В командном зачете

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Как агрокомпании занимаются тимбилдингом

В АПК приходит мода на тимбилдинг. В отличие от других отраслей, агрокомпаниям собрать на командообразование всех работников затруднительно: активы (фермы, угодья и предприятия) могут находиться в сотнях километров друг от друга и еще дальше от центрального офиса. Поэтому распространен общий тимбилдинг для менеджмента и отдельные мероприятия для местных дивизионов. Затраты на командообразование в бюджетах агрокомпаний могут составлять до нескольких миллионов рублей в год. К тимбилдингу они относят совместные выезды на природу, дни рождения компании, обучающие программы, корпоративы и коллективные спортивные состязания. Последние наиболее популярны, особенно если «копоративным» видом спорта увлечен основной владелец.

Примерно 10 лет назад в Россию пришла мода на тимбилдинг (team building, англ. — построение команды). «Как правило, такие мероприятия приурочены к праздникам, например, дню создания компании, — рассказывает ведущий консультант по прямому поиску в сфере АПК международного кадрового агентства «Виват персонал» Екатерина Евсеева. — Бюджет одного мероприятия может быть самым разным: от нескольких сотен до нескольких миллионов рублей».

Делать вместе

По словам Евсеевой, самый популярный вид тимбилдинга — спортивные соревнования за городом. Это могут быть, например, командные игры в футбол или теннис, пейнтбол и т. д. Доходит дело и до прыжков с парашютом, улыбается она. Бывает, что тимбилдинг превращается в настоящую турпоездку, если компания организует путешествие за границу. Все зависит от фантазии собственника и бюджета, которым располагает служба hr. Еще одна разновидность тимбилдинга — обучение сотрудников за счет компании (тренинги и семинары). В результате у сотрудников появляются общие цели и интересы. «Но в агрокомпаниях тимбилдинг пока развит слабо, — признает Евсеева. — В отрасли он еще только зарождается». Тем не менее большинство опрошенных «Агроинвестором» руководителей агрокомпаний и их представители сказали, что реализуют программы с чертами тимбилдинга либо задумываются о нетрадиционных способах сплочения коллективов. «В агрокомпаниях тимбилдинг имеет свои особенности, — поясняет партнер кадрового агентства «Контакт» Галина Спасенова. — Это часто связано с тем, что предприятия, входящие, допустим, в агрохолдинг, расположены далеко друг от друга. В результате центральные представительства обычно проводят свои мероприятия по тимбилдингу, а региональные дивизионы — свои». При этом периодически проходят общие тимбилдинги для топ-менеджмента головного офиса и всех представительств, реже — для всех сотрудников, рассказывает она. Это нужно, чтобы работники региональных отделений чувствовали себя частью единого бизнес-процесса и у них была мотивация развивать компанию в целом, а не только свои дивизионы.

По словам Спасеновой, основные этапы тимбилдинга включают в себя развитие навыков командной работы, выработку командного духа и формирование самой команды. К примеру, в компании создаются новые отделы. Перед топ-менеджментом стоит задача сплотить незнакомых между собой людей и объединить их в одну команду. Сделать это легче, если вывезти коллектив на тимбилдинг. «Также нередко на такие мероприятия привозят команды специалистов, перед которыми в будущем будут поставлены новые, особые задачи, — поясняет Спасенова. — С помощью тимбилдинга грамотный руководитель может не только повысить производительность труда в коллективе, но и сократить сроки выполнения поставленных задач».

На старт, внимание…

Самый популярный тимбилдинг в агрокомпаниях — спортивные соревнования на природе. Например, ростовский «» уже четыре года проводит состязания сотрудников разных служб и отделов. Идея сделать тимбилдинг появилась у гендиректора компании Вадима Ванеева, который любит играть в футбол, несколько лет назад. По его словам, соревнования формируют у сотрудников командный дух. Люди чувствуют себя единым коллективом, особенно когда видят, что их руководитель такой же человек, с такими же интересами и точно так же не против погонять мяч по полю.

