Чистая прибыль «Русагро» в 2019 году упала на 24%

При этом годовая выручка компании выросла на 67%

Драйвером роста выручки стал масложировой сегмент
Драйвером роста выручки стал масложировой сегмент

По итогам 2019 года чистая прибыль «», одного из крупнейших вертикально-интегрированных агрохолдингов России, снизилась на 24% — до 9,7 млрд руб., следует из отчетности компании. EBITDA при этом выросла на 24% до 20 млрд руб., рентабельность по EBITDA составила 15% против 19% в 2018 году. Годовая выручка «» выросла на 67% до 138,2 млрд руб. Драйверами роста стал масложировой и молочные сегменты, продажи которых в 2019-м увеличились на 137% и 353% соответственно.

Из отчета группы следует, что продажи сахара в 2019-м году выросли на 46% и составили 1,02 млн т на сумму 31,2 млрд руб., но рост объемов продаж был частично компенсирован снижением цен реализации на 9%. Себестоимость сахара за 12 месяцев 2019 года выросла по сравнению с 2018-м на 8,3 млн руб. в основном за счет высокой закупочной цены на сахарную свеклу урожая 2018 года (плюс 39% по сравнению с урожаем 2017-го). Но повышение себестоимости было частично компенсировано за счет снижения закупочных цен на свеклу в 2019 году на 42%. В прошлом году заводы группы выпустили 881 тыс. т сахара против 773 тыс. т в 2018-м.

Продажи в мясном сегменте увеличились на 16% и составили 25,8 млрд руб. благодаря наращиванию объемов производства свинины в основном за счет приобретение компании «Капитал Агро» и запуска третьей очереди «Тамбовского бекона». Рост объемов продаж был частично компенсирован снижением отпускных цен на скот и переработанную свинину из-за высокого темпа расширения внутреннего производства и, как следствие, усиления конкуренции, говорится в отчете. При этом себестоимость свинины увеличилась на 37% из-за повышения стоимости кормов и ветеринарных затрат.

На 137% выросли продажи в масложировом сегменте — с 26,2 млрд руб. в 2018 году до 62,3 млрд руб. в 2019-м. Это произошло благодаря тому, что с июля 2019 года все заводы холдинга «» арендуются «». Маржа отражается в EBITDA последней, во второй половине прошлого года она выросла на 5%. При этом в отчете компании отмечается рост расходов на реализацию продукции из-за больших затрат на транспортировку.

Площадь контролируемых земель «» в 2019 году составила 641 тыс. га  против 652 тыс. га в 2018-м. По сравнению с 2018 годом выручка в сельскохозяйственном секторе увеличились и составила 25,8 млрд руб. против 20,8 млрд руб. в 2018-м. Это стало возможным благодаря более высоким ценам на пшеницу, ячмень и кукурузу и увеличению продаж всех агрокультур. Валовая прибыль сегмента в 2019-м составила 5,7 млрд руб., в 2018-м — 8,8 млрд руб.

По словам гендиректора «» Максима Басова, в IV квартале 2019 года все сегменты, кроме сельскохозяйственного, показали сильный рост продаж. «Драйверами развития стали более высокие объемы продаж масложировой продукции из-за аренды активов «» и возросшие объемы продажи сахара, что было вызвано большими запасами и объемами производства, — приводятся его слова в отчете. — Скорректированный показатель EBITDA «» улучшился, но два сегмента сократили свои доходы». Так, в сельскохозяйственном сегменте снижение произошло из-за рекордно низких цен на сахарную свеклу, в мясном сказалось падение стоимости свинины при росте цен на зерно.

«Отчет «» нельзя назвать плохим или хорошим, — считает ведущий аналитик «Открытие брокер» Андрей Кочетков. — По итогам 2019 года прибыль снизилась на 24%, но в IV квартале она выросла на 22%. В секторе идет активное расширение, поэтому текущие показатели прибыли могут существенно колебаться. Более важным для «» на текущий момент является рост выручки». Так, в IV квартале она увеличилась на 13% до 45 млрд руб. В I квартале текущего года можно ждать продолжения роста выручки за счет экспортных продаж, сказал Кочетков «». «В 2019 году компания начала поставлять сою и кукурузу в Китай. Также можно ждать расширения поставок свинины», — добавляет аналитик.

Аналитик ГК «» Алексей Коренев рассказал «», что рост скорректированной EBITDA на 24% на фоне снижения валовой маржи и падения чистой прибыли может быть продиктован целым рядом факторов, часть из которых пока по объективным причинам оценить затруднительно. «Это может быть связано и с изменением долговой нагрузки компании, и с инвестированием средств в новые проекты или модернизацию производства, и с сокращением операционных расходов», — считает Коренев.

Снижение чистой прибыли на фоне увеличения EBITDA может косвенно свидетельствовать о существенном росте издержек, связанных с процентными расходами, а также, возможно, с заменой оборудования и возросшими расходами на амортизацию, продолжает аналитик. По словам Коренева, не исключено, что какую-то роль могли сыграть налоговые отчисления и зачеты, перенесенные на данный отчетный период. «Тот факт, что на фоне сжимающегося потребительского спроса «» показала некоторое падение валовой прибыли, пока не выглядит критическим. Но, судя по имеющимся данным, вероятнее всего, компания стала уделять существенно больше внимания снижению издержек и оптимизации производственных и бизнес-процессов», — говорит Коренев. 

При этом аналитик отмечает, что показатели первого квартала сейчас прогнозировать весьма непросто: резко возросшая турбулентность на рынках, включая валютный, существенное падение курса рубля, вполне могут оказать негативное влияние на будущие показатели, «пустив под откос» сверстанные ранее планы. «Однако сельское хозяйство относится именно к той категории отраслей, где зависимость от внешних факторов сейчас проявляется в наименьшей степени. Россия по большей части производимой продукции или полностью обеспечивает себя, или заместила импорт в значительной мере. Так что, скорее всего, происходящие сейчас потрясения не должны сказаться на операционных и финансовых показателях агрохолдинга существенным образом», — заключил Коренев.

«» входит в тройку крупнейших российских производителей сахара (12% от всего выпускаемого в стране сахара-песка и 50% рафинада. В 2019 году у компании было девять производственных площадок в четырех регионах. Среди производителей свинины холдинг занимает четвертое место, его доля на рынке — 5%. «» владеет 18 свиноводческими комплексами, имеет собственное производство комбикормов, бойни и мясоперерабатывающие заводы в Тамбовской и Белгородская областях. Также «» — ведущий производитель нерафинированного подсолнечного масла и потребительского маргарина, второй по величине производитель промышленных жиров и майонезов в России. В 2018 году компания начала работать в молочном секторе, сейчас она управляет двумя заводами в Самаре и Ульяновске.

Загрузка...