ППЖ под контролем. Последствия нарушения требований об обращении с побочными продуктами животноводства

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Новый закон, регулирующий использование навоза и помета, действует в стране уже пару лет. При соблюдении всех правил, включающих хранение ППЖ только на спецплощадках, исключение загрязнения окружающей среды, ведение учета и уведомление Россельхознадзора о происхождении и применении побочных продуктов, сельхозпроизводители освобождаются от платы за негативное воздействие на природу. Однако соответствовать всем требованиям не так просто. Как минимизировать риски, рассказывают авторы этой статьи

Рост объемов отходов и ужесточение природоохранных требований делают обращение с побочными продуктами животноводства (далее — ППЖ) одной из ключевых тем для агропромышленного бизнеса. Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» ввел новые правила, при нарушении которых побочные продукты (навоз, помет, стоки) автоматически признаются отходами, а значит, подлежат строгому контролю и могут повлечь крупные штрафы, приостановку деятельности и дополнительные расходы на утилизацию. Сейчас особенно важно понять эти требования: надзор усиливается, судебная практика формируется, а каждая ошибка может обернуться не только финансовыми, но и репутационными потерями. Для предприятий АПК это не вопрос «если», а вопрос «когда» придет проверка.

«Подводные камни» регулирования

Новое регулирование позволяет сельхозпредприятиям самостоятельно выбрать, считают ли они вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных и птицы, отходами, подлежащими утилизации, или ППЖ, которые можно вовлечь в хозяйственную деятельность и получить доход от их использования. При этом, устанавливая вариативность поведения агропроизводителей, законодатель требует, чтобы информация об отнесении вещества к ППЖ, их объемах, дате образования, планируемых сроках использования в производстве или передаче иным лицам и соответствующих результатах была предоставлена в . Уведомление направляется ежегодно на предстоящий календарный год не позднее 31 декабря текущего календарного года в территориальное управление надзорного ведомства по форме, установленной соответствующим приказом Минсельхоза. При наличии у юридического лица обособленных подразделений уведомление направляется по каждому обособленному подразделению.

Однако не стоит полагаться на мнимую простоту регулирования: уведомил и продавай/используй навоз/помет, ведь существует множество «подводных камней», способных радикально изменить подход к квалификации образовавшихся веществ с ППЖ на отходы со всеми вытекающими обязательствами по их утилизации. В частности, одним из негативных последствий является то, что собственник ППЖ, признанных отходами, обязан исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) с коэффициентом 1 со всего объема или массы этих побочных продуктов животноводства.

При этом, кроме имущественных последствий, собственники ППЖ, признанных отходами, с 3 мая 2024 года сталкиваются с риском привлечения к административной ответственности по статье Кодекса о административных правонарушениях (КоАП) «Несоблюдение требований к обращению побочных продуктов животноводства» в виде уплаты штрафа в размере до 350 тыс. руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток. За повторное нарушение накажут строже.

Банальный пример: установлен факт складирования навоза на территории объекта рядом с выгульными площадками для животных, а специализированное навозохранилище, соответствующее требованиям законодательства, отсутствует. В результате глава КФХ был вынужден оплатить штраф в размере 50 тыс. руб.


Кроме того, в правоприменительной практике встречаются примеры привлечения к ответственности сельхозпредприятий за несвоевременное внесение платы за НВОС, вызванное переквалификацией ППЖ в отходы. Да, всегда можно заявить аргумент о малозначительности правонарушения и попытаться освободиться от административной ответственности. Однако судебная практика по таким делам складывается не в пользу природопользователей: ведь существует угроза причинения вреда окружающей среде, загрязнения почвы и множество иных причин, которые могут повлиять на принятие судом соответствующего аргумента.

В то же время суд, руководствуясь положениями одной из статьей КоАП РФ, с учетом осуществления природопользователем социально значимой деятельности и обстоятельств правонарушения (включая принятые меры по устранению нарушений) может признать санкцию не соответствующей принципам справедливости и соразмерности наказания и снизить ее. И все же, если неправомерные действия сельхозпредприятия создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, то это может привести даже к ответственности уже в рамках статьи Уголовного кодекса «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов».

Перечень нарушений требований к обращению ППЖ, в результате которых они признаются отходами

— хранение необработанных, непереработанных ППЖ вне специализированных площадок;
— обработка, переработка ППЖ вне специализированных площадок;
— использование (внесение) ППЖ, не соответствующих нормативным требованиям;
— передача ППЖ, не соответствующих нормативным требованиям, лицам, не осуществляющим деятельность по производству сельскохозяйственной продукции;
— хранение, обработка, переработка ППЖ вместе с хозяйственно-бытовыми, производственными и смешанными сточными водами, в том числе сточными водами от населенных пунктов (в случае их поступления на объект содержания сельскохозяйственных животных), и (или) необеспечение предотвращения попадания загрязняющих веществ в водоносный горизонт;
— транспортировка ППЖ с применением гидромеханического оборудования (шланговых, оросительных систем), не обеспечивающего предотвращения загрязнения среды обитания человека, окружающей среды и компонентов природной среды, в том числе почв, водных объектов, лесов.


Как же избежать негативных последствий?