Спортивные соревнования проходят каждое лето и приурочены ко дню создания компании. Обычно они продолжаются два-три дня. «Участвуют 8-9 команд, — рассказывает Ванеев. — В этом году в состязаниях приняло участие почти 200 человек! Были футбол, волейбол, настольный теннис и перетягивание канатов. Поскольку играем серьезно, отбираем людей, которые действительно умеют играть. А остальные могут смотреть на соревнование как болельщики». В будущем видов соревнований станет больше. «В следующем году собираемся устроить турнир еще и по пляжному волейболу, — делится планами Ванеев. — У нас на Дону для этого есть все условия». Для организации спортивных мероприятий сторонние компании не привлекаются — все делается своими силами. Расходы пока не бюджетируются, но, не исключает Ванеев, скоро их впишут в бюджет холдинга отдельной строкой. «Вместе с призами такой выезд на природу обходится нам не более чем в 100 тыс. руб.», — подсчитывает он.

В «Еврохимсервисе» (центральный офис — Новгородская область; поставки минудобрений, техники и сельское хозяйство) мероприятия по сплочению коллектива проходят летом, в день основания компании. «У нас сотрудники сами все организуют — и конкурсы, и игры, — рассказывает совладелец компании Игорь Лазуко. — Такие выезды всегда тематические. Например, проводили один тимбилдинг в формает «пиратской вечеринки». Есть зимние, новогодние, корпоративы. На них компания тратит примерно 300-400 тыс. руб., а выезды на природу обходятся примерно в 100 тыс. руб. У «Еврохимсервиса» около 300 сотрудников в нескольких регионах, в том числе 100 — в новгородском офисе. Поэтому за город выезжают до 70 человек. На новогодние корпоративы собирают больше народу — весь новгородский офис и тех, кто приезжает туда из других офисов в командировку. Обычно такой выезд длится один-два дня. По словам Лазуко, людям интересно работать в компании, когда они чувствуют внимание к себе: «Это лучшая профилактика текучки кадров». Во всех конкурсах участвуют и топ-менеджеры, и собственники, подчеркивает Лазуко.

В пензенской компании «» задумались о сплочении коллектива в 2011 году. Компания образовалась в 2008-м и сначала такая задача не ставилась — в центральном офисе работало меньше 10 человек. Сейчас у «» более тысячи сотрудников. О тимбилдинге руководители задумались во многом из-за специфики бизнеса. «Дело в том, что наши предприятия расположены далеко друг от друга — минимум в 50 км от центрального офиса, максимум — в 200 км, — поясняет руководитель службы управления персоналом «» Юлия Брыкина. — Нужно объединять людей. К тому же в процессе формирования компании к нам присоединялись предприятия с уже сложившимися коллективами». Кроме традиционных корпоративов на Новый год и День работника сельского хозяйства, проходят выездные спортивные состязания, профессиональные и даже детские конкурсы. «А весной и осенью проводятся «Дни здоровья», — рассказывает Брыкина. — Сотрудники выезжают на природу, где проводятся спортивные конкурсы. Это дает возможность людям не только поближе узнать друг друга, но и морально отдохнуть. Такая психологическая разгрузка, безусловно, положительно воздействует на производительность труда».

Для выезда на природу «» обычно привлекает сторонние компании, сотрудников службы персонала и активистов из коллектива. По словам Брыкиной, обычно на проведение такого мероприятия уходит примерно 100 тыс. руб. «Мы хотим, чтобы люди видели цели и задачи компании, разделяли ее ценности, чтобы каждый человек чувствовал, что у него есть коллеги, которые всегда помогут, — поясняет Брыкина. — Когда каждому комфортно на рабочем месте, повышается и работоспособность, и производительность труда». Затраты на все мероприятия бюджетируются в начале года.

