ESG В АПК. Социальная ответственность: тренд или хайп?

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»


Об устойчивом развитии и связанном с этим корпоративном управлении, основанном на принципах ESG (environmental, social and governance — экология, социальная ответственность и управление) в последнее время говорят немало. ESG связывают с климатическими изменениями и переходом к «углеродному регулированию». Своим видением процессов трансформации рынка с журналом «Агротехника и технологии» поделился профессор кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова Дмитрий Хомяков

Несомненно, что лидерами рынка являются банковские структуры, осуществляющие капиталовложения для переориентации экономики в контексте «зелёной» повестки. Для привлечения внебюджетных средств в проекты, направленные на реализацию национальных целей развития, принято постановление правительства от 21.09.2021 №1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зелёного) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зелёного) развития в Российской Федерации». В нём выделены отраслевые и инфраструктурные блоки. Кроме того, разработаны критерии для стимулирования инвестиционной деятельности в проекты, связанные с положительным воздействием на окружающую среду, совершенствования социальных отношений и иных направлений устойчивого развития. Они установлены для зелёных проектов (которые предусматривают, в частности, создание или модернизацию производств по обращению с отходами, инфраструктуры для генерации энергии на возобновляемых источниках, в том числе, в сельском хозяйстве и т. д.), а также для адаптационных проектов (модернизация действующих объектов по добыче полезных ископаемых, модернизация очистных сооружений, в том числе, в сельском хозяйстве и пр.). Постановление содержит требования и к системе верификации проектов.

Распоряжением Минприроды России от 19.05.2021 №16-р «Об утверждении Типового паспорта климатической безопасности территории субъекта Российской Федерации» предусмотрено, что он предназначен для определения потенциальных рисков для секторов экономики и социальной сферы, связанных с природными явлениями, в том числе, засолением почв, деградацией лесов и земель, уменьшением биоразнообразия, опустыниванием в субъектах РФ. 

В распоряжении правительства от 22.10.2021 №2979-р «Об утверждении перечня парниковых газов, в отношении которых осуществляется государственный учёт выбросов парниковых газов и ведение кадастра парниковых газов» есть диоксид углерода (CO2), коэффициент пересчёта величины выбросов парниковых газов в который (на горизонте 100 лет) равен 1; метан (CH4) с коэффициентом 25 и закись азота (монооксид диазота, N2O) с коэффициентом 298, а также иные, не характерные для почвенных процессов газы, — гексафторид серы, гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ), трифторид азота. 

Очевидно, что верификация проектов устойчивого (в том числе зелёного) развития, оценка баланса поглощения и эмиссии парниковых газов, расчёт величин углеродного следа продукции невозможен без учёта свойств почвы и происходящих в ней процессов. Проблема в том, что в данный момент в российском правовом поле отсутствует полноценное, научно-обоснованное и легальное (юридически значимое), общеправовое, точное, однозначное, дефинированное, устоявшееся, неконтекстное определение почвы и её плодородия как фундаментального уникального свойства. 

В решении президиума совета законодателей при Федеральном Собрании РФ от 18.12.2020 «О мерах по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения» выделен ряд проблем, препятствующих эффективному обеспечению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. Прежде всего, это отсутствие полной и достоверной информации о них, их границах и качественных характеристиках. К сожалению, на сегодняшний день нет единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения. Землеустройство же, как комплекс мероприятий по изучению состояния почв, планированию и организации их рационального использования и охраны, пока неэффективно. Не меньшей проблемой является и то, что земли сельскохозяйственного назначения используются не по назначению с последующим ухудшением их состояния. К тому же, присутствует недостаточное нормативно-правовое регулирование своевременного выявления изменения состояния плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и его оценки. В связи с этим предложено законодательно определить понятия почвы и её плодородия как фундаментального уникального свойства. 

«Климатически нейтральное» сельское хозяйство предполагает: 1) обязательное обеспечение воспроизводства плодородия почв, желательно расширенное, достигающееся за счёт технологий, включающих оценку и корректировку расходных и приходных статей баланса элементов минерального питания растений в агроценозах; 2) максимально возможное использование ресурсов органического вещества, включая отходы животноводства, вернее, вторичные ресурсы; 3) не допущение снижения запасов гумуса в пахотных почвах (декарбонизации); 4) исключение их деградации и всех видов эрозии; 5) исключение неконтролируемого обращения и поступления углерод-, фосфор- и азотсодержащих соединений в окружающую среду. 

Современная «зелёная агрохимия» включает недопустимость неконтролируемого поступления химических элементов и веществ в окружающую среду; сокращение числа стадий, этапов или технологических операций полного цикла получения агрохимикатов и товарной продукции растениеводства; максимальное полезное использование отходов, растительных остатков, побочной продукции сельскохозяйственного производства (соломы, ботвы) и сидератов. Основой любой системы земледелия остаётся севооборот. 

