Будущее в телескопе: рынок в ожидании роста

Несмотря на хороший старт продаж, в 2015 году эксперты отмечают спад рынка почти на 35%
Несмотря на хороший старт продаж, в 2015 году эксперты отмечают спад рынка почти на 35%
Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Телескопический погрузчик — техника для России относительно новая, что не мешает ей быстро набирать популярность среди аграриев. О возможностях развития рынка, спросе и сложностях выбора рассуждают аграрии, производители техники и аналитики.

Впервые спад на рынке погрузочной техники был отмечен в 2009 году, после мирового кризиса конца 2008 года. Но уже в 2011 году, по данным аналитиков компании ID-Marketing, показатели рекордного на тот момент 2008 года были превышены для рынка телескопических погрузчиков практически на 61%, а 2013 год и вовсе стал самым успешным: объемы рынка достигли значения более чем 1,8 тыс. ед. техники, что в 2 с небольшим раза выше показателей импорта 2008 года.

«Текущий спад, вызванный сложной политической и экономической обстановкой в мире, начался еще в 2014 году, — рассказывает Андрей Ловков, коммерческий директор аналитической компании ID-Marketing (Владимир). — А по итогам первого полугодия 2015 года падение всего рынка погрузочной техники составило почти 54%. Но все это — данные по импортным поставкам, так как среди отечественных предприятий производство продукции с маркировкой «телескопический погрузчик» так никто и не освоил».

Действительно, основа российского рынка «телескопов» — это импортные поступления, и его объем полностью завязан на поставках из-за рубежа. Ведущими поставщиками телескопических погрузчиков в Россию являются марки JCB и Manitou, которые, по данным ID-Marketing, в разные периоды занимали совокупную долю до 75%. «По итогам января-июня 2015 года лидирует компания JCB, — продолжает Ловков. — Основной импортируемой моделью являются различные модификации погрузчика JCB 531-70 и 541-70. На второй позиции Manitou с ведущей моделью MLT-X 735. Далее в рейтинге ведущих импортеров идут Dieci, Bobcat, Merlo. Всего же за первое полугодие 2015 года в Россию были импортированы телескопические погрузчики 16 различных производителей».

Однако в JCB (производители специализированной техники, Великобритания) считают, что не стоит драматизировать ситуацию. По данным специалистов этой компании, российский рынок сельскохозяйственных телескопов за период с января по май 2015 года снизился всего на 35% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. (В то время как импорт тракторов упал на 60-70%.) Это подтверждает растущую популярность телескопов. Получается, что даже при значительном снижении покупательской способности аграрии все чаще отдают предпочтение приобретению нового погрузчика.

Тенденции рынка

Сейчас на рынке наблюдается четкая сегментация телескопических погрузчиков на строительные модели и модели для сельского хозяйства. Строительные модели, как правило, имеют большую высоту подъема и грузоподъемность по сравнению с телескопами сельхозназначения, где потребителями сформирован своеобразный стандарт погрузчика с высотой подъема 6-7 м и максимальной грузоподъемностью 3-3,5 т, поясняет Леонид Яковлев, менеджер по продукту компании (производство сельхозтехники). Погрузчики этого сегмента отлично выполняют тот ряд задач, которые ставят перед ними сельхозтоваропроизводители. Так, грузоподъемность телескопов достаточна для работ с ковшом объемом до 2,5 м³ на зерновом току, высота подъема позволяет без труда загружать сыпучими материалами грузовики, а сеялки — удобрениями и посевным материалом. Также данной высоты подъема достаточно для складирования тюков.

Ряду клиентов, продолжает Яковлев, в частности, птицеводческим хозяйствам, важна небольшая габаритная высота телескопического погрузчика для свободного доступа в птичники. Такие клиенты останавливают свой выбор на погрузчиках младшего сегмента, то есть с максимальной высотой подъема груза 5-6 метров. Крупные холдинги иногда приобретают более производительные машины грузоподъемностью до 5 т и максимальной высотой подъема до 9 м. Как правило, они оснащаются более мощными двигателями и улучшенной гидравликой, за счет чего быстрее справляются с большим объемом работ.

Однако текущая экономическая ситуация привела к снижению спроса на такие погрузчики. Эксперты отмечают, что доля погрузчиков в дорогих комплектациях повышенной мощности сокращается. «Модификации с мощностью двигателя 120-140 л.с. в этом году практически не продаются, — констатирует Семен Костин, бизнес-менеджер по сельскохозяйственной технике JCB в России. — Самый популярный грузовысотный сегмент — 6-7 м/3-4 т — укрепляет свои позиции благодаря сбалансированной стоимости. А вот погрузчики с высотой подъема до 6 метров и свыше 7 метров продаются в единичных экземплярах».