Ответ довольно прост: нужно неукоснительно соблюдать требования к обращению с ППЖ, содержащиеся в перечне, утвержденном Распоряжением Правительства от 31 октября 2020 года. В частности, к нарушению требований относится транспортировка побочных продуктов животноводства с применением гидромеханического оборудования (шланговых, оросительных систем), не обеспечивающего предотвращения загрязнения среды обитания человека, окружающей среды и компонентов природной среды, в том числе почв, водных объектов, лесов.

При этом «обеспечение предотвращения загрязнения окружающей среды» — критерий довольно объемный и не универсальный. Собственник легко может заблуждаться относительно соблюдения указанного требования, а затем при помощи контролирующих органов узнать о последствиях своей ошибки и неосмотрительности.


Еще одно требование — «обеспечить предотвращение попадания загрязняющих веществ в водоносный горизонт». Количество экологических споров, возникших в результате попадания продуктов животноводства в водные объекты, огромно, а негативные финансовые последствия для сельхозпредприятий, столкнувшихся с этой проблемой, весьма существенны. Как следствие, не сомневайтесь — контролирующие органы проявят интерес к тому, обеспечивается ли на вашем предприятии предотвращение попадания загрязняющих веществ в водный горизонт.

И это не единственные требования, которые могут иллюзорно показаться беспроблемными, а на практике привести к тому, что ППЖ будут признаны отходами и последует применение санкций к нарушителю. С учетом наличия ряда отсылок к другим актам и широты усмотрения контролирующих органов при проведении проверочных мероприятий любому собственнику ППЖ стоит самостоятельно или с привлечением специалистов убедиться в том, соблюдаются ли требования к ППЖ на его сельхозпредприятии.

За хранением навоза теперь можно следить с дронов

С 1 сентября 2025 года законодательством в рамках государственного ветеринарного надзора разрешено использование беспилотных авиасистем и получение с их помощью пространственных данных при проведении контрольно-надзорных мероприятий. Эта мера направлена на повышение эффективности контроля, позволяет быстро и точно фиксировать нарушения и оперативно принимать меры для их устранения, отмечают в Россельхознадзоре. Так, в начале осени надзорное ведомство в ходе обследований с помощью БАС выявило целый ряд нарушений требований к обращению с ППЖ при содержании крупного и мелкого рогатого скота в Марий Эл.


Что делать, когда пришли с проверкой

ППЖ могут быть переквалифицированы в отходы на основании результатов проведения федерального государственного контроля (надзора) в сфере ветеринарии и (или) федерального государственного земельного контроля (надзора) на землях сельскохозяйственного назначения. Следовательно, возникает закономерный вопрос, а что делать, когда инспектор стучится в дверь предприятия и просит предоставить доступ?

Конечно, такой ситуации следует не допускать, а надлежащим образом отслеживать уведомления, поступающие от контролирующих органов, поскольку о проверке должны заранее сообщить. В любом случае препятствовать проведению контрольного мероприятия нельзя, за это установлена административная ответственность по статье «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица…» (хотя наказание по ней в настоящее время незначительное: максимальный размер штрафа для юридических лиц составляет 50 тыс. руб.).

Проверьте и зафиксируйте данные проверяющих, запросите у них информацию об основаниях проведения проверки и решение о проведении контрольного мероприятия, чтобы сохранить эти сведения для будущего выстраивания линии защиты. В ходе проверки рекомендуем активно участвовать и излагать свою позицию, доказывая свою правоту, а также фиксируя (путем осуществления видео-, фотофиксации) действия инспекторов, которые могут быть совершены с нарушениями, что впоследствии поможет доказать вашу позицию в суде.

Последним рубежом защиты от нежелательной переквалификации ППЖ в отходы выступит суд, процессуальная стратегия в котором должна быть разработана с участием юристов и экологических экспертов. Любая мелочь, которая будет упущена из внимания, может породить совокупность негативных для предприятия последствий, о чем сказано выше.

В дополнение к ординарной проверке требований к ППЖ мы полагаем, что следующие шаги помогут снизить риск штрафов и приостановки производства, сохранить плодородие земель и укрепить экологическую репутацию бизнеса в АПК. Во-первых, необходимо провести аудит процессов хранения, переработки и транспортировки побочных продуктов, убедиться в наличии технических условий и регламентов. Во-вторых, заранее уведомлять об объемах, сроках и способах использования ППЖ, вести прозрачную документацию. В-третьих, необходимо убедиться в том, что не произошло технических сбоев при подаче уведомления и своевременно получил необходимую информацию о ваших побочных продуктах животноводства. В случае же возникновения сомнений нужно заблаговременно проконсультироваться с сотрудниками Россельхознадзора, получив разъяснения в отношении тех или иных технических решений, направленных на соблюдение установленных требований. Следование таким разъяснениям поможет избежать негативных последствий в будущих разбирательствах. Стоит отметить, что , понимая сложность регулирования, уже давал ответы на блоки вопросов, поступивших от природопользователей, содержание которых можно и нужно учитывать в работе.

Еще один важный момент — инвестиции в инфраструктуру. Создание специализированных площадок с герметичным покрытием, систем дренажа и контроля стоков помогут соответствовать всем требованиям. Ну и конечно, нужно следить за судебной практикой и обновлениями законодательства, чтобы оперативно корректировать внутренние инструкции.

Авторы: А. Щеглов — старший юрист направления экологического права консалтинговой группы Versus, Л. Косюк — советник направления экологических экспертиз, экспертной компании «АльфаПро».

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»