Двадцать пять непубличных

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Агрохолдинги в новом рейтинге Forbes

Крупные агрохолдинги и имеющие сельхозактивы переработчики прошли кризис весьма неплохо: в 2009 году многие увеличили выручку на 30 и более процентов, показывает анализ нового рейтинга российского Forbes. Из него же следует, что производители минудобрений и техники в сравнении с аграриями пережили его хуже некуда. Первым помешало заработать резкое падение спроса и цен на их продукцию. Машиностроителей активно поддерживало государство, но избежать падения им все равно не удалось.

Седьмой год подряд российский Forbes публикует рейтинг «200 крупнейших непубличных компаний», то есть тех, акции которых не торгуются на фондовом рынке. «» составляет из рейтинга выборку (см. врез) и анализирует ее. В ней почти все крупные агрохолдинги, так как крупных публичных компаний в секторе АПК пока всего две — «» и «».

Компании выборки 2010 года представлены производителями, переработчиками и импортерами мяса-сырья: их 7 — больше, чем участников других рынков. 5 компаний специализируются на переработке масличных, столько же — на экспорте зерна. Производством сахара и сахарной свеклы заняты два игрока («» и «»). «ОГО», «Настюша» и «Стойленская Нива» также перерабатывают зерно и выпускают из него готовую продукцию (мука, хлебопекарная линейка), причем для последней компании это основной бизнес. В мае 2010 года «Стойленская Нива», принадлежащая Борису Иванишвили, вышла из сельского хозяйства, продав почти все свои агроактивы. Покупателем 110 тыс. га и 17 агрохозяйств корпорации стала группа «» Вадима Мошковича. Эта сделка одна из крупнейших в АПК в этом году и самая крупная на рынке сельхозземель. Ее сумму эксперты оценили «» более чем в 1 млрд руб.

Помогло государство

Рейтинг 2010 года основан на выручке за 2009-й, и у многих компаний в нем отражены кризисные тренды: падение производства, снижение спроса, рост долговой нагрузки на бизнес и т. д. В 2009 году участники выборки заработали в общей сложности 654 млрд руб. — на 13% меньше, чем в 2008-м, тогда как годом ранее — в предыдущем рейтинге — их выручка была 750 млрд руб. (плюс 47% к 2007 году).

Особенно заметна разница в сравнении с показателями 2008 года, когда рост сельхозпроизводства превысил 10%, цены на агросырье и маржа сельхозпроизводителей были высокими, генерируя хороший спрос на удобрения, технику и оборудование для АПК. В прошлом же году машиностроители выжили либо сохранили стабильность во многом благодаря господдержке — росту пошлин на импортные комбайны с 5% до 15%, исключению западной техники из льготных кредитных программ и массовым закупкам их продукции «Росагролизингом». Он в 2009 году заключил договоров на приобретение агротехники на 23,4 млрд руб. Из них 5,9 млрд руб. пришлось на закупки машин у «Ростсельмаша».

Несмотря на то, что госкомпания бесплатно кредитовала машиностроителей, в том числе авансируя покупку еще не произведенной техники (по отчетности «Росагролизинга» за 2009 год, на 1 января 2010-го было проавансировано, но не поставлено машин на 10,6 млрд руб.), это не избавило участников данного рынка от падения финансовых показателей. Тем более что внутренний спрос на технику в 2009 году снизился в несколько раз. Почти на 30% упала выручка «Нового Содружества» (основной актив — завод «»). «Концерн «Тракторные заводы» (КТЗ) на треть сократил выручку, а производство — на 75%, хотя до кризиса демонстрировал ежегодный 20%-ный рост. «В августе мы подали к этой компании иск на 5 млрд руб. по возмещению авансов, перечисленных КТЗ якобы по решению федерального правительства и до сих пор не отоваренных, — рассказывал в сентябре первый замгендиректора «Росагролизинга» Алексей Скорый на конференции «Агроинвестора» «Первые итоги сезона и уроки засухи». — Причины — как нехватка производственных мощностей, так и невостребованность авансированной техники».

Самые динамичные — сахар и мясо

Компаний, выручка которых в кризисном 2009 году увеличилась, в выборке большинство — 14 из 25. Аналитик «Финама» Максим Клягин связывает это с достаточно комфортной для бизнеса конъюнктурой в различных секторах (прежде всего в мясном животноводстве). «И это несмотря на то, что на уровень платежеспособного спроса повлиял финансовый кризис», — говорит он.

Кроме участников рынка мяса, выручку нарастили переработчики масличных: «», «», «» и «». В последние пять лет они модернизировали действующие и построили новые мощности МЭЗов и глубокой переработки масличных, пройдя таким образом инвестиционную фазу развития либо ее значительную часть. К тому же основная масличная агрокультура — подсолнечник — год назад, как и зерновые, стала дешевле, чем в агфляционном 2008-м. Калининградское «», перерабатывающее сою, добилось самого впечатляющего из всех масложировых компаний увеличения выручки — 30%. А вот у переработчиков подсолнечника прирост намного менее заметный — 2-3% («» и «»), у «Астона» - вообще символический (менее 1%, или 100 млн руб.).

