Буров попал в сельхозбизнес

Один из лидеров российского алкогольного рынка — компания «Синергия» — начала избавляться от непрофильных активов. В феврале она закрывает сделку по продаже своих сельхозземель в ПФО группе «Букет» Владислава Бурова, частью которой является масложировой холдинг «Солнечные продукты». Его конкуренты не уверены, что покупка земли — удачная инвестиция.
Один из лидеров российского алкогольного рынка — компания «Синергия» — начала избавляться от непрофильных активов. В феврале она закрывает сделку по продаже своих сельхозземель в ПФО группе «Букет» Владислава Бурова, частью которой является масложировой холдинг «Солнечные продукты». Его конкуренты не уверены, что покупка земли — удачная инвестиция.
Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

«Букет» покупает растениеводство «Синергии»

В декабре СМИ сообщали о продаже компанией «Синергия» (один из лидеров алкогольного рынка) растениеводческого бизнеса. Покупателем стала группа , в которую входит масложировой холдинг «». На момент сдачи этого номера сделка закрыта не была, и стороны, ссылаясь на это, не комментировали ее подробности. Оформление сделки завершится в течение месяца, предположил в середине января пиар-директор «Синергии» Прохор Малютин. «Тогда мы сообщим детали в официальном пресс-релизе», — добавил он. Представитель «Букета» Василий Борматин отказался от комментариев.

Вопрос времени

Агроактивы «Синергии» — растениеводство, производство мяса птицы, молочных и мясных продуктов — в 2010 году были выделены из алкогольного бизнеса в компанию «Пента Агрогруп» («ПентАгро»). По данным РБКdaily, купил растениеводческое направление «ПентАгро» — «Русский гектар». Об этом менеджмент компании сообщил в декабре на встрече с аналитиками инвесткомпании Sberbank CIB. В январе, когда «» делал запрос о сделке, они не были доступны для комментариев.

Сумму сделки оценили в 600 млн руб. Вырученные средства основной владелец «Синергии» Александр Мечетин планирует вложить в развитие алкогольного бизнеса — строительство складских комплексов и пополнение оборотного капитала, писала РБКdaily. Участники рынка, осведомленные о сделке, говорили изданию, что покупает 38 тыс. га земли «Русского гектара» в Саратовской области. В таком случае это меньше трети банка компании — она контроли­рует 125 тыс. га, написано на сайте «ПентАгро». Из них около 90% — в собственности. А вот на долю агропроизводства приходится объем земель, схожий с вошедшим в сделку, — 42 тыс. га из 125 тыс. га.

«Синергия» пока сохранила птицеводческий бизнес — птицефабрику «Михайловская» и племптицезавод «Царевщинский-2» в Саратовской области, молокозаводы и мясокомбинат на Дальнем Востоке. Их продажа — вопрос времени: избавиться от непрофильных активов компания планировала до конца 2013 года, писала в сентябре газета «Ведомости». «Мы в процессе переговоров с несколькими игроками […] Мы на продвинутой стадии обсуждения, что говорит о высокой вероятности того, что агробизнес будет продан во второй половине этого года», — делился Мечетин на телефонной конференции с инвесторами.

В марте прошлого года в интервью «Коммерсанту» Мечетин сказал, что у компании нет «острой задачи по реализации бизнеса, связанного с продуктами питания». По его словам, в «ПентАгро» делались плановые инвестиции, предполагалось увеличить эффективность производства. Стоимость агроактивов он оценивал более чем в $100 млн. Ранее, в 2010 году, Мечетин рассчитывал выручить $100 млн, разместив 50% акций «ПентАгро» на бирже, то есть оценивал компанию вдвое дороже. Но IPO не состоялось.

Покупатель саратовских земель «Синергии» ближе к интересам сельского хозяйства, чем их продавец: «» — один из ключевых активов группы компаний — занимается переработкой масличных и имеет активы в Приволжье. Еще ПФО также лидирует по объемам выращивания подсолнечника. С масложировым производством связано еще одно предприятие «Букета» — московское косметическое объединение «Свобода», 49% акций которого группа приобрела в 2012 году.

