Уход комбайнов. Как дефицит этой техники скажется на развитии российского сельского хозяйства

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

В этом году на российском рынке отмечалось уменьшение спроса на сельхозтехнику практически во всех сегментах. Основными причинами этого эксперты называют высокую ключевую ставку и снижение рентабельности сельхозпредприятий. Падение продаж коснулось и комбайнов, дефицит которых уже сегодня составляет 25% от действующего парка. О том, как нехватка этой техники скажется на развитии сельского хозяйства, а также о представленных в России брендах, крупных инвестпроектах и разработке новых моделей журналу «Агротехника и технологии» рассказали эксперты и производители сельхозтехники

До 2022 года западные производители зерноуборочных комбайнов занимали 30-35% российского рынка, говорит руководитель продуктовой группы ОПТИТЭК Иван Моржаков. По его данным, в 2022 году их доля снизилась до 8%, а в 2023 году до 3%.

Вообще, за прошедшие 2-2,5 года рынок сельхозтехники довольно сильно сжался, что связано не столько с уходом ряда иностранных брендов, сколько с низким платёжеспособным спросом аграриев в связи с невысокой рентабельностью сельхозпроизводства (особенно по самой масштабной культуре в нашей стране — пшенице), говорит Моржаков.

По информации директора департамента маркетинга компании Александра Альперина, ранее западные и американские зерноуборочные комбайны занимали на российском рынке до 20%. Сегодня их доля сократилась вдвое. В числе клиентов, по его словам, остались потребители, ориентированные на определённый бренд, а потому готовые переплачивать за него в 2-3 раза больше от реальной стоимости. Освободившуюся нишу заняли отечественные компании, прежде всего, , который выпускает высокопроизводительные модели, а также предприятия из Беларуси.

По данным председателя правления Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» Александра Алтынова, до 2022 года импортные зерноуборочные комбайны занимали примерно 15-20% рынка в количественном выражении, а по приносимой в поля мощности — около 20-30% в зависимости от года. «Многие высокотехнологичные хозяйства выбирали импортную технику по вполне очевидным причинам, среди которых сервис играл не последнюю роль. Сейчас эти поставки сократились в десять раз. Иного импортного предложения из дружественных стран практически нет. Соответственно выросла доля отечественных и белорусских машин», — говорит Александр Алтынов.

Сам рынок, по его словам, находится под давлением экономики АПК, поэтому продажи в абсолютном выражении тяготеют к падению. При этом в числе заметных событий Алтынов называет появление нового зерноуборочного комбайна «Кировец» от и отдельные попытки китайских брендов протестировать свои первые универсальные зерноуборочные комбайны в России.

Как отмечает Иван Моржаков, новых игроков на рынке комбайнов совсем немного.

«Присутствуют аргентинские бренды, показавшие себя на полях России очень достойно. Однако высокая стоимость и низкая узнаваемость не позволяют им развиваться быстрыми темпами. Заходят и китайские компании. Но в силу не всегда релевантной для российского рынка оснащённости машин, а также наличия у российских производителей хорошего продукта, это пока единичные продажи», — рассказывает Моржаков.

Сейчас, по его словам, практически весь сегмент зерноуборочных комбайнов представлен отечественной и белорусской продукцией. Тем не менее, поставки из-за рубежа остаются, так как комбайны не попали в перечень санкционных товаров. В качестве примера Иван Моржаков приводит , который поставил в этом году около 350-400 единиц комбайнов (разных типов). И хотя это очень мало в сравнении с объёмами продаж этого бренда до 2022 года, однако выше среднего объёма продаж других производителей западных комбайнов за 2017-2021 годы, замечает специалист.

Сегодня основной объём зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов поставляют на российский рынок отечественные и белорусские производители, соглашается коммерческий директор технического холдинга «» Геннадий Непомнящий.

По его данным, в 2023 году доля сельхозтехники на рынке достигла 75% и продолжила расти в 2024-м. Компания активно занималась импортозамещением, разрабатывала и вводила в производство новые модели.

В тройке лидеров Непомнящий также называет заводы «Брянсксельмаш» и «Гомсельмаш». Небольшую долю рынка, по его словам, занимают иностранные производители, которые сохранили присутствие в России. А вот китайские компании хотя пока что мало представлены в этом сегменте, но активно занимаются развитием линейки комбайнов и в будущем могут выйти с ними на российский рынок, считает Геннадий Непомнящий.

Спрос и предложение

По данным Министерства сельского хозяйства России, на которые ссылается Александр Альперин, на сегодняшний день в хозяйствах страны находятся 140,8 тыс. комбайнов. При этом доля эксплуатируемых свыше 10 лет машин достигает 45%, а дефицит составляет 25% от действующего парка. 

