Молочный дефицит. Молочная промышленность в поисках оборудования и комплектующих

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

    Санкции против России, введённые рядом государств с начала СВО, привели к приостановке сотрудничества со многими иностранными поставщиками оборудования. В том числе, это коснулось оборудования для молочной промышленности. Предприятия отрасли столкнулись с дефицитом и необходимостью замены импортной техники и упаковки из-за сложностей с поставками и стремительного роста стоимости оборудования и комплектующих европейских компаний.
    Способны ли российские машиностроительные компании предложить достойную альтернативу? Насколько они, в свою очередь, зависят от импортного сырья? Что в России не производится и как выходят из положения предприятия молочной отрасли? Об этом журналу «Агротехника и технологии» рассказали эксперты и участники молочного рынка

По словам Альбины Корягиной, партнёра компании «НЭО Центр», в молочном производстве последние годы наблюдается кризис, который, в первую очередь, вызван ростом себестоимости производства и переработки молока. «При положительной динамике производства мы видим снижение темпов роста. Вот почему для хозяйств так важно контролировать свои издержки, повышать производительность. Помимо решения вопроса за счёт кормов и добавок необходимо учитывать и эффективность используемого оборудования», — пояснила она. 

С одной стороны, поставки оборудования в Россию, исчисляющиеся ежегодными суммами в $100-140 млн в 2019—2021 гг., говорят об усиленной модернизации хозяйств, рассуждает Корягина. Но при этом наблюдается неоднородность скорости обновления по регионам. Некоторые из них, например, Белгородская и Московская области, Татарстан, Удмуртия, Краснодарский край, активно участвовали в закупках импортного оборудования в последние годы, а потому успели значительно модернизировать предприятия. «Другие же регионы вынуждены из-за падения экономических показателей предприятий снижать объёмы производства и сокращать стадо», — говорит эксперт.

«На сегодня степень износа оборудования на молокоперерабатывающих предприятиях сильно разнится в зависимости от региона», — соглашается Сергей Новиков, директор по развитию и продажам компании «Ламбумиз» (производитель упаковки пюр-пак из многослойного комбинированного материала, а также гибкой упаковки и ламинированного картона).

Однако, замечает он, в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» износ более 40-50% не допускается. Кроме того, добавляет специалист, для выпуска качественной продукции необходима высокая степень автоматизации производственных процессов. А значит, для «молочников» проблема устаревания машин не так актуальна, как для других отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, полагает Сергей Новиков.

При этом, как отмечает Мария Жебит, директор по связям с общественностью и государственными органами (), точных данных о состоянии оборудования в молочном животноводстве и перерабатывающем секторе, к сожалению, нет. «Оценочно можно сказать, что компании из топ-30 на текущий момент консолидировали 50% рынка в переработке. Они имеют обновлённые мощности, при этом на долю лидеров индустрии производителей молока-сырья приходится 16% от общего валового надоя товарного молока в стране», — говорит она.

В то же время, по словам Марии Жебит, в России работают небольшие региональные заводы и старые фермы, построенные ещё в советское время. Низкая стоимость амортизации и небольшая себестоимость производства позволяет им работать на рынке и конкурировать с крупными федеральными игроками, однако негативные тенденции в части потребительского спроса, разрыв логистических цепочек и дополнительные административные барьеры приводят к вымыванию таких игроков с рынка. 

Чем обернулись санкции?

Против России ввели санкции 48 государств, прежде всего, страны ЕС, Северной Америки, Австралия и Океания, Южная Корея и Япония, напоминает Мария Жебит. По её данным, в 2021 году товарооборот России с ними достиг 426 млрд руб., что составляло 54% товарооборота нашей страны в целом. 

Между тем, как сообщила Жебит, по некоторым позициям доля иностранной сельскохозяйственной техники и оборудования на нашем рынке составляет около 70%, доля техники и оборудования для перерабатывающей промышленности также достигает в среднем 70%, а упаковки и её основных элементов — 50%.

По данным аналитика исследовательской компании NTech Марии Закатовой, большую часть оборудования молочного рынка занимают импортные установки, доля которых составляет 89%. При этом она обращает внимание, что в текущей ситуации закупка европейского оборудования затруднена, кроме того, иностранную технику становится очень проблематично обслуживать на территории нашей страны. 


