатить кредиты (6,6 млн руб.) и оставить средства на развитие. Максимальной цена продаж товарного картофеля была в марте — удалось реализовать часть урожая по 25-28 руб./кг, доволен Александр. Семена хозяйство в течение сезона реализовывало по 35 руб./кг. Но развивать бизнес трудно, признает предприниматель: сейчас вместе с отцом Александр планирует увеличить мощности фермы, а для этого нужно 10 млн руб. Однако «», по его словам, тянет с кредитом. «Не то, чтобы нет денег, проблема в бюрократии: сначала требуют собрать документы, потом, когда соберешь и принесешь все бумаги, оказывается, что на месте нет нужного человека. И так целый год», — расстраивается Александр.

Самое сложное — это люди

Самое трудное в сельскохозяйственном бизнесе — управлять людьми, считает Цибикин. Он учится это делать в реальной жизни, а не в университетских аудиториях. «С одной стороны, в районе мало квалифицированных специалистов, не хватает опытных механизаторов и трактористов, — говорит он. — С другой, людям не прикажешь добросовестно работать, ведь мы тоже не можем платить им высокие зарплаты. В нашем хозяйстве работает пять человек, и поскольку это в основном сезонные работы, форма оплаты труда сдельная».
И все же есть один важный психологический момент, который заставляет молодых людей заниматься агробизнесом: для них любимое дело и уважение окружающих играют большую роль, чем деньги и карьерные перспективы офисных менеджеров. «В городе ты один из многих, а здесь я для всех — Василий Александрович», — улыбается Цибикин.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»