Зоригто Саханов

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

«Шведские инвесторы верят в российский рынок»

В 2005 году, когда российские агрохолдинги предпочитали зарабатывать на переработке и трейдинге, гражданин Швеции Михаил Орлов покупал в нашей стране сельхозземли, благо они стоили 0/га. Продав доли в проекте инвестфондам Vostok Nafta и AB Kinnevik, он за три года построил «» - холдинг с 300 тыс. га угодий в черноземных регионах. В 2007 году на IPO в Стокгольме, где размещались акции , его материнской компании, земельный банк «» был оценен в 7 раз выше — в, 5-3,8 тыс./га. Председатель совета директоров холдинга Зоригто Саханов рассказывает, во что будут вложены эти деньги, которые пока лежат на депозитах, как повлиял на холдинг финансовый кризис, продолжит ли «» скупать агроземли и когда у него будет положительная EBITDA.

— «» покупает земли в центральных регионах, хотя сначала собирался приобретать их в Краснодарском и Ставропольском краях. Почему вы отказались от этой идеи?

— Основатель нашего холдинга Михаил Петрович Орлов занялся покупкой земель в 2005 году. Процесс развития земледелия тогда уже был на высоком уровне, а цена входа на этот рынок — достаточно большой. Нашей же стратегией была покупка недорогих угодий. В основном мы приобретали залежные земли. Считали, что консолидация значительных площадей в центральном черноземье позволит нам в будущем, при постепенном расширении деятельности холдинга, осуществлять оперативное управление бизнесом из Воронежской области.

— Сколько у холдинга земли сейчас?

— Около 300 тыс. га. Из них в Воронежской области более 93 тыс. га, в Тамбовской — больше 55 тыс. га. Еще примерно 70 тыс. в Липецкой и столько же в Курской, есть небольшие кластеры в Самарской и Рязанской областях.

— По какому принципу приобретались участки?

— Мы изучали состояние почвы, перспективы урожайности и логистики. В каждом регионе земельные массивы консолидированы крупными площадями.

— Сколько предложений из тех, что вам делали, было принято?

— Процентов 20.

— То есть в 2005 году в центральном Черноземье было готово к продаже 1,2 млн га залежей?

— Получается, что так.

— Собираетесь выходить в другие регионы?

— Нет, сейчас мы намерены развивать производство на контролируемых землях. Дальнейшая экспансия — приобретение новых массивов или укрупнение имеющихся — сдерживается нынешней ситуацией на финансовом рынке. По этой же причине, как мы считаем, увеличится опасность банкротств средних и малых сельхозпредприятий, ведь выросли цены на энергоносители, минудобрения, им стало труднее получать кредиты. Так что будущий сезон покажет, кто выживет на рынке.

— Хотите сказать, что будете скупать земли банкротов?

— Мы подойдем к скупке земель крайне осторожно, изучим любые интересные предложения. Однако в отличие от предыдущих лет будем рассматривать только крупные хозяйства с большими объемами земли, причем специализирующиеся на растениеводстве. Мы считаем, что центральное Черноземье вообще должно быть основным кластером российского растениеводства. А подталкивать крупных инвесторов, занимающихся им, еще и к развитию животноводства, как это делают региональные власти, на наш взгляд, излишне. Производство молока и мяса эффективнее развивать в других областях — Костромской, Вологодской…

— Но вы же развиваете в Воронежской области молочное животноводство.

— Да, мы приступаем к разработке проектной документации для строительства животноводческого комплекса на 1,2 тыс. голов в Острогожском районе. Он будет модельным, образцовым для всех последующих проектов компании.

— В прессе сообщалось о намерении «» возвести пять мегаферм.

— Такая возможность существует, но эти планы пока не утверждены [владельцами холдинга]. Ведь молочное животноводство требует значительных инвестиций: мегаферма обходится примерно в млн. А чтобы эффективно развивать молочное животноводство, нужны новые технологии, качественное поголовье и т. д. Одним словом, жесткие требования региональных властей, настаивающих на развитии животноводства [вместе с растениеводством], — большая нагрузка даже для крупных инвесторов в агробизнес. Это длинные и большие инвестиции, тем более в условиях нестабильности [финансовых] рынков.

— Правда ли, что компания строит вертикально интегрированный холдинг?

— Мы прежде всего нацелены на развитие растениеводства и именно в этом секторе хотим достичь весомых результатов. Сейчас у нас нет цели создавать перерабатывающие мощности. Главная задача, еще раз подчеркну, — производство высококачественного зерна. А вот свою инфраструктуру по его хранению мы бы иметь хотели. Элеватор в Усмани (Липецкая область) на 65 тыс. т у «» уже есть, планируем довести его мощность до 140 тыс. т. Выбрали две площадки для строительства элеваторов не менее чем на 70 тыс. т [каждый] в Каменском и Подгоринском районах Воронежской области. В Тамбовской области компания приобрела элеватор на 25 тыс. т и планирует возвести там новый (140 тыс. т). Конечно, инвестиции в хранилища зерна нужны немалые — порядка 0 на тонну хранения. Но строить их будем, тем более что в этом году, как и многие агрохолдинги, испытываем большие проблемы с хранением зерна.

— Какие?

— Владельцы элеваторов, пользуясь своим почти монопольным положением, диктуют нам свои условия. Так что мы будем развивать не только элеваторное направление, но и строить разгрузочные терминалы у железнодорожных веток.

— Сколько вам нужно терминалов?

— Более десятка по 20 тыс. т каждый в тех регионах, где мы работаем.

— В 2007 году «» засеял 60 тыс. га. А в этом?

— Примерно 143 тыс. га. Компания производит пять агрокультур: пшеницу, рапс, ячмень, кукурузу и подсолнечник. В следующем году увеличим посевы до 230 тыс. га. Так как купленные земли в основном были залежными, их освоение идет постепенно.