И снова спорт

Популярны в агрокомпаниях и малые формы тимбилдинга, такие как профессиональные конкурсы или мини-турниры. «В этом году мы устраивали турнир по настольному теннису прямо в офисе, — вспоминает Игорь Лазуко из «Еврохимсервиса». — Принять в нем участие могли все желающие. За первые три места победители получили подарки — спортивный инвентарь. Например, за первое место вручили дартс». Затраты включены в бюджет компании. На все мероприятия, включая выездные, компания тратит до 1 млн руб./год.

Два раза в неделю с 19 до 20 ч, то есть после работы, все сотрудники центрального офиса «» могут за счет компании посещать бассейн. Аренда одной дорожки стоит 15,5 тыс. руб./мес., оценивает Брыкина. Обычно на сеанс ходят одновременно 15-20 человек. Если их больше, то служба персонала оплачивает вторую дорожку. «У людей появляется возможность не просто расслабиться после рабочего дня, но и пообщаться в неформальной обстановке, найти общие интересы», — отмечает Брыкина. «Отдохнув, люди лучше работают, — одобряет Евсеева. — Поэтому такой тимбилдинг направлен скорее на релакс, создание возможности для того, чтобы переключиться и отвлечься от работы. Это особенно важно, тем более что на агропредприятиях у многих сотрудников наверняка ненормированный рабочий день. Такие расслабляющие мероприятия позволяют избежать профессионального выгорания».

В сельхозпредприятиях «» проходят конкурсы профессионального мастерства механизаторов и операторов машинного доения. Например, сейчас идет конкурс «лучший комбайнер», который продлится до конца уборочной кампании, рассказывала в сентябре Брыкина. «Для участия в конкурсе намолот должен быть минимум 750 т, — уточняет она. — По итогам выдаем призы: 50 тыс. руб. — за первое место, 35 тыс. руб. — за второе и 25 тыс. руб. — за третье».

Еще в «» приветствуют семейственность. Это актуально для сельхозпредприятий группы, где вседа существовала традиция работы в одном коллективе нескольких членов семьи. Чтобы привлекать на работу новые семьи, решили устраивать праздники для детей сотрудников, рассказывает Брыкина. Например, раз в квартал проводятся конкурсы детских работ. На церемонию награждения приходят дети, родители и другие родственники. Кто-то из них уже работает в компании, а кто-то трудоустраивается после того, как побывал на детском празднике и других похожих мероприятиях. «После конкурса мы проводим экскурсии по предприятию — многим детям интересно посмотреть, как работает компания, особенно новые комплексы», — рассказывает Брыкина.

По словам Евсеевой из «Виват персонала», как бы хорошо ни был организован тимбилдинг, его нельзя считать главным инструментом командообразования. Это действенная, но дополнительная мера, дополняющая остальные. «Тимбилдинг — это все-таки прежде всего приятное развлечение, улучшающее микроклимат в коллективе, — поясняет Евсеева. — Он работает, только если сотрудник не имеет претензий к условиям труда, в том числе к зарплате. Иначе все усилия и затраты будут напрасны».

Учеба и культура — тоже тимбилдинг

Еще один вид тимбилдинга — корпоративное обучение и возможность приобщиться к культуре. Например, «Еврохимсервис» недавно купил рояль. «Два раза в месяц по пятницам приглашаем талантливого пианиста, который один вечер играет на рояле, а второй — читает лекции о культуре и жизни композиторов, — говорит Игорь Лазуко. — Например, многим сотрудникам было интересно послушать о Рахманинове и Моцарте. Пианист сопровождает рассказ исполнением их произведений, включает пластинки с записями и т. д. Такие мероприятия в нашем офисе проходят уже год».
У компании «Русмолко» иностранный владелец (75% акций принадлежит международной корпорации Olam), следовательно, всем ключевым сотрудникам нужно знать английский язык. А он, как известно, полезен не только в работе, но и в жизни, указывает Брыкина. «У нас организованы две группы: начинающие и те, кто уже учил язык раньше, — поясняет она. — В каждой группе восемь человек, которые занимаются два раза в неделю по два часа. Компания полностью оплачивает занятия. Это тоже сплачивает коллектив, учит работать в команде, развивает целеустремленность».

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»