При этом все большую популярность набирают погрузчики с гидротрансформаторной трансмиссией, а гидростат практически полностью исчез из-за дороговизны эксплуатации и ремонта, продолжает Костин. Теперь аграрии больше внимания обращают на тип гидросистемы, из-за этого растет количество погрузчиков, оснащенных аксиально-плунжерными гидронасосами увеличенной производительности. Такой тип насоса положительно сказывается на топливной экономичности и иногда увеличивает интервал обслуживания гидросистемы. Также с недавнего времени почти все производители телескопов стали устанавливать систему очистки радиаторов в стандартной комплектации для уменьшения риска перегрева машины, добавляет специалист.

При выборе телескопического погрузчика для сельского хозяйства, к какому бы сегменту он ни принадлежал, следует обращать внимание на сферу применения машины, предписанную производителем. Иными словами, это должна быть машина, разработанная для сельского хозяйства. Такие машины, как правило, более выносливы, удобны в управлении, имеют более производительную гидросистему и эффективную систему охлаждения, объясняет Яковлев. Кстати, с развитием различных электронных систем контроля c относительно невысокой ценой данные системы нашли свое место не только в крупной сельскохозяйственной технике (комбайнах или тракторах), но и в сравнительно небольших по сравнению с ними телескопических погрузчиках. Это очень важно, обращает внимание специалист, ведь основное предназначение этого оборудования — предотвращать ошибки в управлении, в частности, при погрузочных работах.

Тонкости выбора

Как было сказано, одним из параметров при выборе телескопического погрузчика является максимальная высота подъема, характеризующаяся способностью выполнять тот или иной вид работ в сельском хозяйстве. Однако этот параметр далеко не определяющий. Производительность погрузчика прежде всего определяется грузоподъемностью, которая, в свою очередь, определяет размер используемого ковша, говорит Костин из JCB.

Но и это не главное. Характер и спектр работ, на которых предполагается задействование телескопа, заставляет задуматься о вездеходных способностях машины — размерности и типе шин, наличии блокировки дифференциалов, дорожном просвете, рассказывает специалист. А при ежедневных многокилометровых перегонах приходится серьезно изучать особенности ходовой части погрузчика (возможность отключения полного привода, тип шин, наличие опции амортизации стрелы, максимальную скорость). Стоит также иметь в виду, что тип и производительность насоса рабочей гидравлики будет влиять на расход топлива и продуктивность погрузчика. А холодная зима и жаркое лето заставляют обратить внимание на мощность системы отопления и кондиционирования кабины, а также на наличие опций для облегчения пуска двигателя в зимний период. По мнению Костина, из-за непостоянного качества используемого топлива двигатели с механическим впрыском предпочтительнее двигателей с насос-форсунками и системой Common Rail. А распространенность модели погрузчика снизит риск простоя в случае отказа.

Сами аграрии часто при выборе погрузочной техники опираются на наиболее прикладные характеристики. Погрузчики отличаются по типу протектора, выбирать который необходимо исходя из потребностей хозяйства, делится опытом Николай Фомичеев, технический специалист сельхозпредприятия «Урожайное» (Омская область). Сельхозшина имеет высокий протектор и минимальное пятно контакта, она идеальна для работы в полевых условиях: неустойчива к порезам и проколам, но быстро истирается на асфальте и бетоне. Строительная шина имеет менее грубый протектор, среднее пятно контакта, однако более устойчива к проколам и порезам. Такая техника подойдет для работы в складских помещениях. А вот индустриальная шина более универсальная. У нее большое пятно контакта, хорошая устойчивость к проколам и порезам, и она может быть использована на любых поверхностях, говорит специалист.

В «Урожайном» уже несколько лет используют погрузчик New Holland марки LM1345. Как признается Фомичеев, выбрали его за компактность и мобильность, а также удобство обслуживания. «Летом в хозяйстве он загружен на 100%, зимой — на 75%. Задействуем его на строительных и полевых работах (сев, погрузка удобрений, заготовка и отгрузка кормов, погрузка тюков, транспортировка)», — рассказывает аграрий. По его словам, недостатки именно этой модели типовые для всех погрузчиков-телескопов: например, при максимальной загрузке идет очень большой расход топлива, о чем многие производители тактично умалчивают. «Считается, что телескопические погрузчики — машины достаточно уязвимые из-за своей конструкции. Но мое личное мнение, что любая техника будет отлично работать, если ею управляет грамотный механизатор. Если человек квалифицирован в управлении и ремонте, не будет ни переворотов, ни перерасхода горючего, ни поломок при погрузке тяжелых грузов», — убежден специалист.

