Вадим Викулов

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

«Нельзя расти слишком быстро»

«», один из крупнейших в России масложировых холдингов с годовым оборотом $700 млн, — привлекательный актив для слияний и поглощений. Только за одну неделю марта его основной владелец Вадим Викулов получил пять предложений о продаже компании. В интервью «» он рассказал, зачем производителю масел сельское хозяйство и что он будет с ним делать дальше, а также поделился своими планами по выработке дешевой электроэнергии и возможному проведению IPO.

— Подсолнечник продолжает дорожать. Остается ли рентабельным ваш основной бизнес — производство масел?

— Цены на потребительскую продукцию действительно растут медленнее, чем на сырье. Поэтому если бы мы перерабатывали подсолнечник, приобретенный по текущим рыночным ценам, то рентабельность производства масел была бы отрицательной. Закупочная цена на подсолнечник превышает 22 тыс. руб./т [на момент интервью (в марте) — «АИ»], и [отпускная] цена литра рафинированного дезодорированного подсолнечного масла, с доставкой до магазина, должна быть не менее 55 руб. Однако мы формируем себестоимость исходя из средней цены имеющихся у нас запасов сырья. Что касается доходности бизнеса, то в среднем по отрасли рентабельность должна составлять не меньше 8-10%. Мы же показываем чуть более высокие цифры — за диверсификации: кроме продаж бутилированного масла в России, мы торгуем со всеми постсоветскими странами, рынки которых сейчас выгоднее. Также у нас благоприятные партнерские отношения с производителями маргаринов и майонезов. К тому же значительная доля продаж приходится на страны дальнего зарубежья.

— Какая рентабельность у сельхозактивов «Астона»?

— Умеренная, хотя она вдвое выше, чем у МЭЗов. Но и объем продаж сельхозпродукции, конечно, намного ниже.

— Зачем переработчику сельское хозяйство?

— Изначально мы рассматривали агронаправление как социальную ответственность перед обществом. Ведь несколько лет назад сельское хозяйство было низкорентабельным. Поэтому мы помогали ростовским агрокомпаниям-банкротам и тем, кто имел убытки: финансировали, консультировали, привлекали специалистов, вводили новые технологии. На первых порах площади были небольшими, до 15 тыс. га. Однако спонсорами мы никогда не были, считая себя инвесторами, тем более что все хозяйства избавились от долгов и сейчас являются рентабельными.

—  Не планируете по примеру «» продать аграрный бизнес?

— По нашему мнению, «» поторопилась, продав агроактивы до начала инфляционного процесса в сфере продовольствия. Хотя на самом деле это не столько инфляция, сколько коррекция рынка, так как спрос на продовольствие рос и растет быстрее предложения. Мы же не планируем продажу сельхозактивов, тем более что вложили в них больше 300 млн руб.

— В 2006 году вы говорили в интервью «Ведомостям», что у «Астона» в Ростовской области 100 тыс. га, из которых 45 тыс. принадлежат вашей компании. Сколько земли у холдинга теперь?

— Площади увеличились. У наших хозяйств [в собственности] уже около 60 тыс. га. Кроме того, много хозяйств-партнеров, которые «» финансирует или помогает им техникой, покупает их зерно и масличные. Если сосчитать все это вместе, то будет 150 тыс. га.

— Компания полностью обеспечивает себя собственным сырьем?

— У нас нет такой задачи. Доля своего сырья — чуть больше 5% объема, который требуется «Астону». А с учетом поставщиков, которых мы авансируем (это не только сельхозпроизводители, но и закупочные компании), получилась треть подсолнечника, переработанного холдингом за 2007 год. Если бы мы могли увеличить свои площади, то, конечно, сделали бы это. Однако нельзя расти слишком быстро. У нас другой подход: применять на имеющихся землях наиболее современные агротехнологии — ресурсосберегающие и широкозахватные, а также решать основные проблемы, возникающие при обработке почв. Это высокий расход ГСМ, низкая эффективность удобрений и потеря влаги. Ресурсосберегающие технологии учат справляться с такими проблемами.

— А сколько у «Астона» элеваторов?

— Шесть общей вместимостью 660 тыс. т, включая расположенные на маслоэкстракционных заводах. Например, в Морозовске изначально был элеватор на 180 тыс. т, а уже потом рядом с ним построили МЭЗ. Новые элеваторы покупать не планируем. Этот бизнес недостаточно рентабелен, чтобы заниматься им отдельно, а сами элеваторы крайне дороги: цена старых стремится к стоимости строительства новых. Проще нарастить имеющиеся мощности. Например, в Миллерово, чтобы МЭЗ после реконструкции работал с проектной производительностью, объем хранения сырья на элеваторе увеличим в 2,5 раза до 100 тыс. т.

— В прошлом году «» реструктурировал бизнес, объединив зерновой и промышленный холдинги. Зачем?

— Управлять единой компанией проще, чем несколькими. Это одна команда, отчетность, бухгалтерия вместо двух. В России же три вида отчетности: бухгалтерская, налоговая и статистическая. Из-за этого штат бухгалтеров до реструктуризации превышал штат трейдеров! Сейчас все наоборот.

— В 2006 году холдинг объявил о намерении в ближайшие три года довести оборот на международных рынках до $1 млрд/год. Удастся ли это сделать?

— Конечно. Мы занимаемся бизнесом почти на всех континентах: к примеру, торгуем немецким шротом, европейским зерном и растительными маслами, австралийским ячменем, аргентинским подсолнечным маслом. Из России везем зерно, масло и шрот. Их экспорт «Астоном» [в 2007 году] превысил 1,3 млн т, а продажи компании на всех рынках — почти $0,7 млрд. Для сравнения, три года назад было $370 млн.

