Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!

В России негде хранить до половины выращенных овощей
Елена Максимова, Инна Ганенко
Агроинвестор
14 апреля 2018
Лишь четверть хранилищ отвечает новейшим стандартам
Небольшие хозяйства в основном продают продукцию прямо с поля
Фото: mooij-agro.com

По данным Национального плодоовощного союза, лишь 20-25% емкостей для хранения овощей и картофеля из имеющихся в стране в целом 6,9 млн т отвечают новейшим стандартам. По оценкам APH Group (поставщик оборудования для выращивания и хранения картофеля и овощей), сейчас негде хранить минимум 40-50% выращиваемой в России овощной продукции.

Основная часть высокотехнологичных хранилищ сосредоточена в крупных хозяйствах и агрохолдингах. Но в целом доля современных мощностей по всем овощеводческим предприятиям составляет менее 50%, считает коммерческий директор APH Group Андрей Гробовой. Большинство действующих овощехранилищ построены в советское время, их состояние не самое лучшее. «Оборудование устарело, используется старая автоматизация, герметичность стен практически отсутствует, для длительного хранения они не подходят», — подтверждает гендиректор «Агролайн» (занимается проектированием, строительством и оснащением овоще- и фруктохранилищ) Анна Пескишева.

Для длительного хранения с минимальными потерями овощехранилища должны оснащаться эффективными системами увлажнения и холодильным оборудованием. Системы удаленного контроля микроклимата с различными вариантами ведения статистики хранения уже являются неотъемлемой частью высокотехнологичных емкостей, рассказал Гробовой «Агроинвестору». Небольшие хозяйства в основном продают свою продукцию прямо с поля, или закладывают ее в необорудованные помещения, где овощи лежат максимум несколько месяцев и с высокими потерями качества. Промышленное же выращивание овощной продукции невозможно без качественного хранения. «Хранилище можно сравнить с банком, куда аграрии фактически складывают свои деньги, — говорит топ-менеджер. — Разница в стоимости овощей в начале уборки и весной может достигать 100%».

Однако наличие современного хранилища вовсе не значит, что хранение автоматически будет на высоком уровне. Используя дорогостоящие в плане строительства и эксплуатации технологии, очень важно не допускать ошибок, которые приводят к серьезным потерям и не позволяют оправдать затраты. Потери от неправильного хранения, по оценке APH Group, могут быть критическими — до 70%. Особенно если была проблематичная уборка и качество продукта низкое уже на этапе поступления в хранилище, акцентирует Гробовой. Однако даже при соблюдении всех рекомендаций некоторых потерь продукции не избежать. «Хорошим и честным показателем являются потери в районе 5-7%», — говорит он.

Далеко не каждый сельхозпроизводитель может позволить себе строительство высокотехнологичного овощехранилища. Стоимость мощностей зависит от множества факторов. В их числе — конфигурация здания, вид продукта и тип вентиляции. Например, надежная голландская система вентиляции, по данным Гробового, будет стоить от 1,5 руб./кг хранения для картофеля и до 3,5 руб./кг для лука, плюс стоимость дополнительных систем поддержания качества, таких как увлажнение, тепловые пушки и т. д. Стоимость холодильного оборудования для моркови и капусты может составить до 8-10 руб./кг продукции. При хранении в контейнерах нужно учитывать еще и его стоимость. Качественный деревянный контейнер из высушенной древесины можно купить за 4-5 тыс. руб. В него обычно помещается около 0,9-1,3 т овощей. То есть цена контейнеров иногда выше стоимости климатического оборудования, обращает внимание топ-менеджер.

Стоимость зданий тоже варьируется. Это могут быть быстровозводимые бескаркасные хранилища по цене от 10-12 тыс. руб./м², либо здания из металлокаркаса и сэндвич-панелей, которые стоят на 50% больше. «Но это единовременные затраты на хранилище, которое будет служить 25-30 лет и в отличие от полевого оборудования требует минимальных расходов, связанных с ремонтом и запасными частями», — отмечает Гробовой. При этом современные мощности могут окупиться всего за год эксплуатации в зависимости от ценовой конъюнктуры.

Продолжение темы — в майском номере «Агроинвестора».

Показать еще

Статьи по теме


Рекомендации
Реклама