Журнал «Агротехника и технологии»
В этом году на российском рынке отмечалось уменьшение спроса на сельхозтехнику практически во всех сегментах. Основными причинами этого эксперты называют высокую ключевую ставку и снижение рентабельности сельхозпредприятий. Падение продаж коснулось и комбайнов, дефицит которых уже сегодня составляет 25% от действующего парка. О том, как нехватка этой техники скажется на развитии сельского хозяйства, а также о представленных в России брендах, крупных инвестпроектах и разработке новых моделей журналу «Агротехника и технологии» рассказали эксперты и производители сельхозтехники
До 2022 года западные производители зерноуборочных комбайнов занимали 30-35% российского рынка, говорит руководитель продуктовой группы ОПТИТЭК Иван Моржаков. По его данным, в 2022 году их доля снизилась до 8%, а в 2023 году до 3%.
Вообще, за прошедшие 2-2,5 года рынок сельхозтехники довольно сильно сжался, что связано не столько с уходом ряда иностранных брендов, сколько с низким платёжеспособным спросом аграриев в связи с невысокой рентабельностью сельхозпроизводства (особенно по самой масштабной культуре в нашей стране — пшенице), говорит Моржаков.
По информации директора департамента маркетинга компании Ростсельмаш Александра Альперина, ранее западные и американские зерноуборочные комбайны занимали на российском рынке до 20%. Сегодня их доля сократилась вдвое. В числе клиентов, по его словам, остались потребители, ориентированные на определённый бренд, а потому готовые переплачивать за него в 2-3 раза больше от реальной стоимости. Освободившуюся нишу заняли отечественные компании, прежде всего, Ростсельмаш, который выпускает высокопроизводительные модели, а также предприятия из Беларуси.
По данным председателя правления Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» Александра Алтынова, до 2022 года импортные зерноуборочные комбайны занимали примерно 15-20% рынка в количественном выражении, а по приносимой в поля мощности — около 20-30% в зависимости от года. «Многие высокотехнологичные хозяйства выбирали импортную технику по вполне очевидным причинам, среди которых сервис играл не последнюю роль. Сейчас эти поставки сократились в десять раз. Иного импортного предложения из дружественных стран практически нет. Соответственно выросла доля отечественных и белорусских машин», — говорит Александр Алтынов.
Сам рынок, по его словам, находится под давлением экономики АПК, поэтому продажи в абсолютном выражении тяготеют к падению. При этом в числе заметных событий Алтынов называет появление нового зерноуборочного комбайна «Кировец» от ПТЗ и отдельные попытки китайских брендов протестировать свои первые универсальные зерноуборочные комбайны в России.
Как отмечает Иван Моржаков, новых игроков на рынке комбайнов совсем немного.
«Присутствуют аргентинские бренды, показавшие себя на полях России очень достойно. Однако высокая стоимость и низкая узнаваемость не позволяют им развиваться быстрыми темпами. Заходят и китайские компании. Но в силу не всегда релевантной для российского рынка оснащённости машин, а также наличия у российских производителей хорошего продукта, это пока единичные продажи», — рассказывает Моржаков.
Сейчас, по его словам, практически весь сегмент зерноуборочных комбайнов представлен отечественной и белорусской продукцией. Тем не менее, поставки из-за рубежа остаются, так как комбайны не попали в перечень санкционных товаров. В качестве примера Иван Моржаков приводит Claas, который поставил в этом году около 350-400 единиц комбайнов (разных типов). И хотя это очень мало в сравнении с объёмами продаж этого бренда до 2022 года, однако выше среднего объёма продаж других производителей западных комбайнов за 2017-2021 годы, замечает специалист.
Сегодня основной объём зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов поставляют на российский рынок отечественные и белорусские производители, соглашается коммерческий директор технического холдинга «ЭкоНива» Геннадий Непомнящий.
По его данным, в 2023 году доля сельхозтехники Ростсельмаш на рынке достигла 75% и продолжила расти в 2024-м. Компания активно занималась импортозамещением, разрабатывала и вводила в производство новые модели.
В тройке лидеров Непомнящий также называет заводы «Брянсксельмаш» и «Гомсельмаш». Небольшую долю рынка, по его словам, занимают иностранные производители, которые сохранили присутствие в России. А вот китайские компании хотя пока что мало представлены в этом сегменте, но активно занимаются развитием линейки комбайнов и в будущем могут выйти с ними на российский рынок, считает Геннадий Непомнящий.
Спрос и предложение
По данным Министерства сельского хозяйства России, на которые ссылается Александр Альперин, на сегодняшний день в хозяйствах страны находятся 140,8 тыс. комбайнов. При этом доля эксплуатируемых свыше 10 лет машин достигает 45%, а дефицит составляет 25% от действующего парка.
