USD

72.799 (0,00%)

EUR

86.918 (-0,02%)

MOEX

3821.68 (0,22%)

BRENT

74.74 (-0,21%)

Пшеница

652 (-1,42%)

Сахар

16.43 (-2,09%)

USD

72.799 (0,00%)

EUR

86.918 (-0,02%)

MOEX

3821.68 (0,22%)

BRENT

74.74 (-0,21%)

Пшеница

652 (-1,42%)

Сахар

16.43 (-2,09%)

USD

72.799 (0,00%)

EUR

86.918 (-0,02%)

MOEX

3821.68 (0,22%)

BRENT

74.74 (-0,21%)

Пшеница

652 (-1,42%)

Сахар

16.43 (-2,09%)

USD

72.799 (0,00%)

EUR

86.918 (-0,02%)

MOEX

3821.68 (0,22%)

BRENT

74.74 (-0,21%)

Пшеница

652 (-1,42%)

Сахар

16.43 (-2,09%)

USD

72.799 (0,00%)

EUR

86.918 (-0,02%)

MOEX

3821.68 (0,22%)

BRENT

74.74 (-0,21%)

Пшеница

652 (-1,42%)

Сахар

16.43 (-2,09%)

Рынки

Экспорт мяса продолжает расти

Поставки свинины в денежном выражении опередили вывоз мяса птицы

По итогам года экспорт продукции свиноводства может остаться на уровне прошлого года или вырасти на 10%
«Продо»
По итогам года экспорт продукции свиноводства может остаться на уровне прошлого года или вырасти на 10%
«Продо»

С начала года до 23 мая Россия экспортировала свинины на $152 млн, мяса птицы — на $140 млн, говядины — на $55 млн, следует из данных подведомственного Минсельхозу центра «Агроэкспорт». За аналогичный период прошлого года на внешние рынки было поставлено свинины на $93 млн, птицы — на $170 млн, говядины — на $13 млн.

В количественном выражении по итогам первого полугодия экспорт свинины может вырасти на 16% до 102,3 тыс. т, что является эффектом низкой базы за январь-июнь прошлого года, сказал «Агроинвестору» гендиректор Национального союза свиноводов (НСС) Юрий Ковалев. «Во второй половине 2020-го мы вышли на определенное плато поставок в 16-18 тыс. т в месяц. И сейчас идем примерно с этими же показателями: вырос экспорт во Вьетнам, мы занимаем почти 25% этого рынка <...>, но при этом у нас снизились поставки в Гонконг из-за проблем с COVID-19», — объясняет Ковалев. Он добавляет, что по итогам года вряд ли можно будет ожидать значительного увеличения экспорта, так как Россия и так занимает довольно устойчивые позиции на рынках открытых стран, а дальше расти очень сложно.

По словам Ковалева, в случае отсутствия эпидемиологических, макроэкономических, геополитических проблем экспорт продукции свиноводства может остаться на уровне прошлого года или вырасти на 10% — до 220-230 тыс. т стоимостью более $400 млн. При этом он обращает внимание на изменение структуры экспорта: сейчас 65% поставок — это мясо, все остальное — субпродукты, то есть растут не только объемы поставок, но и их стоимость.

Экспорт говядины в первом полугодии, по прогнозу НСС, может вырасти на 223% до 21,26 тыс. т. Однако такая динамика объясняется эффектом низкой базы, хотя российская говядина действительно пользуется спросом и конкурентоспособна по цене, прежде всего в Китае, пишет «Коммерсантъ». Из-за вспышек африканской чумы свиней (АЧС) в Китае в 2019—2020 годах цены на свинину там выросли, и началась смена предпочтений в сторону говядины, рассказал изданию руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Гендиректор Национального союза производителей говядины Роман Костюк говорит, что спрогнозировать объем экспорта говядины и КРС за 2021 год сложно, но он точно должен вырасти.

Роман Костюк, Гендиректор Национального союза производителей говядины

Условия для экспорта говядины и живого скота крайне благоприятные. Препятствий для наращивания поставок, кроме платежеспособного спроса со стороны иностранных покупателей, нет. Единственной сложностью может быть регионализация по болезням животных, которая снижает число регионов, которые могут отправлять свою продукцию на экспорт. Но и в благополучных регионах есть достаточный ресурс для увеличения поставок мяса и живого скота.


По словам Юшина, под давление экоактивистов и политиков в некоторых странах снижается поголовье КРС, хотя спрос на говядину растет, и за 30 лет потребление этого вида мяса может увеличиться на 30%, пишет «Коммерсантъ». Российские производители могут занять эту нишу, но для этого необходимо продолжать стимулировать инвестиции в отрасль, добавил он.