Альбина Корягина, опираясь на имеющиеся данные, сообщает, что основными странами, откуда в Россию поставлялось оборудование, (по степени убывания объёмов поставок) были Польша, Германия, Австрия, Италия и Нидерланды. В целом эти страны обеспечивали 40-60% всех поставок. Китай и Турция, которые сейчас воспринимаются как альтернатива западным поставщикам, согласно информации Корягиной, завозили на российский рынок лишь 1,5-2% от всего импорта. Отдельно надо упомянуть объём, приходившийся на Беларусь и Казахстан, — почти по 10%. «То есть потенциально Россия имеет возможность нарастить закупки за счёт этих стран, и совсем без оборудования мы точно не останемся. Но вопрос в его качестве: всё же надо признать, что оборудование из Германии, Австрии или Италии даже на обывательском уровне выглядит надёжней аналогов», — считает партнёр компании «НЭО Центр».

При этом, по наблюдениям Альбины Корягиной, в России за последнее время сформировалось собственное производство оборудования для молочной промышленности. Она отмечает, что предприятий, работающих в том или ином сегменте рынка, уже достаточное количество, и качество их продукции можно воспринимать как достойное. «Тем более, расценки на монтаж и послепродажное обслуживание у отечественных производителей выглядят весьма привлекательно», — подчёркивает Корягина.

Если говорить о высокопроизводительном оборудовании для фасовки и упаковки, то, по данным директора по развитию и продажам компании «Ламбумиз» Сергея Новикова, 30-40% сегодня составляет импорт, представленный в основном компаниями Nimco (США) и Galdi (Италия). Остальные 60%, по его словам, приходятся на российских производителей: лидера рынка «Таурас-Феникс» (Санкт-Петербург), машиностроительный завод «Профитэкс» (Пятигорск), производственную компанию «Альтер» (Пятигорск) и компанию «ВИЯ» (Екатеринбург).

О ситуации в другом сегменте рынка рассказала Елена Кирикова, генеральный директор компании «Пионер Био Тех», предлагающей экспресс тест-системы китайского производства для проверки качества молока на наличие антибиотиков. «На рынке тест-систем также есть тесты европейского производства, которые поставлялись из недружественных нам стран. Но в 2022 году возникли проблемы с осуществлением валютных платежей в Европу и транспортной составляющей для всех участников рынка», — поделилась Елена Кирикова, добавив, что её компания также столкнулась с рядом логистических сложностей, в числе которых — длительные сроки и сбои поставок. 

Как объяснила специалист, грузовые авиарейсы были отменены, что создало ажиотажный спрос на остальные виды перевозок. Часть товаров пришлось отправлять наземным транспортом, часть — контейнерными перевозками по морю. В результате все столкнулись с задержками поставок. «Правда, благодаря слаженной работе наших китайских партнёров, оптимизации логистических маршрутов и увеличению партий поставки, нам удалось избежать больших задержек и продолжить работать в обычном режиме», — отмечает она.

Елена Кирикова подчёркивает, что, конечно же, все участники рынка нацелены на стабильную работу в текущих санкционных условиях, все стремятся к сокращению затрат, взаимопомощи, улучшению сервиса, увеличению продаж. В 2022 году некоторые предприятия молочной промышленности сократили использование экспресс-тестов, иные даже до 50%, и перешли на выборочную проверку входного сырья. Падению спроса на тест-системы способствовало, в частности, снижение покупательской активности, замеченное переработчиками молока. Однако компания «Пионер Био Тех», одна из немногих в этот сложный период, не только смогла снизить цену для покупателей, но и расширить ассортимент и рынок сбыта.  

В то же время в 2022 году отмечается общее падение цен на тест-системы. «Это, возможно, связано с тем, что некоторые наши конкуренты закупили большие объёмы, желая минимизировать логистические риски, и стали распродавать тесты с истекающим сроком годности. Также на уровне цен сказалось падение курса доллара и евро», — говорит Елена Кирикова.

При этом, продолжает она, учитывая существенное повышение стоимости упаковки и расходных материалов, а также возникший дефицит, производители молочной продукции стали сокращать другие статьи расходов и вести переговоры о снижении цен на остальное сырьё и компоненты. 

«Безусловно, слом логистических цепочек и разрыв многолетних отношений с поставщиками потребовал от российских предприятий серьёзных усилий в поиске альтернативных решений и организации их доставки, а также привёл к удорожанию логистики», — констатирует Мария Жебит. Тем не менее, по её наблюдениям, предприниматели сегодня не испытывают критических трудностей и находятся в активном поиске путей решения проблем.

Сергей Новиков подтверждает, что введённые против России санкции обернулись трудностями с поставками импортных запчастей. Пришлось искать альтернативы и перестраивать логистику. Варианта, по его мнению, два: находить аналоги или окольными путями привозить запчасти и комплектующие, благо, есть параллельный импорт. 


«Теперь предприятиям предстоит либо искать альтернативные поставки расходных материалов и запасных частей из тех стран, которые не являются в настоящий момент для нас недружественными, либо осваивать производство внутри страны», — соглашается Мария Жебит, но уточняет, что компании в большинстве случаев не имеют желания продавать оборудование через третьи страны, поскольку это чревато санкциями в их отношении.

