«Русагро» усилит позиции в масложировом сегменте. Группа планирует объединить свои активы с предприятиями «Солнечных продуктов»

Доля «Русагро» на рынке майонеза всего 10%
Доля «Русагро» на рынке майонеза всего 10%
Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

В 2018 году активность на рынке M&A снизилась в разы. В первом полугодии в аграрном секторе было завершено всего шесть сделок, в то время как годом ранее за этот же период их было уже 23. Во втором полугодии общее число M&A осталось низким, зато в октябре «Русагро» Вадима Мошковича объявила о приобретении «Солнечных продуктов» Владислава Бурова. И это событие по праву может называться сделкой года, пусть пока и не заключенной

В первом полугодии сумма завершенных M&A в сельском хозяйстве не превысила $57 млн. За этот же период в 2017-м общая стоимость сделок составила около $1,1 млрд. Зато вторая половина года при сохраняющейся низкой активности рынка ознаменовалась объявлением о покупке группой «» компании «». Слияние активов холдинга, входящего в ГК Владислава Бурова, с предприятиями масложирового бизнес-направления группы Вадима Мошковича планируется произвести в 2019 году.

Продали в сложные времена

О приобретении Ros Agro PLC права на покупку контрольного пакета акций компании Quartlink Holding Limited, владеющей холдингом «», «» сообщила в октябре. По планам, к компании должны перейти три масложировых комбината (в Москве, Саратове и Новосибирске) мощностью производства 500 тыс. т готовой продукции в год, три маслоэкстракционных завода (в Аткарске, Армавире и Балакове) на 4,7 тыс. т маслосемян в сутки, элеваторы общей емкостью 650 тыс. т, сельскохозяйственные земли в Саратовской области площадью более 150 тыс. га. «Пока мы не купили „“, — уточнял «» в ноябре гендиректор «» Максим Басов. — Заключен лишь опционный договор».

Причина продажи активов «» — сложные времена, говорится в письме Бурова сотрудникам. Это связано с аварией на маслоэкстракционном заводе «Волжский терминал» три года назад, частично разрушившей здание завода. «Каждый из нас на своем месте делал все возможное для сокращения издержек и расходов. В результате у «» появился стратегический инвестор, который готов инвестировать в дальнейшее развитие холдинга», — сказано в обращении, которое цитировали «Ведомости». Как сообщал «Интерфакс» со ссылкой на источники, по условиям сделки Буров останется совладельцем холдинга.

Крупнейшие переработчики подсолнечника

Масложировой сектор стагнирует, конкуренция в нем высока и будет расти, комментирует директор аналитического центра «» Андрей Сизов. В ближайшей перспективе отрасль будет увеличиваться за счет экспорта, и «Солнечным продуктам» встроиться в эту конфигурацию довольно сложно из-за удаленности от портов, считает он. По мнению ведущего эксперта рынка масличных Института конъюнктуры аграрного рынка () Даниила Хотько, к продаже контрольной доли холдинга Бурова подтолкнули финансовые проблемы и уменьшение у предприятия источников денежных средств.

Дело к продаже активов шло еще в прошлом сезоне, напоминает один из финансовых аналитиков. В 2017 году предприятие вело переговоры об объединении с крупнейшим российским переработчиком подсолнечника — холдингом «». Однако сделка не состоялась. Как сообщали тогда пресс-службы обеих компаний, «из-за изменившейся рыночной конъюнктуры». При этом ряд экспертов высказывали мнение, что на самом деле слияние могло быть приостановлено из-за отсутствия договоренности о цене или условиях сделки.

Топ-3 производителей маргарина

По мнению исполнительного директора Масложирового союза России Михаила Мальцева, после снижения экспортных пошлин на масличные в рамках условий ВТО экономика в отрасли стала «очень жесткой, даже негативной». Не все компании смогли работать в новых рыночных условиях: низкая маржа, дефицит сырья приводят к тому, что целый ряд компаний не выдерживает напряжения. «Вероятно, что „“ перестали получать необходимую для дальнейшего развития доходность», — рассуждает эксперт.

Пресс-служба «» на запрос «Агроинвестора» не ответила. Хотя представитель компании в ноябре подчеркнула, что сделка не заключена.

Места в рейтингах

И «Русагро», и «Солнечные продукты» входят в список 500 ведущих компаний страны. В рейтинге РБК крупнейших по выручке предприятий «Русагро» занимает 152-е место с оборотом в 79 млрд руб. в 2017 году, «Солнечные продукты» — 248-е (42 млрд руб.). В рейтинге RAEX крупнейших компаний по объему реализации продукции группа Мошковича находится на 158-м месте, холдинг Бурова — на 396-м по итогам прошлого года.