— Сколько инвестиций уже вложено в компанию?

— В 2005—2007 годах — порядка 0 млн учитывая покупку земель. А в 2007-м, например, только в технику мы инвестировали около млн. В 2008 году инвестиции, по предварительным данным, составят млн.

— Когда завершится инвестиционная фаза?

— Мы считаем, что в ближайшие два года. В 2009-м мы еще сможем рассматривать приобретение новых земельных активов, планируем сооружать животноводческие фермы и комплексы по хранению зерна.

— Какой сейчас интерес в проекте у Орлова, если его доля в ходе IPO размыта до 2%?

— 2% — большой пакет для такой компании, как «». Орлов является членом совета директоров, занимается разработкой стратегии холдинга, зарубежными проектами [ () — материнская компания «», разместившаяся в 2007 году на бирже OMX First North — «АИ»].

— Чувствуете конкуренцию на агрорынке?

— Да, но не со стороны производителей, а со стороны компаний, занимающихся спекулятивной скупкой земель. К тому же земельное законодательство очень сложное, а процедура регистрации участков трудоемкая. Поэтому 3/4 наших земель еще в процессе оформления. Оно занимает от года до двух и обходится примерно в 1,5 тыс. руб./га.

— А дорог ли выкуп паев?

— Цены выросли до 50 тыс. руб./га. Но мы уверены, что из-за нестабильности на мировых финансовых рынках цены будут корректироваться в сторону снижения и остановятся на 25 тыс. руб. за пай. Крупнейшие игроки, впрочем, уже сейчас располагают достаточными объемами земель, поэтому сконцентрируются на развитии технологий и производства. А вот западные инвестфонды в нынешней ситуации, когда во всем мире падает капитализация компаний (в том числе интересующихся землей), будут сдерживать инвестиции в российские земли [несмотря на возможное снижение их стоимости].

— На IPO 2007 года ваш земельный банк оценили в, 5-3,8 тыс./га — сумму, огромную для российских угодий даже с учетом отсутствия финансового кризиса. Почему?

— Размещение провели в самое благоприятное время. Оценивалась не только земля, но и перспективы нашего бизнеса: мы представили инвесторам комплексную стратегию развития холдинга. И спрос превысил предложение в семь раз. Потом многие крупные компании пошли по нашим стопам, начав увеличивать земельные банки. Но мы считаем, что время, когда аграрные компании могли успешно размещаться, ушло. Теперь сделать это на приемлемых условиях у них получится не ранее чем через полтора года.

— Зачем вообще было проведено IPO?

— Для привлечения ресурсов. Полученные средства лежат на депозитах «» под 4-5% годовых. В октябре мы сформируем бюджет компании и поймем, куда их инвестировать.

— За сколько лет вложения в «» могут окупиться?

— В ближайшие 7-8 лет. Замечу, что Vostok Nafta, который я представляю, не является инвестфондом с ограниченным сроком вложения и не лимитирует сроки развития проекта.

— Какой в этом году будет EBITDA холдинга? До сих пор она являлась отрицательной.

— Надеюсь на небольшой плюс. Выручка прогнозируется в размере примерно 0 млн. В 2009 году планируем засеять 230 га, и она увеличится, думаю, на треть, так что EBITDA будет точно положительной.

— У Vostok Nafta, AB Kinnevik, Alecta Pensionsforsakring и Орлова примерно 53% акций, 28% размещено при IPO. Кто владеет остальными?

— Шведские физлица и известные институциональные инвесторы, крупные банки, страховые компании. Инвесторы из Швеции верят в будущее российского рынка.

— У них нет других вариантов, ведь акции упали с максимума 81,75 крон примерно до 25.

— Мы падаем чуть медленнее мировых финансовых рынков и считаем, что сумеем скорректировать котировки в положительную сторону.

— Дно достигнуто?

— …или где-то рядом. Совпал ряд факторов. Кроме того, что инвесторы напуганы и продают акции, в этом году ожидается рекордный за 15 лет сбор урожая. Средние цены на продовольственную пшеницу уже составляют порядка 5 тыс. руб./т. Но к зиме они будут повышаться, и выиграет тот, кто сможет придержать урожай. Не позже следующего года ожидаем роста наших котировок, тем более что мы улучшим структуру управления, построим и мощности по хранению зерна. Думаю, инвесторы это оценят.

Поправка к интервью

«Агро-Инвест»

100%-ная «дочка» Black Earth Farming (BEF). Крупнейшие акционеры BEF: Vostok Nafta Investment Ltd — 24,8%, A. B. Kinnevik — 19,4% и Alecta Pensionsforsakring — 7,2% (данные с сайта BEF, сентябрь 2008 г.). Основная специализация — приобретение и обработка сельхозземель. Контролирует более 300 тыс. га в регионах Центрального Черноземья. Выручка в 2007 г. —, 3 млн, чистый убыток —, 8 млн.

Зоригто Саханов

Председатель совета директоров «Агро-Инвеста», старший советник Vostok Nafta
Родился 10 октября 1961 г.
в с. Орлик Окинского района
Бурятии. В 1984 г. окончил Хабаровский институт физической культуры, в 1987 г. — аспирантуру Ленинградского НИИ физической культуры.
С 1987 г. — преподаватель
Ленинградского института
физкультуры, с 1992 г. — представитель KYOEI Promotion в России и СНГ. В 1998 г. назначен заместителем главы представительства Агинского Бурятского автономного округа в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В 2006 г. стал гендиректором ЗАО «Байкал энерджи». С 2008 г. работает председателем совета директоров УК «Агро-Инвест».
Женат, трое детей. Хобби — чтение и большой теннис.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»