Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!
Мгновенное охлаждение
Женя Чернышова
Агротехника и технологии
12 марта 2014
Сегодня ни одно молочное предприятие нельзя представить без танка-охладителя. Устройство и функции этого оборудования кажутся предельно простыми, возможно, поэтому многие не уделяют ему должного внимания. И напрасно. Ведь этот, на первый взгляд, не сложный агрегат позволяет производителям сохранить качество молока, а значит, и собственные средства.
журнал «Агротехника и технологии»
январь-февраль 2013

Как известно, технический регламент на молоко и молочную продукцию (№88-ФЗ) внес некоторые коррективы в работу молочных ферм и переработчиков. Предел допустимой бактериальной обсемененности молока теперь должен быть существенно ниже, однако добавлять антибиотики для решения этой проблемы по новому закону запрещено. Их наличие в молочной продукции полностью исключается. Молоко подразделяется на три сорта: высший, первый и второй. Несортовое молоко, которое не подпадает под эти категории, заводы принимать не станут. Один из способов повысить сортность — внедрить в хозяйстве систему мгновенного охлаждения молока. Если несколько лет назад без этих технологий можно было обойтись, то сейчас они стали незаменимы на любом молочном производстве.

Основные игроки

Четкой статистики по количеству проданных охладительных систем теми или иными компаниями пока нет. Поставщики зарубежной техники по разным причинам не афишируют количество проданного и смонтированного оборудования.

При этом основные игроки на рынке те же, что были раньше, говорит Дмитрий Демчук, генеральный директор компании VSETANKI.RU (поставщик систем для охлаждения молока и запасных частей для охладителей молока различных европейских производителей, Москва). По его словам, пальму первенства делят GEA Farm Technologies (Германия) и DeLaval (Швеция) — компании, имеющие наибольшую долю рынка продаж доильного и холодильного оборудования и обладающие разветвленной дилерской и сервисной сетью по всей стране. Далее следуют Fabdec (Германия), Wedholms (Швеция), Frigomilk (Италия), PАСКО (Бельгия) и SERAP (Франция). Продукция этих компаний доказала свою надежность многолетней работой и приобрела авторитет на рынке танков-охладителей молока, не сомневается Демчук. Также по его словам, в течение последних нескольких лет растут продажи танков компании MilkPlan (Греция), которые уже заняли свою нишу и завоевали определенную часть клиентской аудитории. Есть и достаточно «свежие» компании, такие как PRO-INOX (Франция), еще только выводящие свою продукцию на российский рынок и доказывающие жизнеспособность в условиях достаточно сильной конкуренции, приводит пример специалист. В агрохолдинге «Авангард» (Московская область, растениеводство, животноводство, 2910 голов КРС) установлены 16 горизонтальных танков закрытого типа объемом 4, 5, 7 и 10 т производства компаний Mueller (Голландия) и DeLaval. Выбор этот, сделанный более 12 лет назад, был связан с приемлемой ценой и доступностью сервисного обслуживания на тот период времени, вспоминает главный технолог компании Дмитрий Марченко. «Сегодня нам эти танки подходят только частично, что связано с их недостаточным объемом. Теперь планируем закупать по 18 000. При этом часть старых танков мы продолжим использовать на комплексе (для бракованного молока, в родильном отделении, а также в санитарной зоне — изоляторе)», — делится планами специалист. Для своего нового комплекса агрохолдинг планирует приобрести горизонтальные танки закрытого типа компании PАСКО. Основные причины выбора этой компании — доступное сервисное обслуживание, то есть наличие запасных частей и специалистов по обслуживанию (не менее чем в четырех организациях в радиусе 150 км) и отсутствие нареканий со стороны потребителя. «Конечно, нарекания могут быть по работе любой техники, — рассуждает Марченко, — многое здесь зависит от квалификации обслуживающего персонала на фермах. Но танки компании PАСКО я видел на многих фермах, находящихся в странах с жарким климатом (Испания, Израиль), а там, где жара круглый год, люди умеют выбирать кондиционеры и прочую климатическую технику».На крупнейшем комплексе компании «Русмолко» (Пензенский район, животноводство, 8 тыс. голов) тоже установлены горизонтальные танки-охладители закрытого типа. Здесь используются три танка-охладителя, рассчитанные на единовременное хранение 40 т молока, из них два танка объемом по 30 т и один объемом 10 т. В 2008 году «Русмолко» планировала строительство и реконструкцию сразу нескольких молочных комплексов. Изучив конъюнктуру рынка и опыт ведущих производителей молочной отрасли, специалисты компании пришли к выводу о целесообразности приобретения полного комплекта нового оборудования для своего крупнейшего комплекса в Наровчатском районе (в том числе танков-охладителей) у немецкой компании BouMatic. «Эта компания является одним из лидеров по производству промышленного оборудования для молочной отрасли, кроме того, BouMatic предложила конкурентные цены — гораздо ниже цен российских производителей на подобное оборудование. К тому же специалисты фирмы взяли на себя монтаж и наладку поставленного оборудования», — рассказывает заместитель генерального директора компании Владимир Резниченко. На племзаводе «Родина» (Вологодская область, 5012 голов) установлено оборудование фирмы DeLaval, а также отечественные танки. Всего на предприятии 13 охладительных машин. По словам генерального директора хозяйства Геннадия Шиловского выбор зарубежного поставщика объясняется просто: в комплекте с доильным оборудованием DeLaval поставлялось еще и холодильное. Кстати, что касается отечественных танков, то они в два раза дешевле зарубежных и по качеству не уступают, замечает специалист. «И те и другие работают нормально. И на отечественном, и на импортном оборудовании электроника и комплектация сейчас очень высокого качества», — доволен Шиловский.

