Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!

Каучуковый бизнес
Юлия Смиренская, Мария Арсеньева
Агротехника и технологии
12 марта 2013
Развитие рынка сельхозмашин и тягачей влечет за собой повышение требований к колесам и шинам. Последние годы разработки ведутся в трех направлениях: наиболее бережное отношение к почве, повышение топливной экономичности и увеличение срока службы шин. Отечественные и зарубежные компании ведут неравный бой за потребителя: плюсов у шин зарубежного производства, по мнению экспертов и аграриев, значительно больше. Да и стабильный рост иностранной техники на российских полях не может не влиять на выбор аграриев. Хотя отдельные аграрии до сих пор не понимают, как связаны качество шин и уплотнение почвы.
Если целью агрария является сохранение свойств почвы, то потратиться на дорогие шины ему просто необходимо

Подбор сельскохозяйственных шин — задача достаточно сложная и требующая учета множества взаимосвязанных факторов. В первую очередь, нужно понимать назначение шины, уверен Анатолий Гуро, директор департамента сельскохозяйственных шин Восточно-европейской географической зоны группы «Мишлен». Дело в том, что внешне похожие шины могут иметь совершенно разное назначение: одни используются при работе с обычными сельскохозяйственными культурами, а другие — для обработки полей с высокой влажностью, например для риса. Также нужно учитывать вид техники (трактор, комбайн, прицеп, навесное оборудование), условия работы агрегата, вид нагрузки, производственные задачи и мощностные характеристики, перечисляет Руслан Рафаилов, главный конструктор компании «СиЭнЭйч-Камаз Индустрия». Кроме того, добавляет специалист, нельзя упускать из вида такие показатели, как нагрузочная способность шин, их максимальная скорость эксплуатации, оказываемое ими давление на грунт, форма протектора (глубина грунтозацепов), способность к самоочищению и др.

Ощутимая разница

Тракторные шины по типу изготовления разделяют на диагональные и радиальные. В радиальных сельскохозяйственных шинах кордовые нити сориентированы вдоль радиуса колеса, а в диагональных — под углом к тому же радиусу, причем соседние слои перекрещиваются друг с другом, объясняет ведущий  инженер-технолог «СиЭнЭйч-Камаз Индустрия» Владислав Батаев. Благодаря конструкции внутреннего каркаса радиальные шины обладают отличной жесткостью, стабильностью, долговечностью и эффективностью, поэтому они приобретают все большую популярность. Такие шины имеют хорошее сцепление с грунтом, обеспечивают повышенную тягу и более плавный ход, чем аналогичные шины с диагональным протектором. Так, тяга радиальных шин может увеличиться на 15-17% по сравнению с тягой диагональных, сравнивает специалист.

Однако не стоит забывать о неоспоримых плюсах диагональных шин: они имеют прочные боковины, и у них прекрасная поперечная устойчивость, напоминает Антон Щекал, руководитель отдела продаж «Шины и Диски» компании «Треллеборг Индустри». Кроме того, диагональные шины имеют хорошие показатели при работе на грубых почвах. Правда, обычно диагональные шины камерные, тогда как радиальные — бескамерные, добавляет специалист.

В отечественном тракторостроении большую популярность получили камерные шины, рассказывает Батаев. Главный их плюс — низкая цена, считает специалист. К минусам же камерных шин можно отнести их жесткость, причина которой — использование более дешевого материала, что, в свою очередь, приводит к высокому давлению на почву. Показатели износостойкости и другие эксплуатационные характеристики у отечественных камерных шин также ниже, чем у зарубежных, не сомневается Батаев.

В то же время бескамерная шина — это законченный, дорогостоящий и выскотехнологичный продукт, не требующий дополнительных средств защиты, рассказывает Гуро. По его словам, вставляя камеру в бескамерную шину, аграрий превращает шину всего лишь в покрышку, приобретая множество минусов. Во-первых, конструкция становится ненадежной. «Вставить только камеру невозможно, так как она быстро выйдет из строя из-за соприкосновения с открытыми частями обода, поэтому необходимо будет вставить еще флап (ободную ленту). А это, равно как внутреннее трение между камерой и гермослоем бескамерной шины, существенно ухудшит теплоотводимость и может вызвать перегрев шины и повышенный, неравномерный ее износ, что напрямую скажется на сроке службы», — уверен специалист. Кроме того, есть риск мгновенной потери давления при выходе камеры из строя, предупреждает он.