Если экспорт говядины и свинины растет, то птицы и баранины — падает. Так, за полгода, по прогнозу НСС, он сократится на 20% и 93% до 116,6 тыс. т и 400 т соответственно. Однако, как сказал «Агроинвестору» руководитель Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов, говорить о результатах за полгода пока рано — впереди еще июнь. «Кроме того, нужно смотреть показатели с Таможенным союзом и без ЕАЭС, потому что есть определенные нюансы, а данные по экспорту в ЕАЭС даже за весь апрель еще не пришли», — добавляет он. Однако, по словам Лахтюхова, если говорить о первом квартале 2021 года, то экспорт мяса птицы снизился на 18%.

Это снижение, продолжает он, было вызвано, во-первых, дополнительными административными и техническими барьерами со стороны Китая в плане проверки продукции на COVID-19. Из-за этого срок выхода продукции в оборот на территории республики увеличился до 1,5 месяцев. В связи с этим китайские клиенты начали отказываться от российской продукции и переориентировались на других поставщиков. Второй причиной для снижения экспорта стали односторонние таможенные тарифные ограничения со стороны непризнанных ДНР и ЛНР, что снизило конкурентоспособность российской птицеводческой продукции в этих регионах.

По словам президента Agrifood Strategies Альберта Давлеева, в целом для СНГ российская птица неконкурентоспособна по цене, учитывая рост стоимости в первом полугодии из-за сокращения производства и увеличения себестоимости, пишет «Коммерсантъ». Кроме того, КНР и Вьетнам — рынки-драйверы роста экспорта птицы — сейчас насыщены. По мнению эксперта, поддержать экспорт могло бы открытие новых рынков для мяса птицы, прежде всего Африки.

Озвучивать прогноз экспорта на этот год Лахтюхов не стал, напомнив, что куриное мясо (за исключением куриных лап) до 1 августа исключено из Постановления правительства №1104 о предоставлении субсидий на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной продукции. «Все это негативно отражается на нашем экспорте, но надеемся, что в условиях наращивания объемов производства мы приблизимся к показателям прошлого года», — заключил он.

Константин Корнеев, исполнительный директор «Ринкон менеджмент»

Сейчас мы можем уверенно сказать о нашем экспорте мяса то, что отечественные производители умеют делать продукцию не хуже, чем конкуренты, и умеют работать на внешних рынках, однако стабильного присутствия на внешних рынках с широким ассортиментом пока нет. Но здесь важно сказать, что даже с объемами экспорта порядка 300 тыс. тонн в год российские производители уже заявили о себе на внешних рынках и надо пользоваться этим фактом для расширения представленности. Пример той же Польши, которая экспортирует больше России, хотя и находится в сходной климатической зоне, показывает, что можно и нужно выстраивать эффективные цепочки поставок для приоритетных стран экспорта и не забывать о продвижении продукции.


Объем экспорта, во-первых, зависит от количества стран, в которые Россия поставляет свою продукцию, говорит исполнительный директор «Ринкон менеджмент» Константин Корнеев. Сейчас основная масса поставок курицы приходится на Китай (лапы, крылья) и республики ДНР и ЛНР, хотя их доля сокращается, что говорит о росте диверсификации экспорта. «Во-вторых, многое зависит от конъюнктуры и ограничений, которые устанавливают страны-импортеры: например, дополнительные проверки на коронавирус, требования к упаковке, соблюдение стандартов халяль и др.», — добавляет он. Третий фактор, влияющий на объем экспорта, это ценовая ситуация: номинально для нашей продукции открыты многие страны, в том числе и дальнего зарубежья, но туда она не отправляется в больших объемах, так как внутренние цены на курятину и внутренняя эффективность превышают экспортные, особенно с учетом «низкоценовых» конкурентов в лице Украины и Бразилии. «Из-за этих трех факторов сложно твердо сказать, что дальше будет с экспортом. Если смотреть на статистику сейчас, то можно увидеть, что поставки мяса курицы снизились, но это не значит, что все плохо: просто так сложилась рыночная конъюнктура», — прокомментировал «Агроинвестору» Корнеев.

Кроме того, сейчас практически все присутствие российских производителей на зарубежных рынках — это спотовые оптовые сделки в рамках поставок товаров-commodity. Такие продукты не брендированные, не ориентированы на конечного потребителя, и всегда реализуются через тендер, в котором самое главное — цена и условия доставки. И в случае, если конкуренты российских производителей дают лучшую цену или условия доставки, то наша продукция может проиграть. Поэтому этот спотовый рынок довольно конъюнктурный. Так что делать прогнозы относительно стабильности развития можно только тогда, когда сформирована устойчивая цепочка поставок, которая включает широкий ассортимент продукции, определенную локальную инфраструктуру — как минимум наличие представительств в стране-импортере, ориентацию на конечного потребителя.

Загрузка...