«Агриволга» идет в промпроизводство. Компания нарастит переработку молока в 10 раз

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Агрохолдинг топ-менеджера «Интерроса» Сергея Бачина приобрел два молочных завода в Ярославской области. Инвестиции в их модернизацию и расширение мощностей составят 1,5 млрд руб. Компания будет выпускать цельно-, кисломолочную продукцию и линейку сыров. Из-за своих масштабов проект пока не будет полностью органическим, но в перспективе инвесторы не исключают такую возможность

Сельскохозяйственный холдинг «», входящий в группу компаний «Агранта» Сергея Бачина и специализирующийся на выпуске органических товаров, настроен развивать промышленное производство молочной продукции. Компания приобрела 63% акций Даниловского сыродельно-маслодельного завода у нескольких акционеров, а также выкупила на торгах в рамках процедуры банкротства за 158 млн руб. ФГУП «Экспериментальный сыродельный завод» Россельхозакадемии в Угличе. Оба предприятия расположены в Ярославской области, где сосредоточены все активы «АгриВолги». «У нас уже есть свои наработки и сырьевая составляющая, поскольку мы занимаемся бизнесом, связанным именно с молочным производством. Поэтому в расширении этого направления мы видим перспективу», — комментирует президент агрохолдинга Андрей Молев.

100% organic в перспективе?

У компании уже есть собственный молочный завод на 20 т сырья в сутки. Предприятие производит молоко, сливки, кефир и творог под брендами «Углече Поле» (100% органическая продукция) и «Из Углича» (100% натуральная продукция). На мощностях угличского Всероссийского научно-исследовательского института маслоделия и сыроделия (ВНИИМС) «» выпускает также сыры — 500-600 кг в месяц. Но, по словам Молева, это минимальные объемы производства, которые не покрывают растущий спрос. С этим частично и был связан интерес холдинга к расширению объемов.

В реконструкцию, модернизацию заводов, закупку современного оборудования в ближайшие два года компания рассчитывает инвестировать 1,5 млрд руб. собственных и привлеченных средств. «Мы скорректируем технологию производства, расширим линейку выпускаемых продуктов», — делится планами топ-менеджер. Сейчас Даниловский завод может ежесуточно перерабатывать около 20 т молока, Угличский — до 150 т. В перспективе мощность последнего планируется нарастить до 250 т/сутки, что в целом увеличит объемы переработки более чем в десять раз. «Теперь мы будем выпускать как органическую, так и традиционную молочную продукцию, в ассортименте будут молоко, кефир, ряженка, творог, — рассказывает Молев. — На Даниловском заводе — это одно из старейших предприятий региона — станем делать возрожденные ярославские традиционные сыры — „Костромской“, „Пошехонский“, „Даниловский“, „Голландский“, „Угличский“ и другие». Все они будут производиться по российской рецептуре, которая была разработана ВНИИМС и хорошо себя зарекомендовала, поясняет Молев. Первая партия продукции на новых мощностях ожидается уже этой осенью.

В перспективе компания не исключает возможности полного перехода на органическое производство. Но все будет зависеть от потребностей рынка. Свою роль здесь может сыграть закон об органическом сельском хозяйстве. «Мы ожидаем, что после принятия документа (он уже прошел первое чтение в Госдуме) с прилавков магазинов исчезнет псевдоорганика, покупатель станет больше доверять российским производителям органических продуктов, и спрос на них станет расти», — говорит топ-менеджер.

Валовый надой молока

По мнению аналитика «Финама» Алексея Коренева, в России есть особая категория покупателей с утонченным вкусом и соответствующими запросами, которые имеют высокий достаток, часто путешествуют за границу, где имеют возможность пробовать продукты высокого качества. Именно они являются основными потребителями продукции «АгриВолги» — натуральной или органической. «Компания наверняка внимательно изучила потенциальный рынок сбыта, прежде чем вкладываться в этот проект», — добавляет эксперт.

Переход на 100%-ное производство органической продукции может стать дополнительным плюсом и в перспективе повысит доходность проекта, считает исполнительный директор ») Артем Белов. По его словам, до недавнего времени organic и якобы фермерская продукция были лишь уловками маркетологов. Только теперь ситуация стала улучшаться. «Когда будет принят закон об органическом земледелии, рынок начнет „очищаться“, появятся производители, которые смогут соответствовать строгим требованиям, — думает он. — Это, конечно, повлечет за собой более высокие затраты, что отразится на цене, но в целом премию за качество потребители платить готовы».

Исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко также считает переход на organic для всей линейки продуктов «АгриВолги» перспективным. Сейчас, например, органических сыров в магазинах практически не найти, а если они и есть, то произведены за рубежом. «В городах-миллионниках, где зарплата выше среднего, люди готовы платить больше, но для них важно соответствие заявленного содержанию», — считает он. Закон, который вскоре будет принят, поспособствует очищению магазинных полок от псевдоорганики, и люди начнут доверять продукции, вторит он Молеву.

Но вопрос цены тоже остается актуальным. Если на полке, например, органическое молоко будет в два раза дороже обычного, то, наверное, спрос будет небольшим, полагает Мироненко. Лишь 3-4% потребителей смогут позволить себе такой товар. Если же разница будет составлять 30-40%, как в Европе, то от 25 до 30% покупателей отдадут ему предпочтение.

Сырье будет

Расширение мощностей по переработке в «АгриВолге» идет параллельно с увеличением собственного поголовья КРС. В 2017 году агрохолдинг ввел в эксплуатацию две новые молочно-товарные фермы — на 480 и 420 дойных коров. Производство на обоих предприятиях соответствует всем органическим стандартам и правилам содержания, утверждает Андрей Молев. Также в прошлом году в хозяйствах компании «Мир», «Агрофирма Земледелец» и «Бурмасово» проведена модернизация площадок по производству молока. Эти фермы тоже соответствуют национальному и межгосударственному стандартам ГОСТ по органическому производству.

Общее дойное стадо компании сейчас распределено по десяти молочно-товарным фермам и составляет 2,5 тыс. коров, средний надой — порядка 5-5,5 тыс. л. «Так как мы придерживаемся органических принципов производства молока, из-за запрета на применение химии, стимуляторов роста, средств, повышающих надой, наши показатели не такие высокие, как у индустриальных производителей, — рассказывает Андрей Молев. — Но мы и не стремимся к огромным надоям, в первую очередь нас интересуют качество и вкус».

90% молока дают агропредприятия

При организации органического производства на начальном этапе основные показатели деятельности (урожайность, количество литров молока и т. д.) падают на 30-40%, комментирует Олег Мироненко. Но это снижение приходится только на конверсионный период (время перехода от классического сельского хозяйства к органическому). Потом показатели несколько выравниваются, знает он. «Конечно, меньший объем продукции на выходе сказывается на себестоимости, однако на следующем этапе эти потери компенсируются внедрением новых технологий и ценой товара на полке, — уверяет эксперт. — На практике аграрии, которые вложились в органику в 2010—2012 годах, уже говорят о том, что инвестиции практически удалось окупить». Рентабельность органического производства, если брать европейский опыт, выше, чем традиционного, а вернуть вложения можно уже за 7-9 лет.

Выпас коров для получения органического молока намного сложнее и дороже, отмечает руководитель проектов практики консалтинговой компании «НЭО Центр» Екатерина Михалева. «Чаще всего производители останавливаются на таком варианте содержания животных, когда 80% питания — это травы, 20% — зерно и концентраты, таких коров профессионалы рынка называют „почти органическими“, — обращает внимание она. — Обычные коровы употребляют в пищу концентрированные корма и зерно». У органического молока, по мнению эксперта, гораздо больше преимуществ, чем у неорганического. Питание грубыми качественными кормами и травой позволяет коровам давать молоко с более высоким содержанием омега-3 и омега-6, отношение кислот в нем соответствует 1 к 1, в то время как в обычном — 5,7 к 1. «Потребление органического молока, по некоторым данным, уменьшает риски заболевания раком и другими болезнями», — знает Михалева.

А вот независимый эксперт молочного рынка Татьяна Рыбалова считает, что в настоящее время из-за нехватки обычного молока высокого качества нет предпосылок для организации органического производства. По ее мнению, с принятием закона создать органическое хозяйство будет еще сложнее из-за усиления контроля. По оценке эксперта, сейчас объем производства органического молока в общем объеме товарного производства в России составляет порядка 0,3-0,4%.