Весьма трудоемок и процесс ремонта камерной шины, особенно если проблема приключилась в чистом поле, в то время как небольшое повреждение бескамерной шины можно отремонтировать без демонтажа шины с диска, продолжает Гуро. В отдельных случаях использование камеры в бескамерной шине требует работ над ободом диска, что делает конструкцию обода менее надежной. И, наконец, при использовании камеры сам вентиль шины становится менее надежным, так как он крепится к камере, а не к ободу диска. Поэтому использовать камеру в бескамерных шинах не рекомендуется, однако это можно допустить в том случае, если по каким-то причинам произошло полное или частичное разрушение гермослоя бескамерной шины и дальнейшее использование шины без камеры становится небезопасным, поясняет специалист. Батаев из «СиЭнЭйч-Камаз Индустрия» добавляет, что, в отличие от камерных шин, при проколе которых трактор кренится набок, бескамерные шины позволяют спокойно доехать до места ремонта. Но и у камерных шин есть важное преимущество, которое заключается в возможности бортирования в полевых условиях. Кроме того, если на технике используются поврежденные, изогнутые диски, бескамерная шина не будет герметичной, отмечает специалист. Бескамерные шины выгоднее применять на тракторах сельхоз назначения, уверен Николай Сергеев, продукт-менеджер компании «Клаас-Восток». Они позволяют регулировать давление в зависимости от вида выполняемой операции и условий. Это важно, поскольку оптимальное давление в шинах позволяет увеличить производительность, обеспечить комфортную работу оператора и уменьшить пробуксовку, износ шин, удельное давление на почву и экономить топливо, перечисляет специалист. Кроме того, с бескамерными шинами можно провести быстрый ремонт в поле (установка «грибка»), а из-за отсутствия вероятности быстрой разгерметизации повышается надежность и наблюдается меньший момент инерции, добавляет Сергеев.

