Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!
Альберт Давлеев, Agrifood Strategies: «Спрос на индейку превышает предложение»
Елена Максимова
Агроинвестор
24 августа 2019
Президент Agrifood Strategies — о новых проектах производства индейки, росте спроса на нее и перспективах «Евродона»
Фото: М. Стулов

По информации Национального союза птицеводов, если производители мяса бройлера в стране почти заместили объемы продукции, выпавшие после ухода с рынка «Белой птицы», то выпуск индейки после банкротства «Евродона», некогда лидера отрасли, пока не восстановился, несмотря на активный рост объемов компании «Дамате». О том, как развивается сектор индейководства, «Агроинвестору» рассказал президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев.

— Есть ли в отрасли индейководства новые проекты и насколько велики шансы, что они будут реализованы?


- Могу назвать только один новый проект, который недавно стартовал после некоторых сложностей — «Ангарская индейка». Это небольшое предприятие, которое находится под Иркутском, оно уже выпустило первую продукцию, которая продается в Восточной и Западной Сибири. Это самое удаленное от центра России предприятие.

В Новосибирске анонсирован проект «Сибирского гиганта», он начал закладку фундамента первых площадок, но, полагаю, что его запуск состоится не раньше середины — конца следующего года. Сегодня это самый крупный из новых проектов.

— С какими сложностями может сталкиваться индейководческая компания, которая находится так далеко от центра страны?


- Прежде всего, это доставка инкубационного яйца и кормов в достаточном количестве, плюс, необходимая квалификация персонала, который производит индейку. Однако наличие продукции на прилавке — хороший знак: она востребована, несмотря на более высокую цену по отношению к бройлеру — сопоставимую со свининой. Раньше, до 2016-2017 годов, «Сибирская губерния» в Красноярске снабжала своей индейкой всю Сибирь практически до Урала, и она была вполне востребована, но сейчас в России нет ни одного предприятия дальше Омска, которое могло бы поставить продукцию в крупные и среднике города целого региона от Камчатки и Чукотки до Западной Сибири. Это первый проект, больше таких запусков в этом году не было.

— Какие из действующих проектов сейчас расширяются?


- Самый крупный проект, анонсированный еще в конце прошлого года, реализует «Дамате». В этом году компания запускает несколько площадок и выходит на объемы в 140 тыс. т. Также увеличивает производство «Тамбовская индейка» (проект «Черкизова» и испанской Grupo Fuertes). В следующем году планируют расширяться «Краснобор» и «Агро Плюс».

— То есть в этом году производители заместят объемы, выбывшие с рынка из-за ухода «Евродона»?


- В прошлом году «Дамате» выпустила 88 тыс. т индейки, а «Евродон» - 45 тыс. т, таким образом, только эта компания, выходя на производственную мощность в 140 тыс. т, перекрывает объемы, выбывшие из-за закрытия «Евродона». По итогам года производство индейки в России по сравнению с 2018-м вырастет и составит около 310-320 тыс. т.

— Сейчас на рынке нет дефицита мяса индейки?


- Я бы сказал, что нет дефицита, связанного с закрытием «Евродона». А вот дефицит, сопряженный с ростом спроса на этот вид мяса, присутствует. Сейчас спрос на индейку превышает предложение. Об этом говорит тот факт, что средняя цена на мясо индейки в первом полугодии 2019-гобыла на 22% выше, чем в аналогичный период 2018-го.

— Каков потенциальный объем рынка индейки?


- Потенциал потребления составляет от 4 кг до 5 кг на душу населения в год. При текущих объемах производства фактическое среднедушевое потребление индейки в нашей стране находится на уровне 2 кг. Поэтому в абсолютном выражении дефицит составляет 100%, однако поскольку российский рынок еще далек от стадии насыщения, я бы оценил этот показатель минимум в 30%. Полагаю, что в течение 2020 года дефицит будет полностью закрыт. Прежде всего за счет того, что на полную мощность — 155 тыс. т — выйдет «Дамате», а в 2021 году и «Черкизово» увеличит производство до 80 тыс. т с нынешних 40 тыс. т. После этого цена на индейку стабилизируется.

— Что, на ваш взгляд, дальше будет с «Евродоном»?


- Только на его восстановление, согласно оценкам, необходимо 8 млрд руб. Плюс стоимость покупки и долгов, которые составляют 20-30 млрд руб.

Кроме того, чем дальше идет процесс обсуждения долгов предприятия и их реструктуризации, а также усугубляется процесс банкротства аффилированных компаний всех структурных подразделений холдинга, тем сильнее падает его стоимость.

Похожая ситуация происходила и с комплексом им. Гафури в Башкирии: его долго не могли продать, цена падала, в итоге около месяца назад нашлась компания отельера Александра Клячина, которая готова обсудить аренду, и, возможно, предприятие будут восстанавливать. Но это займет не менее полутора лет, а при входе на рынок, чтобы конкурировать с крупными поставщиками, компании придется снижать цену на свою продукцию.

«Евродон» может быть интересен какой-либо компании, которая хочет увеличить свою долю на рынке, так как это актив, который может дать большие объемы. При этом резко наращивать поставки на рынок, который находится в стагнации — речь о российском продовольственном рынке в целом и мясном сегменте в частности — смысла нет, поскольку потенциал роста внутри индейководческого сектора ограничен.

— Возможен ли выход на рынок индейки абсолютно новых игроков?


- Новичкам на этом рынке будет сложно. Их инвестиции окажутся значительно дороже, чем те, которые освоили лидеры рынка. Кроме того, большой объем производства снижает издержки на килограмм готовой продукции. То есть себестоимость продукции у малых и средних игроков будет выше, чем у крупных. Наконец, именно продукцию лидеров рынка предпочитают торговые сети, так как они могут гарантированно давать необходимый объем и ассортимент определенного качества, который можно продавать в любой точке. У «Дамате» и «Черкизово» есть распределительные центры, дилеры и торговые дома по всей России, широкая линейка продукции.

— А могут ли в такой ситуации мелкие и средние производители в принципе быть успешными?


- Могут — на региональных рынках. При городах-миллионниках или других значительных точках концентрации населения продукция небольших местных производителей вполне может пользоваться спросом. В этом отношении есть несколько успешных примеров в Белгородской области, в Омске, Удмуртии, на Ставрополье.

Показать еще

Статьи по теме

Рекомендации
Реклама