Рынок органического молока-сырья активно формируется, хотя сейчас он и ограничен, возражает Олег Мироненко. Он уверен, что с сырьем у «АгриВолги» не будет проблем. «Перерабатывающее предприятие всегда тянет за собой производство сырья», — говорит он. По словам эксперта, о переходе значительной части своих предприятий на новые органические стандарты заявляла -АПК Холдинг», расширения ждут хозяйства компаний «Органика» (Московская область) и «Аривера» в Мордовии. «Неподалеку от Ярославской области есть другие производители органического молока, которые пока сдают продукцию на обычные молкомбинаты», — знает Мироненко.

Сырный кластер

На базе своих заводов в Ярославской области «Агриволга» при поддержке регионального правительства планирует создать к 2025 году сырный кластер. «Речь идет о стимулировании производства ярославских сыров, чьи рецептуры разрабатывались в этом регионе, с учетом того молока, которое здесь производилось, — рассказывает Молев. — Качество этого сырья опирается на породы коров, которые культивируются в области, и на корма, которые тут выращивают». По его словам, качество молока ярославской породы наиболее приспособлено для производства ярославских сыров по показателям жирности, белка и т. д.

Выпуск сыров в Ярославской области

Сырный кластер не будет юридическим объединением. Это неформальный союз производителей, переработчиков и науки в лице ВНИИМС и Ярославской сельхозакадемии. А «» выступает инициатором образования кластера, поясняет Молев. Ожидается, что благодаря объединению производство сыра в регионе вырастет с 4,2 тыс. т в 2017 году до 8 тыс. т к 2025-му. Предполагаемый общий объем инвестиций всех участников кластера может составить до 5,8 млрд руб., а также будет создано более 500 рабочих мест.

Создание сырного кластера — верное решение, считает Олег Мироненко. Он будет способствовать развитию кооперации, а это 50% успеха органики в Европе, где взаимодействие начинается на уровне переработчиков. Если «» даст старт проекту, который объединит молзаводы и сельхозпредприятия, позволив последним не задумываться о том, где и как они потом будут перерабатывать свое сырье, то это даст большой толчок к развитию, и на полках наконец-то появятся настоящие органические продукты», — надеется эксперт.

По данным регионального правительства, помимо «АгриВолги», потенциальными участниками кластера являются порядка 14 молокоперерабатывающих заводов, сельхозтоваропроизводителей, научных и образовательных учреждений. Среди них Ярославская государственная сельскохозяйственная академия, СХП «», племзавод «Родина», Даниловский молокозавод, частная сыроварня Марии Коваль и другие. «На данный момент никаких официальных предложений нам не поступало, посмотрим, что будет дальше», — говорил в начале апреля гендиректор «» Сергей Негляд.

Сырное направление остается одним из самых интересных для инвесторов, считает гендиректор Марина Петрова. В первую очередь в силу того, что до сих пор около 30% сыров импортируются, причем большая часть ввоза приходится на сыры массового производства (аналоги «Костромского», «Пошехонского», «Голландского»), которые поступают из Белоруссии.

Сыры

Кластер вполне хорошо впишется в рынок, и нужно понимать, что речь идет о сырах региональных наименований, обращает внимание Артем Белов. Важно, что продукцию планируется производить на базе площадок, уже имеющих репутацию производителей качественных сыров. Все это говорит о том, что проект вполне может быть успешным. «На рынке не хватает хороших сыров высокого качества, особенно традиционных российских сортов. На них приходится подавляющая часть спроса — 70-80%», — акцентирует эксперт.

По мнению Петровой, сохранение традиций будет хорошей стратегией лишь на первом этапе. «Эти сорта будет сложно эксплуатировать долго, так как поколение, которое еще помнит тот самый „Российский угличский сыр“ или сыр „Даниловских сыроварен“, уже не является движущей силой экономики, а новое поколение принимает решение исходя из вкуса, удобства, философии бренда и, конечно же, цены», — комментирует она. С другой стороны, для того, чтобы выпускать эксклюзивные сыры, необходим опыт, технологии и, конечно, сырье подходящего качества, которого в России по-прежнему не хватает.