«Чаще всего российские предприятия, в том числе решая вопрос замещения компонентной базы, находят новых поставщиков в Иране, Китае и Турции. Причём, компании из “дружественных стран” часто предлагают “неродные” запчасти для оборудования и техники», — говорит Мария Жебит.

По её словам, в Китае есть очень достойные замены и упаковке, и ингредиентам, и технике, однако нельзя не учитывать проблемы, о которых говорят российские компании: сроки и стоимость поставки, а также высокий спрос как со стороны российских компаний, так и со стороны китайского рынка. Играет роль и высокая цена: китайцы понимают, что выбор на мировом рынке небольшой, и не готовы продавать дёшево.

В свою очередь, Елена Кирикова отмечает, что производители и переработчики молока предпринимали попытки заменить российскую упаковку аналогами из Китая, но столкнулись со сложностями логистики (непредсказуемые сроки), колебанием цены, а также ненадлежащим качеством полученного товара (были случаи повреждения упаковки, которая частично намокла или отсырела).

«Наиболее частая проблема состоит в том, что если не получается завести упаковку определённого бренда, то невозможно использовать всю линию, по которой шёл розлив в эту упаковку. И если предприятие не сможет найти альтернативу, ему придётся продавать линию или утилизировать её, а в текущей экономической ситуации это является дополнительным стресс-фактором для бизнеса», — указывает на проблему Мария Жебит.

Рынок упаковки

Как рассказала Мария Закатова, в связи с прекращением деятельности ряда компаний, а именно таких лидеров производства упаковочных материалов, как Tetra Pak и Elopak, в молочной отрасли в 2022 году столкнулись с нехваткой картонной и асептической упаковки. «До 50% картона импортировалось, поэтому сейчас отечественные компании стараются его заменить, предлагая технику для производства альтернативных видов упаковок и продолжая курс на импортозамещение», — сообщила она. 


По словам Марии Жебит, хотя вся упаковка и ранее изготавливалась в России, основные элементы для её производства (в первую очередь картон) импортировались. «Около 30% питьевого молока у нас упаковывается в картонную упаковку», — добавила она. Однако сегодня, уверяет специалист, ситуация с упаковкой стабилизировалась: компании перестроились на поставки из «дружественных» стран или закупку российского картона. Его, по данным специалиста , поставляет Светогорский ЦБК и крупнейший производитель бумаги в стране — предприятие «Монди» в Сыктывкаре. «Самый известный производитель такой упаковки — завод бывшего «Тетра Пак» в Лобне, крупнейший не только в России, но и во всей Восточной Европе. Предприятие перешло в управление местному менеджменту и сегодня стабильно выпускает традиционную для рынка картонную упаковку», — отметила Мария Жебит. Есть, по её словам, и мощные российские производители — «Пром-Упак», «Ламбумиз» и многие другие. 

В свою очередь Елена Кирикова отметила, что до до недавнего времени на российском рынке присутствовало несколько производителей упаковки для молока. Теперь же остались только две компании: «Ламбумиз», предлагающий пюр-пак, а также ламинированный картон, и «Пром-Упак», выпускающий асептическую упаковку. «К слову, в России, кроме «Ламбумиз», больше нет предприятий, производящих ламинированный картон. На рынке не хватает ни картона, ни производственных мощностей, чтобы наладить выпуск упаковки с его использованием», — утверждает Елена Кирикова.

А вот Сергей Новиков уверяет, что в сегменте молочной упаковки зависимость от импорта практически снята. Так, 90% сырья и материалов (картон, полиэтилен, полимеры),  которые использует «Ламбумиз», -  отечественного производства. В частности, по данным Новикова, выпадающую долю рынка полимеров восполнили такие крупнейшие химические предприятия, как ПАО «Казаньоргсинтез» и «Томскнефтехим». Среди российских производителей картона — «Монди Сыктывкарский ЛПК», «Светогорский ЦБК» (International Paper) и Группа «Илим».

Исключением, как сообщил Сергей Новиков, являются составляющие, необходимые для печати (краски, растворители и т. п.), которые традиционно завозились из Европы. «Впрочем, замену европейским поставщикам мы нашли в Юго-Восточной Азии.  Переориентировались на аналоги красителей из Турции, Индии и Китая», — поделился специалист.


«Действительно, ранее остро стояла проблема с пищевой краской, из-за чего несколько месяцев потребители могли видеть упаковку с незапечатанными сторонами, изменённым дизайном или серым фоном. Но сегодня все тесты краски от новых поставщиков пройдены, и в ближайшее время на полки вернётся продукция с привычным дизайном», — уверяет Мария Жебит.