Купили, чтобы улучшить позиции

На масложировом рынке до заключения сделки «» была средней компанией с выручкой в районе 20 млрд руб., напоминает Сизов. «Это не соответствует амбициям холдинга, который хочет быть заметным игроком во всех секторах, где присутствует — мясном, сахарном, масложировом. Поэтому желание купить „“ закономерно, — считает эксперт. — К тому же „“ — одна из немногих крупных компаний, у которой небольшой долг и при желании есть возможность привлечения финансирования». С новым приобретением группа станет одним из крупнейших игроков не только в масложировом сегменте, но и на российском рынке пищевой промышленности.

«» позиционирует себя как растущий холдинг: в сахарном и мясном бизнесах компания уже давно является одним из лидеров, и в масложировой отрасли, видимо, планирует добиться того же, соглашается Даниил Хотько. Плюс «» удобны группе с географической точки зрения.

Объединят масложировые активы

По мнению одного из финансовых экспертов, «» сделка интересна и потому, что предприятие начинает двигаться в сторону конечного потребителя, расширяет производство майонеза, соусов, то есть углубляется в более маржинальный сегмент, чем просто переработка масличных. В целом эксперт считает сделку оправданной. «Для рынка это положительный момент, так как сильный игрок с высокой долговой загрузкой попал к хорошему управленцу, поэтому ситуация должна выровняться, — надеется он. — Плюс в масложировом сегменте появится еще более мощный игрок, который будет смотреть не только на внутренний, но и на внешний рынок».

Слияние «» с «» с точки зрения развития отрасли — наиболее здоровый сценарий, добавляет Мальцев. Во-первых, объединение банка земельных ресурсов и перерабатывающих мощностей существенно упрочит позиции агрохолдинга среди остальных игроков отрасли. Во-вторых, слияние сможет обеспечить привлечение необходимых инвестиций при реализации своего потенциала в рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК», в котором предусмотрена поддержка при увеличении производства и экспорта готовой продукции.

Покупка «» означает приобретение хорошего актива в виде компании с большим опытом работы, отлаженной логистикой, говорит аналитик «Финама» Алексей Коренев. Холдинг имеет собственную сеть торговых домов и представительств в России и ближнем зарубежье. «Такая сделка потребует от „“ меньших вложений по сравнению с теми, которые им пришлось бы совершить, если бы они расширялись за счет строительства новых мощностей, а не слияния», — добавляет он. Стоимость «», по оценке Коренева, может составить от 15 до 18,8 млрд руб. с учетом имеющейся задолженности.

В 2017 году группа «» была на девятом в месте в стране по объемам переработки подсолнечника с долей 4%. «» находились на второй строчке (14%) после «Юга Руси». Если сделка состоится, то компания Мошковича хотя и не обгонит лидера, но приблизится к нему еще плотнее. А вот в производстве фасованного маргарина группа, которая и так является крупнейшей в этом сегменте, может еще больше упрочить свою позицию. В прошлом году она занимала 44% этого рынка, «» были вторыми с 25%. Совместная доля компаний в случае объединения приблизится к 70%. Находящийся на третьем месте в 2017-м имел всего 23%. После слияния значительно может измениться и конфигурация рынка майонезов. В 2017 году в этом секторе доля «» составляла всего 10% (пятое место рейтинга крупнейших производителей). «» были на четвертой позиции с 18%. Лидер сегмента холдинг «Эссен» занимал 25% рынка. Таким образом, сделка может позволить «» увеличить долю до 28% и выйти на первое место. По данным Масложирового союза, в целом объем производства масложировой продукции (масла, шрот, майонезы, жиры) «» в сезоне-2016/17 составил около 1,3 млн т, «» — почти в три раза меньше.

Монополизации рынка не произойдет

После слияния двух игроков конфигурация отрасли, безусловно, изменится, так как две компании станут одной еще более крупной. Однако монополизации масложирового рынка при этом не произойдет, уверен Сизов. «„“ не является крупным игроком в данном сегменте, и хотя „“ — масштабная компания, можно говорить лишь о консолидации, но никак не о монополизации сектора, — считает он. — К тому же в ряде сегментов масложировой промышленности, в частности на рынке растительного масла, „“ до сделки вовсе практически не была представлена».