Президент «Букета» Владислав Буров ранее говорил в интервью «Ведомостям», что масложировое подразделение является приоритетным для компании. Два источника на рынке, знакомые с бизнесом группы, не уточняя деталей, рассказывают «», что до сделки с «Синергией» уже приобрел небольшой сельхозактив. Приобретение земель — логичный шаг для наращивания земельного банка. Но о масштабном входе «Букета» в агробизнес речи пока не идет, добавляет один из собеседников.

Добавить стабильности

РБКdaily пишет, что на покупаемой земле будет выращивать подсолнечник и рыжик для своего Аткарского МЭЗА. Пшеницу, ячмень и зернобобовые, присутствующие в севообороте, будет продавать трейдинговое подразделение холдинга.

У опрошенных «Агроинвестором» экспертов и участников рынка нет единого мнения о целесо­образности сделки для масложирового бизнеса «Букета». Наличие собственного сырья снижает зависимость маслоэкстракционных заводов от колебаний цен на подсолнечник, повышает рентабельность предприятий, говорит партнер практики «Агропромышленный комплекс» консалтинговой группы «НЭО Центр» Анас­тасия Залуцкая. По мнению управляющего директора компании Владислава Новоселова, формирует сырьевую зону для своих МЭЗов: в ситуации волатильности цен и периодически возникающего дефицита подсолнечника группа устраняет или значительно снижает сырьевые риски.

Целесообразность объединения переработки и сельхозпроизводства зависит от ценовой конъюнк­туры, добавляет аналитик инвесткомпании «» Максим Клягин: если подсолнечник существенно подорожает, то рентабельность переработки снизится, а свой сырьевой кластер в значительной степени нивелирует этот риск. Однако когда ситуация на рынке долго остается стабильной, содержание большого банка земель генерирует издержки — актив все же непрофильный. «Но, учитывая, что колебания цен на маслосемена могут быть существенными, в том числе из-за погодного фактора, крупные переработчики обычно стараются подстраховаться, — продолжает аналитик. — Они заключают долгосрочные конт­ракты на выращивание подсолнечника, формируют свое сельхозпроизводство либо совмещают две этих модели». Заключая сделку с «Синергией», тоже движется в сторону смешанной модели обеспечения сырьем своих предприятий.

Не у всех переработчиков есть земля для производства сырья, указывает исполнительный директор Масложирового союза России Юрий Морозов. Наличие сельхозактивов он считает фактором стабильности бизнеса: свое сырье позволяет контролировать все стадии производства. «Это дает возможность тщательнее подбирать семена и технологии, а в итоге — делать продукцию нужного качества, минимизируя колебания рыночной цены маслосемян», — добавляет Морозов. Хеджировать риски также можно, авансируя независимых сельхозпроизводителей, заключая конт­ракты на выращивание целевых агрокультур и приобретая маслосемена на рынке в период уборочных кампаний, перечисляет он.

Проблема севооборота

Купив растениеводческий актив, покупатель должен решить достаточно сложную задачу — организовать операционную деятельность, определиться с бизнес-стратегией, выбрать целевые агрокультуры для выращивания (кроме подсолнечника), говорит Новоселов. Существенный недостаток подсолнечника — невозможность сеять его на одном месте чаще, чем один раз в семь-восемь лет, напоминает Залуцкая. Морозов говорит, что современные технологии позволяют возделывать подсолнечник на одном поле чаще — каждые пять-шесть лет. «Сейчас многие заменяют им озимые зерновые, когда их нужно пересевать», — приводит пример глава союза.

В структуре севооборота подсолнечник занимает 10-12% обрабатываемых земель, подсчитывает Залуцкая, поэтому компании вынуждены производить значительный объем других агрокультур. «Отвлечение на них может оказаться нецелесообразным для МЭЗов», — думает эксперт. Покупая землю, переработчик масличных будет вынужден выращивать зерновые, соглашается директор по корпоративному развитию Нижегородского масложирового комбината () Владимир Нюхлов. «Для крупного холдинга такой путь развития будет естественным, только если планируется диверсифицировать производство за счет смежных бизнесов, — считает он. — При этом нужно будет взять на себя все сезонные риски — неурожай, засухи и т. д.». Поэтому целесообразность и эффективность инвестиций в землю зависят от масштаба бизнеса переработчика, считает он. У сельхозактивов нет. Однако в сентябре прошлого года «Ведомости» писали, что компания думает о вхождении в агробизнес. Нюхлов это не комментирует.