Благополучные данные некоторых агрокомпаний можно объяснить ростом господдержки, протекционизма, а также относительно низкой налоговой нагрузкой на сельхозсектор. Пример — мясной бизнес, который за прошлый год вырос несмотря на отсутствие роста потребления: производство мяса в стране, по данным Минсельхоза, выросло до 6,7 млн т в убойном весе. В 2009 году был запрещен внеквотный импорт мяса птицы, пошлина на ввоз свинины — повышена до запретительных 75% (но не менее €1,5/кг), а внеквотной птицы — до 95% (но не менее €0,8/кг). Еще один фактор роста мясного сектора — ввод новых, завершение реконструкции существующих и выход на проектные показатели мощностей, инвестировать в которые участники рынка начали до кризиса. Кроме того, зерно в 2009 году подешевело более чем в два раза по сравнению с максимумами 2008-го, что обеспечило свино- и птицеводам комфортные цены на корма, составляющие в среднем 70% себестоимости мяса. «Компании мясного сектора пожинают плоды крупных инвестиций прошлых лет, — подтверждает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка () Дмитрий Рылько. — Мясо вообще дает большую выручку в деньгах, поскольку это продукт с относительно высокой добавленной стоимостью». Результат — рост выручки подавляющего большинства мясных компаний выборки (она снизилась только у « групп» и немного — у «Эксимы»). Так, «» заработало на 33%, «Останкинский» - на 23%, «» - на 21%, «» - на 15% больше против 2008 года. Выручка всех этих игроков росла в разы быстрее сырьевых рынков, на которых они представлены. «Все цифры в таблице рейтинга правильные, это действительно наш оборот без НДС, — говорит гендиректор группы Михаил Попов. — Но роста мы добились только за счет объема продаж». В 2010 году компания выручит на 19% больше — 20,5 млрд руб., надеется Попов. Согласен с данными Forbes и вице-президент «» Вадим Хатенко. В 2010 году, по его словам, холдинг увеличит выручку на 2,7 млрд руб. — до 34 млрд руб. «К концу года рассчитываем на активизацию продаж благодаря зимним праздникам. К тому же в 2009 году мы запустили бойню [в Белгородской области мощностью 2 млн гол. — «АИ»], она начала производить качественное охлажденное мясо», — поясняет Хатенко.

Еще больший, чем мясные, рост выручки показали сахарные компании: «» - на 35%, а «» - почти на 39%. Основным драйвером роста выручки производителей сахара в 2009 году стали высокие темпы подорожания их продукции, указывает Максим Клягин из «Финама». Розничные цены на сахар в 2009 году росли примерно на 40%, добавляет он.

У трейдеров, несмотря на рекордные темпы экспорта зерна из России, увеличение выручки было скромнее, чем у производителей сахара и мяса. Valars заработала на 3 млрд руб. (13%) больше, «Росинтерагросервис» - на 0,6 млрд руб. (4%). В 2010-м из-за введения эмбарго на экспорт трейдеры заработают намного меньше и в следующем рейтинге будут на заметно более низких строках.

Вход — выход

Сокращение выручки демонстрируют все машиностроительные холдинги и производители удобрений. В острую фазу кризиса их продукция была первой, закупки которой сельхозпроизводители резко снизили либо временно перестали приобретать. Сократился, при одновременном снижении цен, мировой спрос на минудобрения, основной объем которых российские производители поставляют на экспорт. Снижение выручки у них и машиностроителей глубокое и составляет в среднем 30%. Они — лидеры падения, если не считать «Настюши». Сокращение ее выручки правильнее назвать обвалом — в 2009 году она была в 3,5 раза ниже 2008-го. «Высокая долговая нагрузка холдинга в совокупности с негативным влиянием кризиса стали причиной финансовой дестабилизации компании, — объясняет Клягин. — Часть активов группы перешла к кредиторам, а на оставшихся предприятиях сократилось производство». В конце прошлого года соотношение долга к EBITDA у компании было 18,7, а десять ее элеваторов в Краснодарском крае достались за долги Россельхозбанку. «Настюша» растеряла основную часть активов», — резюмирует Рылько. Не считая хлебозаводов, у нее осталось три элеватора и одно ХПП в Омской области.