Критерии выбора

Тип системы

По оценкам Демчука, большую часть реализуемых в настоящее время танков-охладителей составляют новые танки закрытого типа непосредственного охлаждения с автоматической системой промывки, рассчитанные на два и четыре заполнения до 15 т. Далее идут танки открытого типа непосредственного охлаждения на два и четыре заполнения вертикального типа (доля горизонтальных танков открытого типа гораздо меньше, несмотря на большую площадь теплообмена и удобство промывки по сравнению с вертикальными танками).

Особняком стоят танки с интегрированной системой льдоаккумуляции, использующие в качестве хладагента промежуточный теплоноситель (ледяную воду), циркулирующий по замкнутому контуру. «Такие танки имеют большое количество конкурентных преимуществ по сравнению с танками «классической» системы охлаждения, в частности, возможность реализации принципа мгновенного охлаждения молока без привлечения стороннего источника холода. Благодаря этому они пользуются неизменной популярностью у потребителей», — объясняет Демчук. Замыкают список системы для мгновенного охлаждения молока — льдоаккумуляторы и водоохладители (пленочные чиллеры). В основном они применяются на крупных молочно-товарных фермах, добавляет специалист. По словам Дмитрия Вигандта, менеджера по продукции компании DeLaval (дилеры оборудования), из более чем трех тысяч танков-охладителей, реализованных компанией с 2004 года на территории России, Украины, Белоруссии, стран Средней Азии и Кавказа, соотношение открытых и закрытых танков составляет примерно 50% на 50%. В некоторых регионах нашей страны менее 30% ферм оборудованы холодильной техникой, поэтому предпосылок к изменению этого соотношения пока нет, считает специалист.«Популярность открытых танков обусловлена тем, что они дешевле закрытых, — поясняет Вигандт. — Конечно, с точки зрения сохранности качества молока, закрытые танки имеют меньше факторов риска, меньше влияния человеческого фактора, но с должным соблюдением норм гигиены при работе с молоком и открытые охладители успешно справляются со своей задачей». Если сравнивать вертикальные и горизонтальные системы, то первенство явно удерживают горизонтальные. Вертикальные танки пока еще не очень популярны, замечает он, хотя и имеют ряд преимуществ, одно из которых — компактность. К недостаткам такого оборудования специалист относит саму вертикальную конструкцию, из-за которой эти танки не столь быстро работают и больше подходят для хранения уже охлажденного молока.