Еще одна причина стойкого спроса на погрузочную технику среди аграриев даже в период кризиса — ее универсальность. Так, в хозяйстве «НОВАЯ» (сельхозпроизводство и строительство, Ставропольский край) один погрузчик легко справляется с целым рядом многоплановых задач.

Телескопический погрузчик — универсальная техника, ее можно использовать не только на сельхозпредприятиях, но и на строительных объектах или складах, что очень удобно, особенно когда хозяйство небольшое и позволить себе покупать много разнопрофильной техники просто не может, рассуждает Иван Смелев, руководитель отдела стратегического планирования агрокомпании «НОВАЯ». «На нашем предприятии мы пользуемся погрузчиком модели MAGNI RTH 4.18 с поворотной башней. Он один справляется с погрузкой и разгрузкой, а также вертикальной подачей грузов на высоту до 14 м. Такой погрузчик способен поднимать грузы массой до 4 т при горизонтальной работе и справляется с нагрузками до 2,5 т на максимальной высоте», — доволен аграрий. Выбор пал именно на эту модель, поскольку было принципиально важно использовать погрузчик в первую очередь на строительных объектах, объясняет Смелев. В то же время машина активно используется и на сельхозработах.

До приобретения машины с поворотной башней в хозяйстве пользовались погрузчиком Saez AB306. «Он устраивал нас, прежде всего, своей компактностью (около 2 метров по габаритам), — делится специалист. — Использовали его на складах и в помещениях небольших размеров. Грузоподъемность составляла около 3 т, диапазон высот — 0-6 м. Однако в связи с ростом производства и расширением задач, стоящих перед погрузочной техникой, приобрели более современную и функциональную модель».

Погрузчики в приоритете

Эксперты и аналитики рынка сходятся во мнении, что в условиях стабильной экономики рынок телескопических погрузчиков сельхозназначения будет развиваться даже быстрее рынка традиционной сельхозтехники (тракторы, комбайны и т. д.). По мнению Костина из JCB, будет увеличиваться доля высокопроизводительных моделей с грузоподъемностью выше 4 т. Также более четко будет проявляться разделение моделей и комплектаций по области применения (растениеводство, животноводство, птицеводство и т. д.).

«Падение спроса в этом году наблюдается не только в России, но и на многих европейских рынках, — замечает Яковлев из . — Мы допускаем вероятность временного падения спроса, при этом наша компания видит большой потенциал на российском рынке и по этой причине инвестирует в новые производственные мощности». К тому же, периоды падения спроса заставляют производителей техники совместно с дилерами разрабатывать новые программы, нацеленные на стимулирование спроса, и в итоге конечный потребитель получает более гибкие условия по покупке техники, добавляет специалист. Например, в настоящий момент действуют программы, позволяющие клиентам испытать технику в деле и затем принять решение о покупке, а также лизинговые программы и гибкие условия оплаты.

Подводя итог вышесказанному, можно добавить, что 2015 год в связи с волатильностью курса рубля не будет рекордным по продажам. Но уже в 2016 году производители техники ожидают медленного роста спроса, для поддержания которого они будут предлагать самые выгодные условия приобретения машин, резюмирует Яковлев.

Попытки российских производителей

Сегодня российский рынок телескопических погрузчиков целиком представлен импортными моделями. Многие считают, что попыток наладить выпуск этих машин в нашей стране никогда не было. Однако это не так. Например, такую попытку предприняла «ЧЕТРА» — зарегистрированная торговая марка холдинга «Концерн «Тракторные заводы». Первый экземпляр телескопического погрузчика ЧЕТРА ПТС 4012-201 был презентован еще на 11-й Международной специализированной выставке «СТТ-2010». Но эта модель до сих пор не вышла в серийное производство, а учитывая текущую ситуацию, это вряд ли произойдет в обозримом будущем. Иностранные же компании, напротив, проявляют завидное упорство в завоевании российского рынка. Так, планы по организации сборочного производства в России озвучили представители компании CVH Rental and Sales (официальный представитель ряда крупнейших мировых производителей строительной, складской и погрузочной техники). По их словам, на производственной площадке в Подмосковье планируется начать сборку телескопических погрузчиков. Однако более подробной информации пока получить не удалось.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»