Таким образом, рассуждает он, ежегодно хозяйства России должны приобретать не менее 14 000 комбайнов. Это только для того, чтобы поддерживать энерговооружённость села на нынешнем уровне, не говоря уже о восполнении недостающих мощностей и без учёта замены старой техники. А ведь ещё не берутся в расчёт планы по возвращению в севооборот залежей, что потребует дополнительной техники, замечает Альперин.
В то же время, по его данным, объёмы внутреннего рынка по комбайнам не превышают 7-8 тысяч единиц в год. При этом за январь-август 2024 года российские аграрии закупили примерно на 19% меньше, чем за аналогичный период 2023-го.
Выводы, по мнению Александра Альперина, очевидны: дефицит техники является огромным барьером на пути развития сельского хозяйства.
В качестве основной причины отрицательной динамики он называет снижение рентабельности сельхозпредприятий. «В текущем году из-за высокой ключевой ставки ЦБ РФ вдвое выросли параметры льготных кредитных госпрограмм, а коммерческие банковские предложения практически неподъёмны для бизнеса. Из-за низкой доходности сельхозтоваропроизводители откладывают приобретение энергонасыщенной техники, порой даже когда остро нуждаются в обновлении парка», — сообщил Альперин.
На это же указывает и Геннадий Непомнящий. «Поскольку рентабельность производства зерновых находится на низком уровне, хозяйства не могут инвестировать в покупку новой техники. Заменяются только сильно изношенные и старые машины», — делится наблюдениями специалист, добавляя, что в результате падения спроса на комбайны снижается и объём их производства.
При этом он не наблюдает дефицита зерноуборочных комбайнов, уверяя, что у заводов и дилеров есть в наличии готовая техника, которую можно приобрести в любой момент. Кстати, в отрасли животноводства и молочного производства, по словам Непомнящего, рентабельность более высокая, поэтому спрос на кормоуборочные комбайны есть и их производство и продажи более стабильны.
В свою очередь Александр Алтынов обращает внимание, что с данными статистики у нас в стране отдельная большая беда. «Если производственные цифры ещё собираются, то по реально купленным единицам ситуация очень неясная, несмотря на два года существования электронного ПСМ и объединение систем Гостехнадзора по заказу Минсельхоза», — говорит он, добавляя, что данные по ежегодным продажам комбайнов колеблются в районе 6000 единиц — ориентировочно такое количество этой техники задействовано сегодня в российских хозяйствах.
По словам Александра Алтынова, интерес потребителя традиционно смещён в сторону более мощных комбайнов, в том числе по причинам неплохой урожайности и дефицита кадров на селе. В целом, замечает он, дефицита предложения нет, но дефицит парка можно оценить в 20-25%, что по мнению Алтынова, связано с недостаточным платёжеспособным спросом аграриев.
По наблюдениям Александра Альперина, на рынке не хватает моделей комбайнов, относящихся к 10-12 классам производительности и более, которые ранее поставлялись западными компаниями. «Однако Ростсельмаш работает в данном направлении. Так, на недавней выставке “Агросалон” в Москве компания представила зерноуборочный комбайн 10-го класса. В принципе, всё, что производитель сегодня выпускает серийно, покрывает остальные потребности российских аграриев», — заверил Альперин.
Дефицита на рынке комбайнов нет, соглашается с коллегами Иван Моржаков, отмечая, что можно приобрести российскую или белорусскую технику, а можно и западную, если у сельхозпредприятия имеются необходимые средства.
При этом, как рассказал специалист, значительно снизилась доля «умных» комбайнов, с которыми российские аграрии успели не просто познакомиться до ухода западных брендов, но и оценить. Эти машины, пояснил он, сами настраиваются под условия уборки и культуру, выбирая оптимальную скорость обмолота, следят за нагрузкой на двигатель, оптимизируют потери и многое другое, обеспечивая высокую эффективность процесса и сохранение качества урожая, а также снижая требования к квалификации оператора, что немаловажно.
«Российские производители комбайнов сейчас активно развиваются в этом направлении, но пока ещё не достигли уровня западных машиностроителей», — констатирует Моржаков.
Он признаёт, что российские комбайны — это машины с высоким качеством уборки и понятными настройками, но им пока ещё не хватает тех умных технологий, о которых говорилось выше. Кроме того, продолжает Моржаков, недостаточно широка линейка роторных машин, которые в ассортименте ушедших с российского рынка игроков включали модели от 300 до 600 л. с. Только начинает активно развиваться гибридное направление, ранее представленное главным образом уже упомянутым Claas.