Ставка должна быть именно на производство качественных продуктов, добавляет Белов. «Покупателям действительно часто приходится сталкиваться с фальсификатом и низким качеством, акцент на соблюдение технологий и рецептуры (сырам, например, наконец-то дадут вызреть положенное время), стабильное качество сырья обеспечат хороший спрос в сочетании с достойной ценой», — думает он.

Валовый надои молока в областях ЦФО

Каковы риски

Эксперты считают, что, несмотря на хороший потенциал, у проекта «АгриВолги» есть и ряд рисков. Например, рост конкуренции. «Большинство российских производителей идут в нишу массовых сыров, и через два-три года конкуренция в секторе значительно усилится, — полагает Петрова. — Ассортимент у производителя должен быть сбалансирован». Компания хочет работать на традиционном рынке молочных продуктов, а конкуренция там будет серьезная, соглашается Белов. Придется столкнуться и с недобросовестными игроками. «Если же увеличение объемов будет серьезное, как планируется, то у холдинга будет совсем другая модель работы, — говорит эксперт. — Появятся производственные риски, объемы сырья и гарантии стабильности качества будут уже иными».

Коренев видит глобальный риск проекта в возможном ухудшении общеэкономической ситуации в стране. Вероятность развития крайне негативного сценария невелика, но и ее нельзя сбрасывать со счетов, считает он. Россия находится под прессом санкций со стороны стран Запада, которые могут быть расширены. «Свои опасности таит и снятие эмбарго на поставки продовольствия: возможный возврат импорта молочной продукции из Евросоюза будет явно не на руку как „АгриВолге“, так и другим российским производителям», — добавляет Белов. Хотя Кореневу такой сценарий (отмена антисанцкий) видится маловероятным.

Риски заметного снижения цен на нефть, что также скажется на общем уровне потребления продовольствия в стране, кажутся аналитику более возможными. С другой стороны, именно премиальные сегменты продукции, в том числе органические и натуральные товары, как показывает опыт, в кризисные периоды страдают в наименьше степени. «Навредить может именно падение покупательной способности населения. Доходы снижаются четыре года подряд. И новые санкции никак не способствуют тому, чтобы они начали расти», — пессимистичен Коренев. Если какие-то компоненты производства или оборудование компания закупает за рубежом, то нестабильность курса валют может привести к дополнительным издержкам.

Делать ставку на органику, пока не принят соответствующий закон, эксперты не рекомендуют. «Нужны единые правила сертификации органических продуктов, до этого рассчитывать на крупный рынок сбыта смысла нет», — уверена Михалева. Стоит также и вопрос доверия покупателей, добавляет Олег Мироненко. Трудно сказать, сколько понадобится времени для того, чтобы россияне поверили, что органика, произведенная в стране, соответствует всем нормам и стандартам.

Кроме того, в запуске закона существует целый ряд проблем, которые предстоит решать уже сейчас. Так, остро стоит вопрос с отсутствием сертифицированных биоудобрений и биопрепатартов. «Если в классическом сельском хозяйстве все отработано, то тут понадобится особый реестр, куда внесут все вещества, которые можно использовать в органическом производстве», — отмечает эксперт.

Важным фактором является поддержка государства. В Европе органическая продукция сейчас в большинстве своем дешевле, чем в России, так как там государство частично компенсирует затраты производителей, в том числе в период конверсии. «Например, Германия на первоначальном этапе предоставляет производителям дотации в размере от ЕВРО!!! €300 до €500 на гектар, — знает Мироненко. — Но для нас это пока мечта». Если же с принятием закона об органике в стране появятся программы господдержки, то стоит ожидать всплеска инвестиций, считает он. Уже сейчас, знает эксперт, многие сельхозпроизводители видят в этом направлении перспективы.

Органика — только ниша

По мнению Екатерины Михалевой из «НЭО Центра», в случае правильной подачи и распространения информации о практической пользе органической продукции, а также при создании определенных условий для ее производства, можно повысить спрос со стороны потребителей. Но такие продукты в любом случае будут на 20-40% дороже своих аналогов. Учитывая экономическую ситуацию в России, ожидание массового спроса на органику — утопия, но свою нишу производители такой продукции могут занять уже сейчас, делает вывод эксперт.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»