В любом случае, с точки зрения Сергея Новикова, несмотря на некоторые сложности, при наличии технологий и технологов российские предприятия способны предложить молочной отрасли современные упаковочные решения, соответствующие всем стандартам безопасности. «Так, помимо формата пюр-пак, в нашем ассортименте в скором времени появятся несколько новых видов упаковки, которые раньше в России не производились и поставлялись исключительно из Европы, например, SIG Combibloc и Tetra Tpo», — рассказывает он, добавляя, что компания «Ламбумиз» уже нарастила производство на треть, а в начале 2023 года планирует увеличить объёмы в два раза.  

По словам Сергея Новикова, за последнее время спрос на российскую упаковку вырос в несколько раз. Безусловно, некоторый дефицит на рынке сохраняется, не отрицает он, но местные производители вместе с китайскими поставщиками, заменившими европейских, практически закрывают потребности молочной промышленности. «Думаю, за первый-второй квартал 2023 года ситуация на рынке полностью стабилизируется», — заключает специалист.

Своё, отечественное 

Как отмечает Альбина Корягина, кроме собственно закупки оборудования, перед молокоперерабатывающими предприятиями в дальнейшем встанет вопрос его адекватного использования с максимальной отдачей. «В России до недавнего времени присутствовал ряд крупнейших мировых инжиниринговых компаний, имеющих необходимые компетенции и ресурсы. Но, к сожалению, все они ушли или уходят с нашего рынка, кроме, возможно, израильских компаний, — сожалеет специалист. — А российскому молочному производству необходим передовой мировой опыт». 

Впрочем, продолжает Корягина, российские предприятия, поставляющие оборудование для производства и переработки молока, предлагают полный спектр решений. Конечно, признаёт она, к их продукции могут возникать вопросы, связанные с моральным устареванием, не самой высокой точностью, недостаточным качеством выполнения определённых технических операций. Однако нельзя забывать, что данное направление машиностроения было в своё время «убито» и теперь начинает развитие практически с нуля, напоминает эксперт.


По мнению Альбины Корягиной, среди российских производителей нет какого-то одного игрока, способного предложить полный спектр оборудования необходимого качества. Поэтому, полагает она, лучше всего выбирать отдельные агрегаты у разных производителей: каждый из них силён в своём направлении. «Необходимость в основном оборудовании уже сейчас можно закрыть за счёт отечественных производителей. Возможно, докупить что-то в Турции или в Китае. Наша молочная промышленность не останется ”голой”», — уверена Альбина Корягина. Тем не менее, она считает, что на повестке дня стоит вопрос о собственных инжиниринговых и научно-исследовательских центрах.

По мнению Марии Жебит, основная проблема состоит в том, что за компаниями, поставляющими европейское оборудование, стоит история, серьёзная научная база, большие вложения в R&D, и разрыв между их уровнем разработок и разработок в России, Турции и других странах, всё ещё крайне большой. «Безусловно, для страны важно научиться производить собственное оборудование, однако все должны понимать: для достижения достойного уровня качества, скорости и стабильности российским производителям понадобится время и огромные инвестиции в разработки», — подчёркивает эксперт. «К слову, это касается и других направлений, таких как генетика и семеноводство, где необходимо развивать собственную научную школу», — добавляет она.

Елена Кирикова указывает на пробелы и в сегменте тест-систем: хотя Россия сейчас нацелена на импортозамещение, альтернативных поставщиков тестов для проверки качества молока нет. «Это сложный наукоёмкий процесс, и пока в нашей стране подобные тест-системы не производятся. Прежде всего, нужна серьёзная научная база по производству комплектующих для самих тестов», — отмечает она.


По словам Кириковой, отечественные научно-исследовательские институты не хотят заниматься этим направлением, поскольку процесс производства антител может растянуться на несколько лет. Между тем, продолжает эксперт, науке и бизнесу интереснее вкладывать силы и средства в более ликвидный продукт с быстрым циклом производства (например, тесты на Covid).

В целом же прогресс не стоит на месте. «Сейчас выпускается отечественное оборудование, которое по качеству не уступает европейскому за счёт высокой производительности и доступной цены», — считает Мария Закатова.

Она сообщила, что существуют инновационные решения для производства молока, среди которых — применение искусственного интеллекта, а также разработка модульной линии розлива. Но пока, с точки зрения Марии Закатовой, о полном импортозамещении говорить рано, ведь зависимость от импортного оборудования и комплектующих пока ещё очень высока, а ассортимент производимых на территории страны установок для молочной отрасли не готов покрыть спрос. «Хорошо, что сохраняется возможность частично удовлетворять спрос через параллельный импорт, а также закупать оборудование и комплектующие в дружественных странах», — заключает она.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»