Неблагополучно выглядит не только «Настюша», но и остальные компании с зерноперерабатывающими бизнес-дивизионами: «ОГО» и «Стойленская Нива», заработавшие на 18% и 19% меньше, чем в 2008 году. «» - единственный в рейтинге масложировой холдинг, снизивший выручку. Упала она и у двух мясных компаний, работающих на растущих рынках, — «Комоса» (на 19%) и «Эксимы» (на 2%). Руководитель отдела финансирования инновационных проектов « групп» Евгений Романенко подтверждает, что выручка компании подсчитана верно, цифры даны по МСФО, а снижение объясняет «плановым сокращением» одного из бизнес-направлений холдинга — реализации нефтепродуктов. По отчетности «», в 2008 году группа заработала на них 6,4 млрд руб., тогда как в 2009-м — 1,5 млрд руб. «Вместе с тем выросла наша выручка от основного направления деятельности — переработки сельхозпродукции», — указывает Романенко. Однако этот рост у «Комоса» (плюс 1,4 млрд руб.) несопоставим с сокращением нефтетрейдинга (минус 4,9 млрд руб.), следует из цифр, предоставленных «» компанией для комментария к этой статье. В 2010 году «» рассчитывает увеличить выручку до 17-18 млрд руб. без НДС — в среднем на 30%, уверяет Романенко.

Семь участников рейтинга, четыре из которых — производители техники и удобрений, переместились на более низкие позиции в сравнении с предыдущим. Две компании из этих семи — «Настюша» и «» -покинули места в первой сотне самых крупных, оставшись на 149 и 151 строках. «Стойленская Нива», хоть по сравнению с 2008 годом и потеряла пятую часть выручки, сохранила позиции в рейтинге, спустившись только на одну строку. Теперь она на 182 месте. А пять компаний, год назад находившихся в нижней части рейтинга, теперь входят в первые топ-100 крупнейших. Кроме компаний с увеличившейся выручкой — «», «» и «», — это снизившие ее игроки — «» и группа «». Причем последняя вырвалась сразу на 82 позиции вперед — в прошлом году была на 149 месте, а сейчас — на 47-м. Та же ситуация с «ОГО»: холдинг заработал меньше, но поднялся на 8 строк вверх.

Показатель «входного билета» - минимальной суммы выручки участника выборки «Агроинвестора» - в этом году снизился на 8% до 10,5 млрд руб. Год назад он составлял 11,4 млрд руб. Процент снижения совпадает с цифрой падения национальной экономики, которая в 2009 году сократилась на 7,9%.

В рейтинге нынешнего года на одну компанию меньше. Как и прогнозировали эксперты, которых опрашивал «», анализируя рейтинг 2009 года, в 2010-м в него не попали «Агрохолдинг» Александра Четверикова и «Рубеж» (основные владельцы — Василий Верюжский и Геннадий Хрючкин). «Агрохолдинг» потерпел несколько дефолтов, а часть его активов была выведена в другие юрлица. «Рубеж», основная выручка которого приходилась на импорт мяса птицы и свинины, год назад объявил о банкротстве двух своих «дочек», специализирующихся на этом бизнесе. А вот «», которому эксперты год назад предсказывали выпадение из рейтинга 200 крупнейших частных компаний, удержался в нем и даже поднялся на 19 позиций (до 57 места), а в выборке «Агроинвестора» стал 4-м (в 2009 году был 7-м). Свою выручку он увеличил сразу на 20% — до 36 млрд руб. Данные о «», впрочем, оценочные, и реальные цифры могут быть другими: своих финансовых показателей за 2009 год группа не раскрывала.

Кто в рейтинге и выборке

Как объясняют авторы рейтинга (см. российский Forbes октябрь 2010 года и www. forbes.ru), чем выше оборот, тем ближе компания к верхней части списка. Участники рейтинга — ЗАО, ООО, группы компаний, ведущие общий бизнес и подконтрольные общему владельцу. Также учитываются ОАО, акции которых принадлежат одной или нескольким группам владельцев, но не больше чем десяти. Банки, страховые, лизинговые, инвестиционные и другие финансовые компании в рейтинг не входят. В рейтинге 2010 года его участники ранжировались по выручке, полученной в 2009-м. Основной источник информации — данные, предоставленные изданию компаниями. Кроме них, российский Forbes использовал информацию с сервера раскрытия ФСФР, данные Росстата и ФНС, опубликованные в «Системе профессионального анализа рынков и компаний» «Интерфакса». Суммированы данные о группах компаний, которые не предоставили консолидированной финотчетности. Информация о выручке сверялась с данными о ВЭД и «оценками аналитиков по отраслям рынка», пишет российский Forbes. При отсутствии официальных сведений о выручке компании публикуется ее оценочная выручка.
В выборку «Агроинвестора» включаются участники агропродовольственного рынка — компании, производящие и перерабатывающие сельхозпродукцию, специализирующиеся на ее экспорте и импорте. Все они либо их владельцы (совладельцы, учредители) имеют аграрные активы. Также в выборке представлены игроки, основной бизнес которых — материально-техническое обслуживание агропрома: производство минеральных удобрений, сельскохозяйственной техники и оборудования.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»