Александр Альперин также обращает внимание, что комбайн — это сложная машина, состоящая из тысяч компонентов, при этом Ростсельмаш, по его словам, стремится к тому, чтобы элементы отечественного производства занимали превалирующую долю. «К сожалению, не все российские предприятия могут предложить достойный ассортимент, цену и качество. Именно поэтому мы сегодня уделяем внимание как развитию собственного производства, так и развитию своих партнёров из пула поставщиков», — говорит Альперин.
По мнению Александра Алтынова, российские и белорусские производители,
безусловно, отстают в технологичности и качестве комбайнов по сравнению с
привычными моделями мировых лидеров. «Но как бы не было обидно, в целом с этим можно жить. Однако нашим заводам надо более интенсивно работать в направлении развития сервиса, причём, в немалой степени именно в логике приоритезации интересов клиентов», — уверен он.
Импортозамещение компонентов и новые проекты
Если до 2022 года большая часть компонентной базы для российского производства комбайнов изготавливалась в других странах, то сегодня процент зарубежных деталей стал меньше, говорит Геннадий Непомнящий. При этом, подчёркивает он, важно отметить существенный прогресс в отечественном производстве: в России появились новые линии, идёт работа по углублению локализации.
Действительно, по замещению компонентов была проделана довольно большая работа, подтверждает Александр Алтынов. «Но пока не всё можно взять российское, поэтому где-то приходится рассчитывать на белорусов, а где-то помогают китайцы. Впрочем, анонсированы довольно масштабные проекты по разработке и производству российских компонентов», — сообщил Алтынов, заметив, что они, конечно, должны пройти испытание временем.
По словам Александра Альперина, чтобы исключить зависимость собственного производства от зарубежных поставок, компания Ростсельмаш ещё около 10 лет назад приступила к реализации программы импортозамещения и освоения новых для себя компетенций. В числе наиболее крупных проектов специалист отметил выпуск механических коробок передач, начатый в 2020 году.
Как рассказал Альперин, в последние три года реализован большой объём проектов. В частности, в Ростсельмаш полностью перешли с европейских и североамериканских комплектующих на продукцию собственного изготовления, а также наладили контакты с поставщиками из России и дружественных стран. Компанией налажен выпуск мостов ведущих колёс, редукторов, шестерён, полугусеничного хода, других технологически сложных узлов. «И всё же в составе техники остаются компоненты, по которым российские предприятия пока не могут обеспечить необходимый ассортимент, объём или требуемое качество, например гидравлики», — отмечает он.
По словам Геннадия Непомнящего, российские производители активно занимаются импортозамещением металлоёмких агрегатов, а также прицепной, навесной и транспортной техники. «В сельском хозяйстве очень много процессов связано с логистикой и хранением. В этой сфере отечественное сельхозмашиностроение сильно продвинулось и уже может составлять конкуренцию иностранным производителям», — утверждает он.
Так, например, инвестиционная программа Ростсельмаш включает несколько направлений. Прежде всего, как рассказал Александр Альперин, это развитие производственных мощностей и продуктовых линеек. За последние три года, пояснил он, компания построила и в первом квартале 2024 года запустила в работу три новых предприятия. В их числе тракторный завод полного цикла мощностью 5000 машин в год и завод автоматических и механических трансмиссий, мостов и редукторов для тракторов, комбайнов и дорожно-строительной техники в Ростове-на-Дону, а также завод прицепной и навесной сельхозтехники в Таганроге.
Что же касается новой техники, то в 2024 году, по словам Альперина, компания презентовала целый ряд машин, которые вышли на рынок или будут запущены в производство в ближайшее время. Прежде всего, он выделяет комбайновую линейку. «На недавнем “Агросалоне” в Москве мы впервые представили модели из серий H и S. Они разработаны на основе новой глобальной платформы. H820 относится к комбайнам 10 класса производительности. Её создание расширит ассортимент компании в части увеличения производительности и позволит занять нишу на рынке, в которой раньше присутствовали западные марки», — сообщил директор департамента маркетинга Ростсельмаш.
Ещё две новинки, на которые он обратил внимание, — полноприводные версии серийных моделей NOVA и VECTOR. Их выпуск, по словам Александра Альперина, существенно расширил возможности клиентов, возделывающих рис или работающих в регионах, где имеются сложные грунты с низкой несущей способностью.
«Помимо этого, наш роторный комбайн TORUM 785 был дополнен опцией — полугусеничным ходом с резиноармированной гусеницей. За счёт большого пятна контакта в 2,5 квадратных метра ПГХ уменьшает удельное давление комбайна на грунт минимум в два раза. Это помогает сохранять структуру почвы, снижает её уплотнение, способствует повышению урожайности и улучшению экологической ситуации», — поделился Альперин.
При этом он добавил, что в ответ на запрос аграриев страны компания готовит к производству трактор с классической рамой Ростсельмаш 1370. «Мы первыми из российских производителей заходим в эту нишу рынка тракторов», — подчеркнул Альперин.