Цена-качество

По мнению Марченко, основополагающим ориентиром для выбора охладительного оборудования являются доступность сервисного обслуживания, а также быстрота и качество охлаждения. Также не стоит сбрасывать со счетов способность танка удерживать набранную температуру (на эту важную характеристику редко обращают внимание): из-за перебоев с электричеством такое свойство оборудования может играть решающую роль, объясняет специалист. «Приобретая оборудование, мы, в первую очередь, ориентируемся на качество работы агрегата, — подтверждает Шиловский из «Родины». — А чтобы танк стабильно работал, меньше выходил из строя, необходимо, чтобы была обеспеченность запасными частями».

Рабочий объем

По наблюдениям Вигандта из DeLaval, при надоях 20-25 литров молока на голову наиболее популярными объемами танков-охладителей являются 5 т и 10 т. Они подходят для традиционных размеров российских ферм с поголовьем в 200-400 голов, рассказывает специалист. Также, по его словам, большинство хозяйств выбирают танки из расчета, что молоко из них будет забираться раз в сутки. То есть объем танка должен соответствовать суточному надою фермы. При этом часто вместе с большим закрытым танком берут небольшой открытый для хранения некондиционного молока, чтобы впоследствии использовать его для выпойки телят. А крупные хозяйства, где дойка продолжается практически круглосуточно, стараются ставить два танка равного объема, чтобы в то время когда один танк освобождается и моется, второй был доступен для приема молока», поясняет Вигандт.«Для нас выбор танка-охладителя зависит от многих факторов, — говорит Резниченко из «Русмолка». — Это и график доения, и цикличность вывоза молока с предприятия, и количество производимого молока. Все эти пункты мы учли при проектировании фермы и, соответственно, еще на стадии проекта планировали приобретение танков-охладителей определенного типа и мощности. В хозяйстве используются три танка-охладителя, рассчитанные на единовременное хранение 40 т молока. Из них два объемом по 30 т и один объемом 10 т молока». Дмитрий Субботин, коммерческий директор компании «Агроальянс» (Нижний Новгород, растениеводство, животноводство) считает, что одним из основных достоинств хорошего танка-охладителя является время охлаждения молока. «Мы в хозяйстве используем танки-охладители фирмы Westfalia, — рассказывает он. — За минимальное количество времени это оборудование максимально охлаждает необходимый нам объем». Вторая важная его особенность — это удобная система промывки. «В любом танке всегда должен храниться минимальный объем молока, — говорит Субботин. — А те танки, которые мы используем, как раз позволяют хранить минимальный объем молока без потери качества».

Вторичное оборудование

Стоит также отметить, что в России существует рынок вторичного оборудования, поставляемого из Европы. К сожалению, основное объяснение этому явлению одно — отсутствие денежных средств у российских сельхозпроизводителей на покупку нового оборудования, рассуждает Демчук. По его подсчетам, разница стоимости старых и новых танков колеблется от 1,5 до 2 раз, что довольно часто служит основным аргументом при принятии решения. Однако при покупке подержанного оборудования стоит быть особенно внимательным: обращать внимание на степень реновации, репутацию поставщика и гарантийные обязательства, советует специалист. Впрочем, большинство аграриев предпочитают не рисковать и работают на новом оборудовании. Конечно, оно выливается компаниям в копеечку, но зато защищает от сюрпризов и поломок. Так, все танки-охладители, установленные в «Русмолко», новые (2010-го года). Поскольку специалисты компании тщательно подошли к вопросу оснащения комплекса, все технические характеристики функционирующих танков предприятие полностью устраивают. В «Агроальянс» оборудование тоже было поставлено «прямо с конвейера». В хозяйстве свой выбор объясняют просто: приобрели танки Westfalia, поскольку знали обо всех достоинствах и недостатках этой техники. «Так как мы являемся дилером Westfalia, логично было поставить то оборудование, которое изучили и на котором давно работаем. Да и проблем с тем, чтобы приобрести совершенно новые охладители, у нас не было», — объясняет Субботин. Но случаются и неожиданности. «Бывает так, что покупаешь новое оборудование, а на деле оно оказывается б/у, — негодует Шиловский из «Родины». — И от этого, к сожалению, никто не застрахован».

