Ждать ли обвала цен на молоко?

Что влияет на стоимость молока и как ценовая конъюнктура сказывается на настроениях инвесторов в отрасль

На прошлой неделе руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт заявил о рисках обвала закупочных цен на молоко в случае, если готовая молочная продукция не будет включена в систему электронной ветеринарной сертификации «Меркурий». Мы полностью поддерживаем систему в части сертификации сырья, конечно, бумажные ветеринарные документы необходимо переводить в электронный формат, что и происходит. Молочная, как и все другие отрасли животноводства, с 1 июля честно перешла на работу с «Меркурием». Есть ряд технических вопросов, но в целом мы работаем. Готовую молочную продукцию сейчас контролирует . В дальнейшем мы рассматриваем возможность реализации пилотного проекта на базе Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) при Минпромторге.

На стоимость сырого молока влияет несколько факторов, но ни один из них не имеет никакого отношения к «Меркурию». Во-первых, категория молочных товаров чувствительна к динамике платежеспособного спроса потребителей, поэтому имеет значение, будут ли в следующем году расти доходы населения или нет.

Второй фактор — экспорт. Например, для нас важен целый ряд рынков в государствах СНГ, в третьих странах. Хорошо, что сейчас открыли Китай, спасибо за это Минсельхозу и Россельхознадзору. Китай для нас — интересный рынок, позволяющий увеличить объемы внешних продаж. Также есть хорошие перспективы поставок продукции в страны MENA.

Третий фактор — государственная поддержка. Важно сохранить субсидии на литр реализованного молока, а также другие меры, поскольку от этого тоже будут  зависеть закупочные цены и в целом доходность отрасли. Кроме того, важна помощь в проведении маркетинговых мероприятий, выставочной деятельности, обеспечение логистики, доступа на внешние рынки.

Следующий фактор — борьба государства с фальсификатом на молочном рынке. Сейчас ежегодный объем рынка фальсификатов, по нашим оценкам, может достигать 100 млрд руб. Это огромная сумма, и если ее вывести из «серого» оборота в «белый», то это также способно поддержать рост производства и цену на молоко.

И, наконец, пятый немаловажный фактор — это умение выстроить сбалансированные отношения с крупным производителем и поставщиком молока на российский рынок — Белоруссией. Ожидается, что в следующем году предприятия соседнего государства поставят нам столько же продукции, сколько в 2018-м, что на 30% меньше, чем в 2017 году. Это хорошая договоренность, но насколько ее удастся соблюдать и сделать эти балансы реально работающими — пока вопрос. Если объем поставок действительно сократится на треть, то это позитивно скажется на рынке и ценах на сырье.

Хотя официальные данные говорят о слабой динамике роста цен на молоко, начиная с августа, они повышаются довольно существенно. Правда, например, в Центральной России, на Юге и Северо-Западе страны темпы более высокие, поскольку там сейчас ощущается достаточно серьезная нехватка сырого молока. А в регионах Поволжья, Сибири, Алтайском крае цены наоборот увеличиваются в меньшей степени, потому что такого дефицита, как в центральной части там нет.

Сейчас средняя закупочная цена молока составляет около 24 руб. за литр. Думаю, до конца года мы увидим позитивную динамику роста стоимости сырья, и этот тренд может сохраниться примерно до января-февраля. Затем в период «большого молока» стоит ожидать небольшую просадку, а с августа следующего года опять будет наблюдаться плавное повышение цен. Серьезного падения стоимости сырья в следующем году мы не прогнозируем.

Неплохая ценовая конъюнктура позитивно влияет на инвесторов в отрасль, однако в целом настроение бизнеса, скорее, можно охарактеризовать как настороженное. В частности, сказывается обсуждаемая возможность отказа от ряда действующих сейчас мер господдержки. Например, сейчас возмещается 30% прямых затрат на создание и модернизацию объектов в молочном животноводстве, со следующего года, вероятно, будет 25%. Но есть риск, что эти компенсации отменят. В этом случае отрасль снова станет не очень привлекательной для вложений: сроки окупаемости проектов будут превышать 12 лет, тогда как возмещение части CAPEX позволяет окупать их за семь-восемь лет.

Что касается проектов по переработке молока, то инвесторы с оптимизмом смотрят в будущее. В России хороший потенциал роста спроса на готовую молочную продукцию. Сейчас уровень ее потребления не очень высокий, но в ближайшие 7-10 лет прогнозируется увеличение на 25-30%. Это создает благоприятные условия для развития бизнеса.

Автор — исполнительный директор »)

Загрузка...