Кроме того, специалист отметил ещё две машины, представляющие совершенно новое направление развития компании — разработку и выпуск дорожно-строительной техники. «Эта продукция — телескопические и фронтальние погрузчики — появится на отечественном рынке в ближайшие годы, а первые образцы уже проходят испытания», — рассказал директор департамента маркетинга.
По его словам, «телескоп» TLH 740 обладает грузоподъёмностью 4 тонны и максимальной высотой подъёма стрелы 7 метров. При этом способен развивать скорость до 40 км/ч и преодолевать уклон до 30 градусов. «Фронтальник» WL 530 обладает грузоподъёмностью 5 тонн. Он оснащён двигателем мощностью 220 л. с. и гидромеханической трансмиссией.
Выбор аграриев
По наблюдениям Ивана Моржакова, в основном российские аграрии приобретают комбайны шестого и седьмого классов мощности. Они занимают 60% рынка. По 20% рынка имеют модели четвёртого-пятого и восьмого классов мощности. Что же касается жаток, то у сельхозпроизводителей востребованы варианты шириной 7,6 метров, сообщил Моржаков.
По его мнению, китайские комбайны зачастую не отвечают требованиям российских аграриев, так как изначально в большинстве своём разрабатывались для уборки риса и потому имеют другое внутреннее оснащение, поток массы, обмолот и пр.
«Размер потерь при уборке, процент дроблёности и засорённости зерна — всё это непосредственно влияет на заработок агрария при уборочной кампании, поэтому к выбору машин сельхозпроизводители подходят особенно тщательно. А китайские машины пока не дотягивают до нужного уровня. Но у них привлекательная цена, да и техническое развитие идёт быстрыми темпами. Вероятно, через пару лет они смогут конкурировать на нашем рынке», — полагает Иван Моржаков.
Александр Алтынов, напротив, довольно скептически относится к китайской экспансии. «Она куда менее страшная и очевидная с точки зрения перспектив, чем нам её пытаются нарисовать», — считает эксперт. Он объяснил, что восточные партнёры используют довольно своеобразные модели присутствия, уходящие корнями в то, как техника работает у них. «Комбайнов в нашем понимании там ещё нет, хотя пробные модели уже тестируются на полях. Не ожидаю, что они как-то радикально скажутся на рынке», — заключает Александр Алтынов.
След ВТО
Константин Бабкин, президент ассоциации «Росспецмаш» на Российском агротехническом форуме 2024
В этом году все сегменты российского рынка сельхозтехники в объёмном выражении демонстрируют отрицательную динамику отгрузок. Согласно данным ассоциации «Росспецмаш», продажи отечественных зерноуборочных комбайнов за восемь месяцев 2024 года упали на 19% по отношению к соответствующему периоду 2023-го и составили 2322 штук. Продажи самоходных кормоуборочных комбайнов сократились на 22%, до 141 штук.
Доля российской сельхозтехники в целом на внутреннем рынке сегодня составляет 57%. В сельхозмашиностроении России занято 115 компаний. В 2023—2024 годах они выпустили 114 новых моделей и модификаций техники, в том числе, шесть зерноуборочных комбайнов и один самоходный кормоуборочный комбайн.
Одной из главных проблем развития отрасли является низкий уровень защиты внутреннего рынка России. Так, например, в связи с обязательствами России в ВТО нельзя устанавливать ставки ввозных таможенных пошлин на комбайны и прицепную сельхозтехнику выше 5%.
Однако можно и нужно за счёт средств госбюджета субсидировать приобретение сельхозтехники только российского производства — за счёт льготных кредитов и лизинга, а также региональных мер поддержки.
В свою очередь, Александр Альперин отмечает, что российские аграрии готовы замещать западные комбайны отечественными. По сути, так и происходит. Основной объём продаж, по его данным, приходится на комбайны 5-6 классов до 360-400 л. с. На Ростсельмаш к ним относится линейка ACROS.
Техники из Китая, как рассказал Альперин, пока немного на российском рынке из-за невысокой мощности двигателя. Сейчас массово предлагаются комбайны до 220-250 л. с., что не интересно крупным сельхозтоваропроизводителям. Однако в Поднебесной, продолжает он, аграрное машиностроение не стоит на месте: там активно развито двигателестроение, производство гидравлики, ремней, подшипников, других комплектующих. Поэтому, по мнению Александра Альперина, было бы недальновидно недооценивать перспективы китайской экспансии.
«Конкуренция в дальнейшем будет зависеть от того, как мы, производители, будем реагировать на потребности своих клиентов и от поддержки государства в части субсидирования продукции, произведённой именно в России», — уверен директор департамента маркетинга Ростсельмаш.