Ценовой вопрос

О выборе танка-охладителя написано уже достаточно много, но всегда в основе подбора лежат следующие критерии: количество голов дойного стада, максимальная продуктивность, количество доек в день и периодичность отгрузки молока с фермы. Сравнивая ценовые предложения разных поставщиков, покупатели зачастую выбирают самое дешевое оборудование, не вдаваясь в подробности спецификации. А ведь танк одного и того же объема может быть оборудован холодильными агрегатами разной мощности, обращает внимание Вигандт из DeLaval. Мощность обеспечивает разные классы охлаждения, например, 2ВII или 4ВII, объясняет специалист. «Так, танк класса 4ВII дешевле, потому что рассчитан на 4-х кратное поступление молока. Он оборудован менее мощными агрегатами и идеально подойдет для фермы, где ежедневно проводится четыре дойки. Но если такой же танк купит хозяйство с двумя дойками в день, то объем молока, получаемый с одной дойки, будет охлаждаться 5 часов вместо положенных 2,5, что приведет к потере качества молока и повышенной бактериальной обсемененности», — предупреждает Вигандт. Мало кто говорит об этом, но достаточно часто выбор конечного потребителя определяется не осознанным желанием приобрести конкретную технику, а отношениями с продавцом, предлагающим определенный тип оборудования, недоумевает Демчук из VSETANKI.RU. «Если такой подход идет на пользу всем сторонам и делу, то его можно только приветствовать. Но поговорка «Доверяй, но проверяй» всегда актуальна. Тем более в наше время, когда получить информацию, провести ее систематизацию и анализ не представляет труда благодаря интернету», — рассуждает специалист. Прежде всего, необходимо понимать, что ставится во главу угла, продолжает Демчук. Есть критерий стоимостный, есть критерий качественный, а есть их сочетание. Дешево и качественно — не про танки-охладители, уверен он. «Если необходимо дешево — добро пожаловать в сектор реновированного оборудования или оборудования экономкласса. Здесь вы, безусловно, сэкономите, но будьте готовы к достаточно серьезным вложениям в недалеком будущем», — предостерегает он. Действительно, многие покупатели зачастую ориентируются только на цену, полагая, что танк-охладитель — незатейливое оборудование и на нем можно сэкономить, — соглашается Вигандт. — Но скупой платит дважды: сэкономив, клиент впоследствии сталкивается с некачественной сборкой и ненадежным оборудованием, которое часто ломается». Отсутствие информации или нежелание потратить время на получение дополнительных знаний является основной причиной возможных переплат и финансовых потерь, считает Демчук. Рынок охладителей молока имеет свою структуру, в которой условно существуют продукты «эконом», «стандарт/бизнес» и «премиум-класса». Поэтому необходимо смотреть, из какого материала изготовлен танк (сравнить марку стали и веса соответствующих по объему танков разных производителей), его форму (цилиндр/эллипс), узнать, кто производит узлы и компоненты (Европа/Китай), что используется в качестве управляющего механизма (программатор механический или электронные платы), что включено в качестве стандарта и опционного оборудования, на сколько заполнений рассчитан танк (2, 4 или 6).Однако, как правило, весь анализ ограничивается вопросом об объеме танка и его стоимости, поэтому разница стоимости танков в 3-5% воспринимается конечным потребителем, как желание «побыстрее разбогатеть», а не наличием качественных и количественных отличий оборудования, сетует Демчук.