Оберегая землю

В последнее время в России вследствие массового поступления сельскохозяйственной техники иностранного производства все чаще отдают предпочтение шинам зарубежного производства. Если целью агрария является сохранение свойств почвы, то потратиться на дорогие шины ему просто необходимо, убежден Рафаилов. Когда же сельхозтехника используется не для уборки урожая и обработки почв, а, например, на транспортных работах, на шинах можно и сэкономить, полагает он. Более щадящему возделыванию земли способствуют мягкие шины, оказывающие минимальное давление на почву. Мягкость же достигается за счет радиальной конструкции шины, определенного состава смеси, а также количества слоев корда, перечисляет Рафаилов. Для уменьшения давления на почву производители увеличивают площадь пятна контакта, применяют мягкий, но прочный каркас с высоким уровнем поглощения вибрации. Благодаря этому шина позволяет верхнему слою почвы вернуться в первоначальное состояние, не уплотняя ее и минимизируя разрушение естественных пустот и каналов, поясняет специалист. Проблеме уплотнения почвы уделяют внимание во многих хозяйствах, в том числе и в агрокомплексе «Мансурово». Основную часть шин здесь составляют бескамерные шины Michelin, позволяющие снизить утрамбовку почвы благодаря большому пятну контакта и низкому давлению, рассказывает директор филиала «Мансурово-Агро» Александр Семеренко. А такие тяжеловесные агрегаты, как зерноуборочные комбайны Claas Lexion 760 и трактор Challenger MT865C решением руководства были приобретены на гусеничном ходу, делится специалист. Производители гусениц для них -фирмы CLAAS и Caterpillar. Шины Michelin имеют повышенное сопротивление к проколам и повреждениям, максимально длительный срок службы и высокую грузоподъемность, доволен Семеренко. Конечно, проблем не удается избежать: в случае прокола оперативно применяются специальные средства для шиномонтажа и ремонта. Изношенные шины меняются на новые, которые всегда есть на складе запасных частей «Мансурово».В хозяйстве «РосАгроАльянс» (Липецкая обл.; растениеводство) на технике John Deere и Bühler используют только бескамерные шины фирм Firestone и Michelin. Все проколы инженеры ликвидируют сами: в хозяйстве есть необходимое оборудование, рассказывает главный инженер Александр Еременко. Качеством шин здесь в целом довольны. А вот эксплуатируемая в «Агробизнесе» (Ярославская обл.) техника может похвастаться самой разнообразной «обувью»: по словам инженера хозяйства Олега Зубкова, у них можно найти шины всех представленных на российском рынке отечественных и зарубежных производителей. Однако не вся продукция одинаково хороша. Лучшими по соотношению цена-качество Зубков признает шины югославского производства, а лучшими по качеству — шины от Goodyear. Отечественные же производители огорчают. По мнению специалиста, «все они отвратительного качества». Проколы в хозяйстве ликвидируют только на дорогих шинах, даже отвозят их на ремонт в другие области, где есть специальное оборудование. Что же касается дешевых, то их проще выкинуть, считает Зубков. Для сохранения оптимальной скорости работы производители совершенствуют форму протектора, продолжает Рафаилов. Например, применение особой формы грунтозацепов позволяет достигнуть хорошей самоочищаемости поверхности от грязи в движении, что, в свою очередь, повышает тяговое усилие. Также форма грунтозацепа способствует хорошему поглощению вибрации, что снижает утомляемость водителя и обеспечивает комфортные условия управления техникой, добавляет специалист. В последнее время становятся популярными шины с направленным рисунком протектора, так как они могут передавать большой крутящий момент, увеличивать сцепляемость с почвой и уменьшать пробуксовку колес, отмечает Сергеев. Такие шины чаще всего используют на ведомых мостах при выполнении основных сельхозработ (вспашка, глубокое рыхление и т. д.). Но существенный недостаток шин с направленным рисунком — невозможность их переустановки без перебортовки колеса с одной стороны на другую. Особое внимание стоит обратить и на шины сверхнизкого давления, уверен старший научный сотрудник ГНУ ВИМ Россельхозакадемии (Москва) Александр Русанов. Такие шины используются, например, на сельхозмашине для внесения удобрений УТЭС Барс 271 производства «Белагроспецмаш» (Белгородская обл.), используемой для внесения жидких и твердых минеральных удобрений, а так же в химпрополке. Преимущество этого энергосредства — низкое давление на почву (порядка 13 кПа), благодаря чему становится возможным внесение удобрений по ранневесенним всходам и работа на переувлажненных почвах, где обычная техника выполнять такую работу не имеет возможности, рассказывает эксперт.

Грамотное хранение

Главная цель при долговременном хранении шин — не допустить потери эксплуатационных свойств, уверены специалисты «СиЭнЭйч-Камаз Индустрия». Ухудшение эксплуатационных свойств является следствием изменения геометрии шины и снижения упругих свойств резины.