— Как проходит реконструкция МЭЗов?

— Оборудование уже отгружается. Миллеровский МЭЗ сейчас перерабатывает 500 т сырья в сутки, Морозовский - тысячу тонн. Наша задача — довести переработку на обоих предприятиях до 2,5 тыс. т/сут. В Миллерово к сентябрю 2009 года фактически построят новый завод. В него мы инвестируем больше $51 млн, а окупим вложения за 7-8 лет.

— Хватит ли вам семечки? Ведь мощность МЭЗов в России растет, а ее урожаи два года подряд снижаются.

— Нам хватит: кроме подсолнечника, мы вводим в сырьевой портфель рапс и сою. Благодаря им холдинг до начала сезона полностью обеспечен сырьем. К сезону 2009/10 годов рапс будет составлять 30% переработки по сравнению с 15% сейчас. С конца апреля наши МЭЗы также начинают производить больше соевого масла [из соевых бобов].

— Какова себестоимость переработки агросырья?

— На Миллеровском МЭЗе — 900 руб./т, на Морозовском — 235 руб./т. Наша же цель — стремиться к нулевой и даже отрицательной стоимости переработки. Ведь мы реконструируем заводы не только ради увеличения продаж. За счет роста производства снижаем издержки. Важный шаг в этом направлении — строительство рядом с каждым МЭЗом электростанций мощностью 5 мегаватт каждая, которые введем в сентябре-ноябре 2009 года. Они будут работать на лузге, получаемой МЭЗами при обрушивании подсолнечника. Электростанции, конечно, дороги — они стоят до $12 млн. Но ведь при переработке подсолнечника энергия составляет треть всех расходов. Еще по трети приходится на газ и зарплаты. При наличии электростанций можно будет производить собственное электричество, тепло и таким образом снизить зависимость от энергетиков и газовщиков. А продажа излишков тепла и электроэнергии покроет издержки на оплату труда. Еще рассчитываем получать деньги от продажи квот на выбросы в соответствии с Киотским протоколом. Все эти меры снизят окупаемость электростанций на четверть, до трех с половиной лет.

— Как еще будет использоваться тепло с собственных электростанций?

— Для обогрева теплиц. Около каждой электростанции мы на 9 га строим по овощному комплексу. Сейчас ведем переговоры с голландскими поставщиками о приобретении двух комплексов по €9 млн. На них можно будет выращивать до 550 т/га томатов и 650 т/га огурцов в сезон. К осени планируем обучить персонал и запустить свое тепличное хозяйство.

— Вы возглавляете Агентство инвестиционного развития Ростовской области. «» участвует в его проектах?

— Проект один: 50% в проекте строительства в Азовском районе молочного комбината компании «Юнимилк». Это выгодно, но не вписывается в нашу бизнес-стратегию. Поэтому мы не претендуем на управление проектом. Но как инвесторы рассчитываем на его хорошую доходность.

— Планируете заняться животноводством?

— Сейчас в наших хозяйствах нет КРС и свиней, мы занимаемся только растениеводством, главным образом зерном и масличными. Но мы активно исследуем тему кормления животных. Это предполагает как производство кормов, так и строительство свиноферм для выращивания молодняка.

— Совладельцами «Астона» называют аграрные холдинги ADM и InTrade. Это так?

— Нет. Но с ADM нас связывают давние добрые отношения. Мы обмениваемся опытом, хотя и считаем друг друга, так скажем, дружественными конкурентами. Скажу больше: мой сын работает менеджером соевого производства этой компании в Майнсе и владеет акциями ADM. А то, что исполнительным директором ГК «» является Питер Бирманн, ранее трудившийся в немецкой Alfred C. Toepfer International (принадлежит ADM), не означает участия иностранцев в нашем капитале. С InTrade мы вообще не знакомы.

— Поступают предложения о продаже компании?

— Конечно. Только за последнюю неделю [до этого интервью] мы получили по крайней мере пять предложений о вхождении в капитал, слиянии или поглощении.

— И каким был ваш ответ?

— Ближайшая возможность купить акции «Астона» появится в случае проведения IPO. Оно не исключается в 2009 или 2010 году.

Группа «Астон»

Основана в 1994 г. Производит растительные масла, занимается экспортно-импортными операциями с сельхозсырьем, владеет портовым зерновым терминалом и элеваторными комплексами в Ростовской области и Краснодарском крае, мукомольным и рисовым комбинатами, судоремонтным заводом «Моряк», небольшим флотом сухогрузов и танкеров, пятью хозяйствами в Ростовской области. Основной владелец — Вадим Викулов и члены его семьи. В 2006 г. оборот группы составил $446 млн, EBITDA — $32,5 млн. Оборот в 2007 г. — примерно $0,7 млрд.

Вадим Викулов

Родился в 1963 г. в г. Ленинграде. В 1985 г. окончил Ленинградское высшее инженерное училище им. С. Макарова. С 1985 по 1991 г. работал в объединении «Совфрахт», с 1992 по 1994 г. — в компаниях «Совчарт» и «Русочарт» (Германия). В 1994 г. основал и возглавил компанию «Астон». С 1997 г. — председатель правления агроиндустриальной корпорации «Астон». В 2003 г. избран депутатом городской думы Ростова-на-Дону. С августа 2004 г. — гендиректор Агентства инвестиционного развития Ростовской области. С 2007 г. —  президент ООО «Астон».

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»