Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!
Правительство может выделить еще 8,7 млрд рублей на продвижение агроэкспорта
Екатерина Дятловская
Агроинвестор
24 июля 2019
Перераспределение произойдет за счет сокращения льготного кредитования поставщиков
На реализацию проекта «Экспорт продукции АПК» в 2018—2024 годах из бюджета предполагается направить 407 млрд рублей
Фото: Е. Егоров

Правительство может направить дополнительно 8,7 млрд руб. на устранение торговых барьеров и продвижение экспорта товаров АПК. Об этом сообщает портал «Национальные проекты. Будущее России» со ссылкой на протокол заседания проектного комитета национального проекта «Международная кооперация и экспорт» от 17 июня. «Экспорт продукции АПК» является одним из федеральных проектов в составе нацпроекта, в соответствии с ним поставки агропродовольственной продукции на внешние рынки должны вырасти до $45 млрд в 2024 году.

Согласно протоколу, 2,7 млрд руб. предлагается направить Россельхознадзору на устранение торговых барьеров, мешающих развитию агроэкспорта. В рамках федерального проекта планируется принять изменения в законодательство в части учета и маркировки животных для обеспечения ветеринарной безопасности, разработать программы контроля ряда заболеваний животных и птиц, получить статус Международного эпизоотического бюро как страны, свободной от ряда заболеваний домашнего скота. Также предполагается добиваться согласования разрешительных документов, которые позволили бы экспортировать мясо, свинину, говядину, молочную продукцию и другие товары в Китай, Южную Корею, Японию, Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар и др. В первоначальной версии паспорта федерального проекта на устранение торговых барьеров запланирована сумма в 17,7 млрд руб. в 2018—2024 годах.

Еще 6 млрд руб. предлагается перераспределить на мероприятия по аналитическому сопровождению и продвижению экспорта продукции АПК в рамках создания такой системы. Первоначально на эти цели планировалось выделить 9,8 млрд руб. с 2018 по 2024 год. В документе отмечается, что перераспределение может произойти за счет сокращения средств, которые планировалось выделить на льготное кредитование экспортеров (около 300 млрд руб. в 2018—2024 годах). Как пояснил ТАСС источник, близкий к обсуждению, решения о дополнительном финансировании пока не являются окончательными.

Перераспределение 2,7 млрд руб. в пользу Россельхознадзора выглядит логичным шагом, так как именно улучшение эпизоотической ситуации в стране, регионализация болезней животных и признание это международными партнерами позволит России увеличить экспорт мясной продукции, полагает менеджер направления стратегии управления капиталом и исследования рынков компании EY Максим Никиточкин. По его словам, аналогичная работа должна происходить в растениеводстве, например, расширение допуска российских регионов к экспорту зерновых в Китай.

В то же время ключевой задачей для всех подотраслей является создание имиджа российской продукции за счет регистрации и рекламы (в том числе агрессивной) зонтичных брендов, создания профессиональных торговых представительств за рубежом, а также субсидирования организационных экспортных мероприятий (проведение выставок, сертификация), уверен Никиточкин. «Это крайне важные процессы, которые сейчас в должной мере не функционируют. Одна из основных проблем российского экспорта продукции АПК в том, что другие страны воспринимают Россию как поставщика сырьевых товаров, а не готовой продукции», — прокомментировал «Агроинвестору» Никиточкин. В результате для России средняя цена экспорта продукции АПК находится на уровне $0,3/кг, тогда как для Нидерландов — $1,6/кг, для Германии — $1,4/кг, Италии — $1,8/кг.

И 6 млрд руб., по мнению Никиточкина, будет недостаточно на такие цели. «Покупатели из дальнего зарубежья — а не только из стран СНГ — должны считать, что Россия производит качественные продукты питания, и должны быть готовы их покупать. Для этого необходимо финансировать создание и продвижение за рубежом правильных брендов, а не аналитическое сопровождение», — сказал Никиточкин. Так, необходимо дифференцировать бренды по категории продукции и ценовому сегменту. «Единственный бренд сейчас — продвигаемый РЭЦ «Made in Russia» - не несет какого-то конкретного понятного сигнала иностранным покупателям, потому что он может присутствовать и на печенье, причем дешевом, и на тяжелом машиностроительном оборудовании», — поясняет он.

22 июля на совещании, посвященном стимулированию экспорта сельхозпродукции, премьер-министр Дмитрий Медведев потребовал активнее вести работу по сертификации российской продукции, «чтобы у стран-импортеров не было вопросов к документальному подтверждению качества российских товаров». По его словам, сейчас свыше 4 тыс. российских предприятий включены в реестр экспортеров и имеют право поставлять продукцию животноводства более чем в 80 стран. Помимо этого он назвал «стратегическим курсом» изменение структуры экспорта в пользу готовой продукции, а не сырья. Всего на реализацию проекта «Экспорт продукции АПК» из федерального бюджета предполагается направить 406,8 млрд руб.

Показать еще

Статьи по теме
Рекомендации
Реклама