Таким образом, рассуждает он, ежегодно хозяйства России должны приобретать не менее 14 000 комбайнов. Это только для того, чтобы поддерживать энерговооружённость села на нынешнем уровне, не говоря уже о восполнении недостающих мощностей и без учёта замены старой техники. А ведь ещё не берутся в расчёт планы по возвращению в севооборот залежей, что потребует дополнительной техники, замечает Альперин.

В то же время, по его данным, объёмы внутреннего рынка по комбайнам не превышают 7-8 тысяч единиц в год. При этом за январь-август 2024 года российские аграрии закупили примерно на 19% меньше, чем за аналогичный период 2023-го.

Выводы, по мнению Александра Альперина, очевидны: дефицит техники является огромным барьером на пути развития сельского хозяйства.

В качестве основной причины отрицательной динамики он называет снижение рентабельности сельхозпредприятий. «В текущем году из-за высокой ключевой ставки ЦБ РФ вдвое выросли параметры льготных кредитных госпрограмм, а коммерческие банковские предложения практически неподъёмны для бизнеса. Из-за низкой доходности сельхозтоваропроизводители откладывают приобретение энергонасыщенной техники, порой даже когда остро нуждаются в обновлении парка», — сообщил Альперин.

На это же указывает и Геннадий Непомнящий. «Поскольку рентабельность производства зерновых находится на низком уровне, хозяйства не могут инвестировать в покупку новой техники. Заменяются только сильно изношенные и старые машины», — делится наблюдениями специалист, добавляя, что в результате падения спроса на комбайны снижается и объём их производства.

При этом он не наблюдает дефицита зерноуборочных комбайнов, уверяя, что у заводов и дилеров есть в наличии готовая техника, которую можно приобрести в любой момент. Кстати, в отрасли животноводства и молочного производства, по словам Непомнящего, рентабельность более высокая, поэтому спрос на кормоуборочные комбайны есть и их производство и продажи более стабильны.


В свою очередь Александр Алтынов обращает внимание, что с данными статистики у нас в стране отдельная большая беда. «Если производственные цифры ещё собираются, то по реально купленным единицам ситуация очень неясная, несмотря на два года существования электронного ПСМ и объединение систем Гостехнадзора по заказу Минсельхоза», — говорит он, добавляя, что данные по ежегодным продажам комбайнов колеблются в районе 6000 единиц — ориентировочно такое количество этой техники задействовано сегодня в российских хозяйствах.

По словам Александра Алтынова, интерес потребителя традиционно смещён в сторону более мощных комбайнов, в том числе по причинам неплохой урожайности и дефицита кадров на селе. В целом, замечает он, дефицита предложения нет, но дефицит парка можно оценить в 20-25%, что по мнению Алтынова, связано с недостаточным платёжеспособным спросом аграриев.

По наблюдениям Александра Альперина, на рынке не хватает моделей комбайнов, относящихся к 10-12 классам производительности и более, которые ранее поставлялись западными компаниями. «Однако работает в данном направлении. Так, на недавней выставке “Агросалон” в Москве компания представила зерноуборочный комбайн 10-го класса. В принципе, всё, что производитель сегодня выпускает серийно, покрывает остальные потребности российских аграриев», — заверил Альперин.

Дефицита на рынке комбайнов нет, соглашается с коллегами Иван Моржаков, отмечая, что можно приобрести российскую или белорусскую технику, а можно и западную, если у сельхозпредприятия имеются необходимые средства.

При этом, как рассказал специалист, значительно снизилась доля «умных» комбайнов, с которыми российские аграрии успели не просто познакомиться до ухода западных брендов, но и оценить. Эти машины, пояснил он, сами настраиваются под условия уборки и культуру, выбирая оптимальную скорость обмолота, следят за нагрузкой на двигатель, оптимизируют потери и многое другое, обеспечивая высокую эффективность процесса и сохранение качества урожая, а также снижая требования к квалификации оператора, что немаловажно.

«Российские производители комбайнов сейчас активно развиваются в этом направлении, но пока ещё не достигли уровня западных машиностроителей», — констатирует Моржаков.  

Он признаёт, что российские комбайны — это машины с высоким качеством уборки и понятными настройками, но им пока ещё не хватает тех умных технологий, о которых говорилось выше. Кроме того, продолжает Моржаков, недостаточно широка линейка роторных машин, которые в ассортименте ушедших с российского рынка игроков включали модели от 300 до 600 л. с. Только начинает активно развиваться гибридное направление, ранее представленное главным образом уже упомянутым .

