Андрей Зюзин: «К растительному мясу люди пока относятся настороженно»


Гендиректор «ЭФКО Инновации» - о проекте компании по производству растительных заменителей мяса и потенциале рынка

В сентябре 2020 года акционеры ГК » объявили о запуске нового проекта «Еда будущего» и о планах вложить 4 млрд руб. в производство растительного мяса в Белгородской области. В течение трех лет объемы производства должны достигнуть 40 тыс. т. Начало массовых продаж для сегментов b2b и b2c запланировано на первый квартал 2021 года. Вместе с ростом производства будет расширяться и ассортимент: к растительным бургерам и котлетам добавятся фарш, наггетсы, шницели и другие полуфабрикаты. Кроме растительного мяса предприятие будет выпускать и специальные соусы для него. О развитии проекта «» рассказал гендиректор « Инновации» Андрей Зюзин.

— Растительное или искусственное мясо — новый продукт, и многие готовы его попробовать, однако многие аналитики считают, что в основном это будут разовые покупки на волне моды, и что доля людей, которые готовы включить его в свой регулярный рацион, значительно меньше. С чем, на ваш взгляд, это связано?

- Для начала хотелось бы внести ясность в определения. Растительное мясо не является искусственным, но альтернативным традиционному, т.к. изготовлено из растительных ингредиентов. Наши исследования показывают, что многие из тех, кто пробует растительное мясо, готовы продолжать его периодически включать в свой рацион. Более того, мы надеемся, что у этого продукта со временем будет все больше поклонников. 

Категория растительного мяса существует достаточно давно, однако раньше его производители ориентировались на довольно узкую категорию потребителей — веганов и вегетарианцев. Производитель Beyond Meat переломил данный тренд, озвучив, что их целевая аудитория гораздо шире. Достаточно большое количество людей хотят снизить потребление животного белка, а не вовсе убрать его из рациона. К слову, IKEA к 2025 году планирует заменить 50% мясной продукции, подаваемой в ресторанах сети, на растительные аналоги. Причем результаты исследований компании показали, что 75% потребителей готовы частично заменить натуральное мясо растительным уже сейчас, однако пока на рынке нет достаточного предложения. В России до последнего времени подобного продукта не было совсем, а на Западе эта категория начинает бурно развиваться. 

— Многие инвесторы в 2020-м ставили свои проекты на паузу, так как год был непростым. » все же решила запускать производство растительного мяса несмотря на то, что это премиальный продукт. Был ли смысл так рисковать, особенно в условиях падения доходов населения? 

- История проекта началась еще в 2018-м, когда мы с коллегами погрузились в изучение сегмента растительных белков и альтернативного мяса. Тогда мы поняли, что эта ниша очень интересна и имеет право на существование, причем не только за рубежом, но и в России. 

Как и производство любого качественного продукта, производство растительного мяса — сложный процесс: от выбора сырья и ингредиентов до оборудования. Именно сложность всей цепочки наглядно демонстрирует, что из всей массы претендентов далеко не у всех получилось создать достойный продукт даже с нескольких попыток. 

Наш проект начал развиваться еще до кризиса — в 2019-м. С приходом кризиса в 2020-м у людей произошло переосмысление многих реалий, в том числе и рациона. И мы вместе с нашими акционерами увидели в этом кризисе не проблему, а новые возможности. В итоге осенью 2020 года в проекте «Еда будущего» появился первый продукт под брендом Healthy innovation.

— Когда ваше растительное мясо появится в ритейле?

- Перед выходом в розницу мы сочли важным обратиться к тем, кто профессионально кормит людей — к рестораторам. С их поддержкой мы смогли создать продукт, который, как нам кажется, обладает всеми характеристиками блокбастера. Сейчас наши продукты можно заказать через компании «Марр Руссия» и «Восток-Запад». С увеличением мощностей производства в 2021 году мы планируем выйти и в ритейл.

По данным исследовательской компании Euromonitor International, мировая индустрия растительных заменителей мяса в 2020 году достигла $20,7 млрд. Эксперты ожидают, что рынок продолжит расти и к 2024 году увеличится до $23,2 млрд.


— Как в целом вы оцениваете потенциал спроса на альтернативное мясо в России?

- Как и к любой инновации, к такому мясу люди пока относятся настороженно. В данный момент у нас нет никакой надежной статистики, чтобы точно оценить потенциал спроса на этот продукт. Поэтому мы, во-первых, смотрели, что получается у производителей аналогов мяса, которые начали с развитых рынков — Beyond Meat, Impossible Foods. В США люди, которые попробовали растительное мясо, составляют четверть населения страны. Понятно, что далеко не все из них будут потреблять данный продукт постоянно, но, тем не менее, это те, кто проявил к продукту интерес. Во-вторых, мы проводили собственное маркетинговое исследование, на основании результатов которого планировали производственный процесс: введение в эксплуатацию мощностей для производства 8 тыс. т растительного мяса до конца 2020-го, увеличение их на 20 тыс. т к концу 2021-го и до 40 тыс. т еще через год. В совокупности этот объем будет составлять менее, чем 0,5% от рынка мясной продукции. 

— В какой ценовой категории вы будете продавать свой продукт?

- Если обратить внимание на опыт мировых лидеров по производству растительного мяса, то после начала продаж в премиальном сегменте они идут со своим продуктом в демократичные по цене сети фастфуда. Например, McDonald’s заявляет о включении в ассортимент бургеров McPlant с растительным мясом, разработанным совместно с Beyond Meat. Мы считаем, что такой демократичный подход может решить проблему стоимости в долгосрочной перспективе. К слову, уже сейчас в США большая упаковка Beyond Meat стоит столько же, сколько традиционное мясо. 

Этой осенью в секторе HoReCa уже начали продаваться наши хайбургеры с котлетой из растительного мяса: в нем нет следов антибиотиков, гормонов роста, высокое содержание белка — он действительно является продуктом для здорового питания. Соответственно, планируя ценообразование, мы решили, что наш продукт имеет право продаваться с наценкой до 20% к говяжьей котлете. 

— Какой плановый срок окупаемости проекта?

- Пока сложно определить, насколько широкой будет наша потребительская аудитория, поэтому мы понимаем все риски и готовы к тому, что сроки окупаемости будут дольше, чем у проектов по производству обычного мяса. Однако, исходя из текущей динамики спроса, нам пока кажется, что они будут меньше. 

— У » есть и другие интересные проекты, в частности, сладкий белок. Расскажите о нем подробнее.

- Сладкий белок — альтернатива сахару. Это ответ на решение проблем диабета, ожирения и многих других, от которых в мире с каждым годом страдает все больше людей. Однако создать сладкий белок с нужными функциональными свойствами не так просто, ведь сахар, помимо функции подсластителя, выполняет роль дешевого сухого вещества (наполнителя) и консерванта, легко переносит термическую обработку. И как добиться того, чтобы сладкий белок выполнял те же функции, мы пока решаем.

Загрузка...