Если покупает земли, чтобы обеспечить перерабатывающие мощности сырьем, то это не очень удачная инвестиция, думает гендиректор «» Евгений Ляшенко. «Подсолнечник — требовательная агрокультура, и хороший урожай можно получить не со всякого поля, — говорит он. — Сеять его на одном и том же месте можно только один раз в семь лет. Исходя из планов «», о которых я знаю, — перерабатывать в ближайшем будущем до 1,5 млн т маслосемян в год — покупаемая «Букетом» земля позволит компании обеспечить свои потребности [в подсолничнике] лишь на 0,3%».
«» тоже пробовала инвестировать в растениеводство, но в 2006 году продала все свои сельхозземли группе «». Стратегия компании — производство пищевых ингредиентов и брендированной продукции, добавляет Ляшенко.

Нужно больше земли

На распределение маржи между сельхозпроизводителями и перерабатывающими предприятиями существенно влияет баланс спроса и предложения подсолнечника, продолжает Залуцкая из «НЭО Центра». «Сейчас существует значительная региональная дифференциация по обеспеченности МЭЗов сырьем, — комментирует она. — Например, в ПФО профицит предложения подсолнечника. Соответственно, рентабельность переработчиков высока, тогда как растениеводческие предприятия балансируют на грани минимальной доходности. В ЮФО и ЦФО обратная ситуация, что позволяет сельхозпроизводителям получать хорошую маржу — она может превышать 50%».

При существующем избытке мощностей переработки масличных в России наличие небольшого банка земли может стать для «Букета» стабилизирующим фактором только на небольшой промежуток времени, добавляет Нюхлов из . Если соблюдать севооборот и собирать 15 ц/га, то с 38 тыс. га можно получать урожай подсолнечника около 6,5 тыс. т/год, подсчитывает Залуцкая. Как и Ляшенко, она говорит, что доля собственного сырья, выращенного на приобретенных землях, составит крайне малый процент от общей потребности предприятий холдинга, мощность которых сейчас достигает 0,95-1,3 тыс. т масличных в сутки.

Клягин из «Финама» считает логичным намерение «Букета» снизить риски маслоперерабатывающего сегмента за счет покупки сельхозактивов, несмотря на относительно небольшой земельный банк. «Возможно, это новая стратегия группы, — предполагает он. — Допустим, она хочет сформировать свою сырьевую базу, чтобы не зависеть от рынка, тем более что в масложировом секторе положительный долгосрочный тренд». Буров продолжит заключать сделки по покупке агроактивов, не исключает Клягин, тем более если компания располагает свободными средствами.

УТОЧНЕНИЕ

«» продавала агроактивы и сельхозземли в течение нескольких лет; в частности, в 2006 году два колхоза в Белгородской области купила Группа «».

Исходя из оценки сделки в 600 млн руб., в расчете гектар земли «Букет» заплатил около 15,7 тыс. руб. Если полагаться на информацию официального сайта «ПентАгро», то большая часть участков — в собственности «Русского гектара» [объединявшего растениеводство «ПентАгро» — «АИ»]. В западной части Саратовской области цена такой земли оставляет до 18 тыс. руб./га, право долгосрочной аренды стоит 5-8 тыс. руб./га. Очевидно, цена сделки включает права на землю, сельскохозяйственную технику и объекты инфраструктуры. Скорее всего, покупатель, заплатив за корпоративные права, принял на себя и обязательства «Русского гектара» перед кредиторами.

Не только масло

дят кондитерское объединение «Конфэшн», девелоперская компания B2B Development, «Нижневолжский коммерческий банк» и троллейбусный завод «Тролза».

Агробизнес может быть прибыльным при использовании современных технологий растениеводства, государственной поддержке и правильном выборе агрокультур. Например, такой агрокультурой может быть соя. Во-первых, у нее высокая урожайность: при двупольном севообороте на полях с современной системой орошения можно получать по 2 т/га маслосемян ежегодно. Во-вторых, Россия — страна, ориентированная на импорт сои и соевого шрота. Поэтому у отечественных производителей есть значительный потенциал роста ее производства.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»