Александр Альперин также обращает внимание, что комбайн — это сложная машина, состоящая из тысяч компонентов, при этом , по его словам, стремится к тому, чтобы элементы отечественного производства занимали превалирующую долю. «К сожалению, не все российские предприятия могут предложить достойный ассортимент, цену и качество. Именно поэтому мы сегодня уделяем внимание как развитию собственного производства, так и развитию своих партнёров из пула поставщиков», — говорит Альперин.

По мнению Александра Алтынова, российские и белорусские производители,
безусловно, отстают в технологичности и качестве комбайнов по сравнению с
привычными моделями мировых лидеров. «Но как бы не было обидно, в целом с этим можно жить. Однако нашим заводам надо более интенсивно работать в направлении развития сервиса, причём, в немалой степени именно в логике приоритезации интересов клиентов», — уверен он.

Импортозамещение компонентов и новые проекты

Если до 2022 года большая часть компонентной базы для российского производства комбайнов изготавливалась в других странах, то сегодня процент зарубежных деталей стал меньше, говорит Геннадий Непомнящий. При этом, подчёркивает он, важно отметить существенный прогресс в отечественном производстве: в России появились новые линии, идёт работа по углублению локализации.

Действительно, по замещению компонентов была проделана довольно большая работа, подтверждает Александр Алтынов. «Но пока не всё можно взять российское, поэтому где-то приходится рассчитывать на белорусов, а где-то помогают китайцы. Впрочем, анонсированы довольно масштабные проекты по разработке и производству российских компонентов», — сообщил Алтынов, заметив, что они, конечно, должны пройти испытание временем.

По словам Александра Альперина, чтобы исключить зависимость собственного производства от зарубежных поставок, компания ещё около 10 лет назад приступила к реализации программы импортозамещения и освоения новых для себя компетенций. В числе наиболее крупных проектов специалист отметил выпуск механических коробок передач, начатый в 2020 году.

Как рассказал Альперин, в последние три года реализован большой объём проектов. В частности, в полностью перешли с европейских и североамериканских комплектующих на продукцию собственного изготовления, а также наладили контакты с поставщиками из России и дружественных стран. Компанией налажен выпуск мостов ведущих колёс, редукторов, шестерён, полугусеничного хода, других технологически сложных узлов. «И всё же в составе техники остаются компоненты, по которым российские предприятия пока не могут обеспечить необходимый ассортимент, объём или требуемое качество, например гидравлики», — отмечает он.


По словам Геннадия Непомнящего, российские производители активно занимаются импортозамещением металлоёмких агрегатов, а также прицепной, навесной и транспортной техники. «В сельском хозяйстве очень много процессов связано с логистикой и хранением. В этой сфере отечественное сельхозмашиностроение сильно продвинулось и уже может составлять конкуренцию иностранным производителям», — утверждает он.

Так, например, инвестиционная программа включает несколько направлений. Прежде всего, как рассказал Александр Альперин, это развитие производственных мощностей и продуктовых линеек. За последние три года, пояснил он, компания построила и в первом квартале 2024 года запустила в работу три новых предприятия. В их числе тракторный завод полного цикла мощностью 5000 машин в год и завод автоматических и механических трансмиссий, мостов и редукторов для тракторов, комбайнов и дорожно-строительной техники в Ростове-на-Дону, а также завод прицепной и навесной сельхозтехники в Таганроге. 

Что же касается новой техники, то в 2024 году, по словам Альперина, компания презентовала целый ряд машин, которые вышли на рынок или будут запущены в производство в ближайшее время. Прежде всего, он выделяет комбайновую линейку. «На недавнем “Агросалоне” в Москве мы впервые представили модели из серий H и S. Они разработаны на основе новой глобальной платформы. H820 относится к комбайнам 10 класса производительности. Её создание расширит ассортимент компании в части увеличения производительности и позволит занять нишу на рынке, в которой раньше присутствовали западные марки», — сообщил директор департамента маркетинга .

Ещё две новинки, на которые он обратил внимание, — полноприводные версии серийных моделей NOVA и VECTOR. Их выпуск, по словам Александра Альперина, существенно расширил возможности клиентов, возделывающих рис или работающих в регионах, где имеются сложные грунты с низкой несущей способностью.

«Помимо этого, наш роторный комбайн TORUM 785 был дополнен опцией — полугусеничным ходом с резиноармированной гусеницей. За счёт большого пятна контакта в 2,5 квадратных метра ПГХ уменьшает удельное давление комбайна на грунт минимум в два раза. Это помогает сохранять структуру почвы, снижает её уплотнение, способствует повышению урожайности и улучшению экологической ситуации», — поделился Альперин.