Изменение геометрии шины происходит из-за неправильного положения или большой нагрузки при хранении. Правильное положение шин зависит от наличия диска: если диск установлен, шину можно хранить в подвешенном или в уложенном на поддон положении. При отсутствии диска шины лучше хранить в вертикальном положении и вращать раз в месяц, меняя место контакта с опорной поверхностью, рассказывает Батаев. Хранение шин в диагональном положении (так называемой «цепочкой») не допускается, так как это может вызвать деформацию бортов, добавляет Гуро. Он тоже рекомендует хранить шины либо в вертикальном положении, либо невысокими штабелями (не более 4-6 шин в одном штабеле) при соблюдении обязательных условий: все шины в одном штабеле должны быть идентичного типоразмера, а грунтозацепы шин в штабеле — совмещены между собой. Вообще, существует целый ряд правил хранения шин на складе. В первую очередь, это соблюдение температурного режима. Температура в складском помещении должна быть не выше 40°С, а сами шины необходимо защищать от воздействия прямых солнечных лучей, объясняет Гуро. Во-вторых, не допускается хранение шин совместно с жиросодержащими и, особенно, нефтепродуктами: попадание последних на поверхность оказывает разрушающее действие на резиновый состав. Также для резины очень вреден озон, поэтому шины следует хранить вдали от оборудования, действующего с выделением озона, например электродуговой сварки, предупреждает специалист. Помимо этого, не допускается контакт шин с медью и другими корродирующими материалами, добавляет Рафаилов. Евгений Пучин, профессор кафедры ремонта и надежности машин МГАУ им. В. П. Горячкина, убежден, что за последние годы проблема быстрого износа шин из-за неправильного хранения техники в нерабочий период лишь обострилась. Особенно это касается зерноуборочных комбайнов. «Повсеместно нарушаются требования нормативно-технической документации относительно постановки сложной техники на хранение: комбайны оставляют стоять на земле или на бетонном покрытии без вывешивания или постановки комбайна на специальные подставки, — огорчен эксперт. — А ведь тем самым ресурс шин и их срок службы снижается на 30-50%». Но поскольку техника в основном находится в частных руках, ответственность ложится на плечи собственников. На все доводы в пользу грамотного хранения аграрии часто говорят: «Как хочу, так и храню», недоумевает Пучин. По его словам, раньше действовал ГОСТ 7751–2009, предписывавший правила хранения техники, который строго соблюдался, а служба технадзора контролировала, в том числе, вопросы хранения техники. Но теперь она не следит за этим. «Технадзор интересует только техника безопасности да противопожарная безопасность, — сожалеет Пучин. — А ведь всего-то нужно иметь специальные конструкции, подставки, домкрат, чтобы оторвать комбайн от земли на 7-12 см». Эксперт напоминает, что комбайн хранится большую часть года, поэтому его просто необходимо вывешивать, чтобы снизить давление, ставить на подставку и покрывать шины специальным восковым составом от озонового растрескивания. Безусловно, заботящиеся о своем бизнесе аграрии заинтересованы в том, чтобы правила хранения техники соблюдались. Например, Еременко из «РосАгроАльянса» как главный инженер строго следит за тем, чтобы вся техника хранилась правильно: комбайны были вывешены, а шины — обработаны специальным составом.

В «Мансурово» также строго следят за соблюдением норм хранения сельхозтехники и шин, делится Семеренко. Контроль осуществляют специалисты инженерно-технической службы филиала «Мансурово-Агро».

Забытые технологии и институты
Еще в советское время ГНУ ВИМ Россельхозакадемии разработал и провел испытания конструкции инструментов для выполнения шиномонтажа в полевых условиях, вспоминает старший научный сотрудник ГНУ ВИМ Россельхозакадемии (Москва) Александр Русанов. Но сегодня такие устройства не производят, сожалеет эксперт. По его словам, многие хорошие разработки либо забыты, либо стали невыгодными. Раньше исследовательские институты тесно сотрудничали с Днепропетровским, Московским, Ярославским, Волжским, Белорусским шинными заводами. В Каменке и Армавире существовали испытательные станции, где проходила апробация шин с щадящим воздействием на почву. А сейчас конструкторские бюро заводов по изготовлению шин с НИИ практически не контактируют: и рады бы, да средств на это нет. Да и никто особо не заинтересован в нашем сотрудничестве, сожалеет эксперт.
Сжигать нельзя, только перерабатывать
Утилизация шин является острейшей проблемой, уверен профессор кафедры ремонта и надежности машин МГАУ им. В. П. Горячкина Евгений Пучин. В нашей стране не хватает производства по утилизации, говорит эксперт, а ведь оно выгодно: из отработанных материалов можно делать, например, покрытия для стадионов, коврики для спортсменов и т. д.
Старший научный сотрудник ГНУ ВИМ Россельхозакадемии (Москва) Александр Русанов вспоминает, что в подмосковном Чехове раньше работал завод по утилизации отработавших свой срок шин, где из старых переработанных «покрышек» производили, в частности, резино-кордовые дорожки для стадионов. Но сейчас шины чаще всего просто вывозят на свалку или сжигают, что энергозатратно и вредит экологии, рассуждает эксперт. Поэтому должно быть обоюдовыгодное сотрудничество государства и аграриев, уверен он.
Показать еще
Статьи по теме



Рекомендации
Реклама