Заданный вектор развития предполагает выстраивание «углеродных» границ, расчёт «углеродного налога» и прослеживание «углеродного следа» продукции. Таким образом, для аграрного сектора возникает вопрос о новых технологиях получения сырья, изделий, товаров и/или необходимости компенсировать экологические последствия их производства, что определит конкурентное преимущество компаний. Однако без оценки состояния почв и управления использованием почвенных ресурсов в парадиг ме «клима тически нейтрального» сельского хозяйства и «зелёной» агрохимии этого сделать невозможно. 

Россия имеет уникальные почвенные ресурсы, которые могут стать основой развития новой низкоуглеродной «зелёной» экономики, «климатически нейтрального» сельского хозяйства, ведения бизнеса и корпоративного управления по стандартам ESG (Environmental, Social, Governance). Но для этого нужно оформленное, понятное и долгосрочное ресурсно-экологическое планирование, а, стало быть, наличие государственных документов, определяющих, сколько, каких и где расположенных пахотных почв и сельскохозяйственных угодий нужно стране для ведения агропроизводства, формирования устойчивой продовольственной системы и обеспечения расширения экспорта продукции АПК. 

clouds-1759243.jpg

Между тем, полную инвентаризацию сельскохозяйственных земель и участков на них расположенных, только предстоит осуществить, а реестр создать. С 01.03.2022 года вступает в силу федеральный закон от 30.12.2021 №475-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В нём закреплены правовые основы ведения государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения, представляющего собой государственный информационный ресурс, содержащий свод достоверных систематизированных сведений о состоянии земель сельскохозяйственного назначения, об их использовании и иных сведений о землях сельскохозяйственного назначения. 

Помимо этого, правительством по указанию президента разработан проект федеральной научно-технической программы в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021-2030 годы. Программа предполагает ряд мероприятий для обеспечения получения международно-признаваемых, наблюдаемых и расчётных данных в области экологии и климата. Несомненно, что в рамках ФНТП важно объединить усилия научных и природоохранных учреждений. А сейчас следует научно обосновать и сформулировать перечень конкретных показателей (индикаторов) её реализации с учётом новых международных и национальных нормативных правовых актов и особенностей корпоративного управления по стандартам ESG в АПК и других отраслях экономики. 

ФАО с 2017 года представляет глобальную карту запасов углерода в почвах мира. Глобальный почвенный покров — самый крупный наземный поглотитель углерода из атмосферы. Усиление этой роли могло бы значительно компенсировать рост концентрации углекислого газа в атмосфере. На глобальной карте, иллюстрирующей суммарное количество органического углерода в почве в слое 0-30 см, выделяются как территории с высоким содержанием углерода, близким к насыщению, так и области, где существует потенциал для дальнейшей секвестрации (стока) его из атмосферы. Судя по карте, в указанном верхнем слое почвы содержится около 680 млрд т углерода — почти вдвое больше, чем в нашей атмосфере. Это значительно больший объём по сравнению с углеродом, хранящимся во всей растительности мира, а именно 560 млрд т. 

По данным ФАО более 60% от этих 680 млрд т углерода сосредоточено всего в десяти странах. Вот эти страны в порядке убывания: Россия, Канада, США, Китай, Бразилия, Индонезия, Австралия, Аргентина, Казахстан и Демократическая Республика Конго. Деградация одной трети площадей мировых почв уже вызвала значительный выброс углерода в атмосферу. Однако их восстановление может привести к поглощению до 63 млрд т углерода, что в значительной степени будет способствовать смягчению последствий изменения климата. 

Заметим, что в России гумусовый слой ряда почв, в том числе, чернозёмов, значительно больше первых 30 см. Следовательно, и суммарные запасы углерода в них выше. Распоряжением правительства от 29.10.2021 №3052-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года» органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предписано руководствоваться положениями этой стратегии при разработке и реализации региональных программ и иных документов. 

В частности, в разделе «Поглощающая способность» рекомендовано сокращать в сельском хозяйстве потери почвенного углерода на пашнях, обеспечивать накопление углерода в почвах лугов, пастбищ и залежей, а также осуществлять рекультивацию нарушенных земель. 

Мероприятия по реализации стратегии включают дифференцированное внесение агрохимикатов, развитие «точного» земледелия (использование наилучших доступных технологий в сельском хозяйстве), применение дистанционного зондирования Земли из космоса для наблюдения за состоянием почв и мониторинга посевов, обеспечение накопления углерода в почвах сельскохозяйственных земель. 

На мой взгляд, первоочередной задачей по-прежнему остаётся выполнение решения президиума совета законодателей при ФС РФ от 18.12.2020 «О мерах по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения» - законодательно определить понятие почвы и её плодородия как фундаментального уникального свойства. Это и будет важнейший шаг в направлении реализации ESG в управлении АПК.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»