При этом он добавил, что в ответ на запрос аграриев страны компания готовит к производству трактор с классической рамой 1370. «Мы первыми из российских производителей заходим в эту нишу рынка тракторов», — подчеркнул Альперин.

Кроме того, специалист отметил ещё две машины, представляющие совершенно новое направление развития компании — разработку и выпуск дорожно-строительной техники. «Эта продукция — телескопические и фронтальние погрузчики — появится на отечественном рынке в ближайшие годы, а первые образцы уже проходят испытания», — рассказал директор департамента маркетинга.

По его словам, «телескоп» TLH 740 обладает грузоподъёмностью 4 тонны и максимальной высотой подъёма стрелы 7 метров. При этом способен развивать скорость до 40 км/ч и преодолевать уклон до 30 градусов. «Фронтальник» WL 530 обладает грузоподъёмностью 5 тонн. Он оснащён двигателем мощностью 220 л. с. и гидромеханической трансмиссией.

Выбор аграриев

По наблюдениям Ивана Моржакова, в основном российские аграрии приобретают комбайны шестого и седьмого классов мощности. Они занимают 60% рынка. По 20% рынка имеют модели четвёртого-пятого и восьмого классов мощности. Что же касается жаток, то у сельхозпроизводителей востребованы варианты шириной 7,6 метров, сообщил Моржаков.

По его мнению, китайские комбайны зачастую не отвечают требованиям российских аграриев, так как изначально в большинстве своём разрабатывались для уборки риса и потому имеют другое внутреннее оснащение, поток массы, обмолот и пр.

«Размер потерь при уборке, процент дроблёности и засорённости зерна — всё это непосредственно влияет на заработок агрария при уборочной кампании, поэтому к выбору машин сельхозпроизводители подходят особенно тщательно. А китайские машины пока не дотягивают до нужного уровня. Но у них привлекательная цена, да и техническое развитие идёт быстрыми темпами. Вероятно, через пару лет они смогут конкурировать на нашем рынке», — полагает Иван Моржаков.  

Александр Алтынов, напротив, довольно скептически относится к китайской экспансии. «Она куда менее страшная и очевидная с точки зрения перспектив, чем нам её пытаются нарисовать», — считает эксперт. Он объяснил, что восточные партнёры используют довольно своеобразные модели присутствия, уходящие корнями в то, как техника работает у них. «Комбайнов в нашем понимании там ещё нет, хотя пробные модели уже тестируются на полях. Не ожидаю, что они как-то радикально скажутся на рынке», — заключает Александр Алтынов.

След ВТО

В этом году все сегменты российского рынка сельхозтехники в объёмном выражении демонстрируют отрицательную динамику отгрузок. Согласно данным ассоциации «Росспецмаш», продажи отечественных зерноуборочных комбайнов за восемь месяцев 2024 года упали на 19% по отношению к соответствующему периоду 2023-го и составили 2322 штук. Продажи самоходных кормоуборочных комбайнов сократились на 22%, до 141 штук.

Доля российской сельхозтехники в целом на внутреннем рынке сегодня составляет 57%. В сельхозмашиностроении России занято 115 компаний. В 2023—2024 годах они выпустили 114 новых моделей и модификаций техники, в том числе, шесть зерноуборочных комбайнов и один самоходный кормоуборочный комбайн.

Одной из главных проблем развития отрасли является низкий уровень защиты внутреннего рынка России. Так, например, в связи с обязательствами России в ВТО нельзя устанавливать ставки ввозных таможенных пошлин на комбайны и прицепную сельхозтехнику выше 5%.

Однако можно и нужно за счёт средств госбюджета субсидировать приобретение сельхозтехники только российского производства — за счёт льготных кредитов и лизинга, а также региональных мер поддержки.


В свою очередь, Александр Альперин отмечает, что российские аграрии готовы замещать западные комбайны отечественными. По сути, так и происходит. Основной объём продаж, по его данным, приходится на комбайны 5-6 классов до 360-400 л. с. На к ним относится линейка ACROS.

Техники из Китая, как рассказал Альперин, пока немного на российском рынке из-за невысокой мощности двигателя. Сейчас массово предлагаются комбайны до 220-250  л. с., что не интересно крупным сельхозтоваропроизводителям. Однако в Поднебесной, продолжает он, аграрное машиностроение не стоит на месте: там активно развито двигателестроение, производство гидравлики, ремней, подшипников, других комплектующих. Поэтому, по мнению Александра Альперина, было бы недальновидно недооценивать перспективы китайской экспансии.

«Конкуренция в дальнейшем будет зависеть от того, как мы, производители, будем реагировать на потребности своих клиентов и от поддержки государства в части субсидирования продукции, произведённой именно в России», — уверен директор департамента маркетинга .

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»