Мальцев соглашается: сделка позволит суммировать долю «» и «», но об изменении их совокупных мощностей в перспективе можно будет говорить лишь тогда, когда станет понятно, как изменится инвестиционная программа после объединения. Не видит предпосылок для изменения конфигурации рынка после заключения сделки и Даниил Хотько. По фактической выработке, если опираться на данные Масложирового союза за 2017 год, совокупная мощность «» и «» по производству масла составила 1,44 млн т в год, однако это всего 13-15% рынка. Монополизацией такое слияние назвать нельзя, отмечает эксперт.

Финансовые показатели

Преимущества сделки, по мнению Коренева, — синергия двух успешных бизнесов, каждый из которых имеет свои сильные стороны. «Наверняка объединенная компания возьмет от каждого предприятия то лучшее, в чем она была лидером по сравнению с другими. В итоге слияние усилит общие позиции», — говорит он. Однако на этапе объединения и создания единой стратегии все бизнес-процессы необходимо будет подгонять под общий стандарт и согласовывать. А это дополнительные затраты, и на каком-то этапе операционные и финансовые показатели группы могут «несколько просесть», но это будет явление временное, так как перспективы хорошие, думает эксперт. Кроме того, Коренев не исключает, что некоторые активы придется переориентировать «на что-то другое», особенно если вмешается Федеральная антимонопольная служба. «Такое бывает, когда ФАС для того чтобы избежать монопольного положения, предлагает или переориентировать, или продать часть бизнеса», — поясняет он.

Конкуренция на рынке высока, и чтобы быть уверенным, что объединенное предприятие будет достаточно рентабельным и быстро выйдет на планируемые показатели, нужно ориентироваться не только на внутренний рынок, но и на экспорт, рекомендует Коренев. «», впрочем, уже давно смотрит в сторону внешних рынков. В ноябре группа подписала меморандум с китайской Beidahuang Grain Group Company о стратегическом сотрудничестве и крупных поставках продукции в Китай. Как сообщала пресс-служба Российского экспортного центра (РЭЦ), документ «закрепляет готовность сторон наладить ежегодные поставки в КНР до 150 тыс. т российской масложировой продукции под отечественными брендами». Басов уточнял «», что речь в первую очередь идет о поставках подсолнечного и соевого масла, хотя обсуждается и другая продукция.

В среднесрочной перспективе масложировой рынок вполне могут ожидать новые сделки, уверен Даниил Хотько. «В секторе немало заводов небольшого калибра, которые находятся в не очень устойчивом финансовом положении, особенно на юге страны, — рассказывает он. — Они могут продавать свои активы более крупным игрокам. Хотя, конечно, многое зависит от технического состояния предприятий». Не исключена и синергия масложирового сектора с животноводческим, как это было с группой . Компания купила заводы «Масла Ставрополья» и «Флорентина» на юге страны и сейчас производит соевый и подсолнечный шрот для собственного потребления. Недавно о желании строить маслоэкстракционный завод в Орловской области заявлял «», напоминает эксперт.

Загрузка мощностей по переработке масличных составляет около 65%, а доходность этого сегмента провисает до -5%, знает партнер аудиторской компании КПМГ Виталий Шеремет. Положительные 5% рентабельности в данной отрасли скорее исключение. «Хорошим решением в ситуации низкой или отрицательной доходности бизнеса является увеличение объемов производства, повышение загрузки заводов», — отмечает он.

С учетом относительно невысокой степени консолидации в среднесрочной перспективе объединение участников рынка продолжится, соглашается и Андрей Сизов. Сектор находится под давлением на фоне высокой конкуренции за сырье и низких цен на масло. В ноябре экспортные цены на подсолнечное масло опустились до $650/т (FOB), что является самым низким показателем как минимум за последние десять лет, обращает внимание он. Экономика сектора сейчас негативная, вторит остальным Мальцев, поэтому он также прогнозирует продолжение консолидации рынка.

Рисковый актив

Даниил Хотько из ИКАР видит у сделки определенные риски: «Армавирский масложировой комбинат» «достаточно старый», несмотря на недавнюю модернизацию, к тому же находится в самой конкурентной зоне с точки зрения сырья. «В Краснодарском крае максимальное количество заводов, дорогое сырье, так как это экспортно ориентированный регион. «То есть предприятию будет сложно в плане рентабельности, — поясняет эксперт. — Хотя закрывать его или нет — решать руководству». Кластеры же в Саратове и Самаре, по его мнению, вполне перспективные с точки зрения обеспечения сырьем. В Поволжье подсолнечник дешевле, так как это более отдаленная от портов зона, да и в целом его там достаточно. К тому же есть возможность экспортировать продукцию сухопутным способом в Среднюю Азию, в том числе в Казахстан, добавляет Хотько.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»