Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!
Минсельхоз: в 2019 году Россия поставит в КНР мяса птицы на $100 млн
Екатерина Дятловская
Агроинвестор
9 сентября 2019
На Китай приходится 11% российского экспорта мяса птицы
Россия и Китай договорились о поставках птицеводческой продукции в ноябре 2018 года
Фото: М. Стулов

C начала года Россия поставила в Китай 18,7 тыс. т мяса птицы на сумму свыше $41 млн, сообщил Минсельхоз. При этом динамика поставок от месяца к месяцу растет, увеличившись с 54 т в феврале текущего года до более 7,5 тыс. т в августе. По оценке министерства, к концу текущего года объем экспорта данной продукции в Китай может превысить $100 млн. «Со своей стороны Минсельхоз России ставит перед отраслью задачу интенсифицировать экспорт мяса птицы и субпродуктов (курицы и индейки) на рынок КНР», — говорится в сообщении.

По данным ФТС, с февраля по июль Россия отгрузила в Китай 6,7 тыс. т мяса и субпродуктов птицы (в январе поставок не было) — около 11% от всего российского экспорта этой позиции. Основная часть — 4,6 тыс. т — пришлась на субпродукты, еще 1,2 тыс. т — необваленные части тушек. В региональном разрезе 1,7 тыс. т было отгружено из Москвы, по 1,3 тыс. т — из Санкт-Петербурга и Белгородской области. Сейчас мясо птицы в Китай может поставлять 31 российская компания. По информации Минсельхоза, отмечается интерес со стороны других производителей по включению в данный перечень.

Россия и Китай подписали протоколы о взаимных поставках птицеводческой продукции в начале ноября 2018-го. Первую партию весом 54 т в конце февраля морским транспортом из Санкт-Петербурга отправил «Мираторг». В ближайшие годы компания намерена развивать это направление. Как рассказал губернатор Брянской области Александр Богомаз в интервью РИА «Новости», опубликованном в начале сентября, к 2024 году «Брянский бройлер» (входит в «Мираторг») планирует поставлять в Китай и Вьетнам почти 146 тыс. т готовой продукции на сумму $232 млн.

Активно развивать поставки намерена и группа «Черкизово». Компания начала экспорт в Китай в мае 2019 года, большая часть отправленной через порт Санкт-Петербурга продукции — куриные лапы, которые широко используются в китайской кухне. Кроме того, «Черкизово» намерена отгружать в страну куриные крылья, голени и другие виды продукции. По итогам мая-июня компания оценивала объем поставок в КНР примерно в 1 тыс. т, а в конце июня сообщала о заключении контрактов на экспорт еще 3,3 тыс. т птицеводческой продукции на сумму $8 млн. Всего в 2019 году «Черкизово» планирует экспортировать в Китай около 10 тыс. т мяса птицы, сказал «Агроинвестору» главный аналитик «Черкизово» Андрей Дальнов. В следующем году этот показатель может вырасти до 25 тыс. т.

В целом прогноз Минсельхоза в $100 млн означает, что в этом году российские производители должны будут вывезти в Китай 45-50 тыс. т продукции, подсчитал Дальнов. «Для этого будет достаточно сохранить поставки в оставшиеся несколько месяцев на достигнутом в августе уровне — 7,5 т/мес. Это вполне реально и означает, что Китай может выйти на первое место среди стран, импортирующих российское мясо птицы, обогнав Украину, Вьетнам и Казахстан», — заметил аналитик «Черкизово». 

Всего в этом году Россия может экспортировать 250 тыс. т птицеводческой продукции, говорит гендиректор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов. «За первые пять месяцев мы увидели просадку к аналогичному периода 2018-го. Но поставки в Китай фактически только начались в мае, и в июне-августе темпы экспорта стали приходить к прогнозируемым значениям», — отмечает он. При этом с Китаем связаны самые большие надежды, признает Лахтюхов. «Рассчитываем, что доля Китая в объеме российского экспорта будет расти. Во-первых, мы надеемся, что будет поднят вопрос об увеличении списка предприятий-экспортеров. Такие заявки есть, прежде всего из Уральского региона, Поволжья. Во-вторых, мы ожидаем расширения спроса со стороны Китая на птицеводческую продукцию», — делится Лахтюхов.

Так, по его словам, Китай рассматривается как покупатель специфической для российского потребителя продукции, такой как лапки, крылья, субпродукты, однако сейчас происходит изменение потребительских предпочтений китайцев в пользу более традиционных для европейцев позиций. «Если по итогам 2018 года такая позиция, как замороженная отруба на кости, составляла в рационе потребления не выше 8%, то в первом полугодии 2019-го она превысила долю в 30%. Мы прогнозируем, что традиционные для нас позиции будут расти и далее», — рассказал Лахтюхов. По словам Дальнова, сейчас из России в Китай, в основном, вывозятся лапы. «Оценочно, разделка занимает около 20%. В основном это крыло, а также немного голени и окорочков», — констатирует Дальнов.

В последующие годы объемы поставок будут зависеть от того, сколько и каких именно российских птицефабрик будет открыто, акцентирует аналитик «Черкизово». «Есть вероятность, что по мере роста цен на мясо Китай разрешит поставки с большего числа российских предприятий. Объем поставок мяса птицы из России в следующем году может составить 100-150 тыс. т», — оценивает Дальнов. Доля куриной разделки в экспорте в следующем году может вырасти, но, вероятнее всего, не больше чем до 30-40%, что составит менее 1% емкости российского рынка куриного мяса. Лапы будут по-прежнему доминировать в экспорте. «Такая структура вывоза позволяет производителям поддерживать рентабельность, не повышая цены на внутреннем рынке», — добавляет Дальнов.

На следующей неделе Россия и Китай планируют подписать документ о совместной проработке мер по стимулированию роста товарооборота вдвое к 2024 году. Как сообщает ТАСС, документ будет подписан во время визита в Россию премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна 16-18 сентября. «После достижения показателя в $100 млрд в прошлом году, к этому сроку [2024 год] мы планируем довести товарооборот до $200 млрд. Будет составлена дорожная карта, в которой будут прописаны конкретные меры для достижения целевой планки в $200 млрд», — рассказал в понедельник замминистра иностранных дел КНР Лэ Юйчэн. По его словам, одно из ключевых направлений, по которым две страны намерены развивать сотрудничество, — сельское хозяйство.

Показать еще

Статьи по теме

Рекомендации
Реклама