Итоги экспортного сезона-2014/2015: комментарий бизнеса

Осуществлены поставки зерна на Ближний Восток, в страны СНГ, Африку и Латинскую Америку
Осуществлены поставки зерна на Ближний Восток, в страны СНГ, Африку и Латинскую Америку
Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Отгружены рекордные объемы из портов Балтийского, Каспийского морей, малых портов Азово-Черноморского бассейна

Александр Григорьянц, Коммерческий директор торгового дома «» (Калининградская область)

По итогам сезона-2014/15 мы поставили на экспорт свыше 900 тыс. т зерновых агрокультур (преимущественно пшеницу), существенно повысив уровень 2013/14 сельхозгода. В наступившем сезоне планируем еще увеличить объемы вывоза и экспортировать значительно больше 1 млн т. Завершившийся сельхозгод для компании сложился не очень просто. Мы находимся в анклаве, в Калининградской области. Для того чтобы доставлять сюда грузы, приходится преодолевать Белоруссию и Литву. Практически никто из владельцев вагонов не хочет ехать в этом направлении, потому что наш регион, как правило, не дает обратной загрузки вагонов, а порожний возврат в Россию — дорогой процесс. Поэтому каждый сезон мы вынуждены работать, используя практически только собственный подвижной состав и принимая на себя все логистические операции на пути от элеватора до нашего порта в Калининграде. У нас амбициозные планы по экспорту зерна, и уже сейчас, для того чтобы выполнить программу, мы вынуждены оптимизировать и совершенствовать работу.
«» закупает зерно в основном в регионах центральной России, Сибири, юга страны, а также Казахстане. Сроки доставки у нас получаются от 10 до 40 дней. Есть вопросы транзита, пересечения границ, бывает, что вагоны задерживаются на станции, плюс требуется таможенное оформление — все это часто мешает своевременной, четкой доставке вагонов на перевалку зерна в порту. Ну и конечно, это отражается на цене продажи товара. Доля логистики в ней для нас, естественно, составляет большую долю (до 30%), чем при продаже внутри России или на южные порты, где временной лаг и расценки получаются существенно ниже.

Можно сказать, что весь прошлый сезон мы учились работать с большими объемами зерна, налаживали логистические вопросы и весьма успешно выстроили всю схему работы. К новому сельхозгоду подошли уже подготовленными, есть обученные экспедиторы, элеваторы, которым не в первый раз придется грузить на Калининградскую область. Поэтому мы намерены увеличивать грузопоток как зерновых на экспорт, так и масличных на переработку. В этом сезоне, возможно, также вырастут поставки из Сибири: по нашей оценке, в регионе ожидается неплохой урожай.

Несомненно, в завершившемся сельхозгоду свое влияние оказала и введенная таможенная пошлина на экспорт зерна. Мы всегда соблюдаем взятые обязательства, независимо от поворотов рынка, поэтому, несмотря на ограничения, приходилось выполнять контракты, которые были заключены на момент введения пошлины. Работали не в плюс, но рынок есть рынок, обязательства есть обязательства.

Новый сезон будет более прогнозируемым, хотя плавающей пошлине, которую установило правительство, мы тоже не рады. Все-таки тем компаниям, которые находятся ближе к портам от места производства зерна, легче контролировать бизнес-процессы и экономику сделки, так как сроки завоза товара и его вывоза значительно короче. А для нас временной лаг от момента закупки до экспорта часто превышает два месяца. В той нестабильной экономической ситуации, которая сейчас наблюдается в стране, приобретая сегодня зерно при одном курсе и отправляя его покупателю через два месяца, невозможно прогнозировать, каким будет рынок, курс валюты и какую пошлину в итоге мы будем вынуждены платить.

Вадим Саркисов, Гендиректор (Ростовская область)

Завершившийся сезон в целом сложился для нас успешно. Если в 2013 году мы экспортировали более 1,5 млн т зерна, то в 2014-м — уже 2,2 млн т (статистика объемов вывоза ведется по календарному году). Мы довольны такими результатами. География поставок тоже расширилась: мы вывозили зерно (пшеницу, ячмень, кукурузу, горох) в 25 стран, в том числе ОАЭ, Саудовскую Аравию, Турцию, Египет, Грецию, Израиль, Армению.
В ушедшем сезоне положительным было то, что мы открыли для себя новых партнеров — как покупателей, так и поставщиков, а также новые банки. Стали сотрудничать с глубоководными портами, в какой-то мере этому способствовало введение таможенной пошлины. Но, безусловно, это ограничение не могло хорошо отразиться на нашем бизнесе. В январе на экспортеров свалился весь негатив: падение рубля, колебание цены на внешнем рынке вкупе с ростом ставок по кредитам и трудностями привлечения денег. Отрицательное влияние этих факторов мы стали испытывать еще в декабре и чувствовали их давление вплоть до мая. Как и другие экспортеры, мы понесли потери, но смогли найти в этом свои плюсы и вышли из ситуации с минимальным ущербом. Проанализировали ситуацию, перегруппировались и перестроились: начали работать в Новороссийске, создали отдел экспедирования, стали все делать сами.

Плавающая пошлина как инструмент регулирования рынка и наполнения бюджета нужна. Но она должна быть простой, легко применимой и вводиться не только на пшеницу, которая наиболее подвержена изменению цены. По моему мнению, следует применять стандартную пошлину в размере $10/т на все зерновые агрокультуры, а при резком колебании рынка (девальвации) нужно иметь возможность ее увеличения в два-три раза, но также на весь экспортный ассортимент. При невысокой пошлине никто не пострадает: ни бюджет, ни сельхозпроизводители, ни внутренний рынок, ни экспортеры, ни наши партнеры-покупатели. При этом за несколько лет пошлина в $10/т позволит государству создать резерв для сдерживания цен и/или дотирования внутреннего рынка.

В новом сезоне мы настроены экспортировать большой объем зерна, но если будет складываться хорошая конъюнктура. Пока очень сложно говорить о конкретных цифрах, не понимая, каким будет курс валюты и сколько будет стоить зерно на внешнем рынке. Сейчас ценообразование на рынке формирует сельхозпроизводитель, а не экспортер. Часто бывает, что мировые цены долго падают, а внутренние — неумолимо растут. Мы, конечно, планируем и дальше заниматься экспортом, но будем уделять больше внимания не количеству, а качеству: станем более тщательно искать надежных поставщиков, которые выполняют свои обязательства, улучшать работу с портами, с перевозчиками грузов. Хотим организовывать закупку на линейных элеваторах.

Полная версия анализа итогов 2014/15 сезона в статье «Топ-20 российских экспортеров зерна»

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»