Надежный как танк? «В нашей практике бывало всякое, — вспоминает Марченко из «Авангарда». — Однажды из-за аварии в электросетях прокисло все молоко. Но вина за это лежит на поставщике электричества». По словам агрария, охладители чаще всего приходится ремонтировать по мелочам, что в основном связано с качеством воды (выход из строя тэнов, накипь на форсунках промывки и др.) «А вот из-за перепадов напряжения горят платы, и это беда, ведь их стоимость 20-40 тыс. рублей», — переживает Марченко. Еще одна частая причина поломок — неграмотность и халатность обслуживающего персонала. Люди пытаются додумать за производителя конструкцию и предназначение элементов танка, а заканчивается все дорогостоящим ремонтом. Хотя, если использовать оборудование грамотно, прослужит оно долго и менять его нет особого смысла — перспективных новинок на рынке не появляется, заключает специалист. Проблемы с емкостью танка или испарителем возникают не часто, говорит Вигандт. Чаще выходят из строя холодильно-компрессорные агрегаты — там больше «капризных» частей. Впрочем, и они не являются чем-то особенным и при наличии грамотной сервисной службы ремонтировать их не сложно. Интересно, что в компании «Русмолоко» в ходе эксплуатации оборудования вообще не столкнулись с какими-либо сложностями. Что касается внешних факторов, как, например, отключение электричества, то они не могут влиять на работу танков-охладителей, говорит Резниченко. Дело в том, что в соответствии с проектом на предприятии установлен дизель-генератор, который обеспечивает оборудование фермы энергией в случае отключения электричества. В случае аварии в первую очередь обеспечивается вращение доильной системы «карусель» и работа танков охлаждения молока.

При грамотном техническом обслуживании, своевременной замене запчастей оборудование служит очень долго. Так, срок эксплуатации пищевой нержавеющей стали, из которой изготовлены танки охладители — 30-40 лет», — подчеркивает Резниченко. Важным условием долгой и бесперебойной работы охлаждающего оборудования является наличие грамотных специалистов монтажа и сервиса, констатирует Вигандт. Если ремонт и сервис проводятся небрежно, то любая, даже самая высококачественная техника доставит клиенту больше хлопот, чем пользы. С одной стороны, танк — не сложное оборудование и при грамотном монтаже и своевременном обслуживании прослужит долго и надежно. С другой — он достаточно сложен для того, чтобы обслуживать и ремонтировать его самостоятельно. Кроме того, необходимы специальные инструменты — вакуумметры, течеискатели и т. д. Да и медный трубопровод, и специальная нержавеющая сталь при необходимости требуют специальных навыков пайки и сварки, замечает Вигандт. Демчук из VSETANKI.RU считает, что срок службы охладителей можно значительно продлить, если соблюдать определенные условия эксплуатации. «На работоспособность танков-охладителей всегда оказывают влияние разнообразные внешние причины, — отмечает он. — Правильная подготовка помещения и качественный монтаж, бесперебойное энергоснабжение (автоматы защиты, резервные генераторы и т. п.), обеспечение качественной водой и моющими средствами, а также своевременное проведение планового осмотра и ТО оборудования — вот параметры, которые должны быть соблюдены обязательно. В результате оборудование будет долгие годы безотказно работать, принося прибыль. Нарушение же правил эксплуатации и установки может привести к частичным отказам или полному выходу из строя танка-охладителя любого производителя. Поломки охладителей на племзаводе «Родина» носят, скорее, технический характер. «У импортного оборудования выходят из строя компрессоры, вот недавно только меняли, — сетует Шиловский. — Про отечественные танки пока сказать не могу: их приобрели всего три года назад, и за это время они пока еще не ломались». Если что-то случается, всегда приходится искать запчасти, продолжает аграрий, но это обычное явление и никаких сложностей не вызывает. Но когда выходит из строя рубашка охлаждения — это проблема, ее не починишь. «Совсем недавно четыре импортных холодильника пришлось из-за этого выбросить, — досадует гендиректор, — а до того момента исправно работали около десяти лет».

Танки-охладители будущего

Производство танков-охладителей является довольно устоявшейся и консервативной отраслью, в которой сложно предложить что-либо новое, считает Демчук. Тем не менее существует ряд усовершенствований, имеющих целью упростить взаимодействие конечного потребителя с оборудованием. С ним соглашается Вигандт. Никаких революций за это время не произошло, говорит специалист, основные изменения обусловлены появлением новых систем доения, например систем добровольного доения. К примеру, в обычных доильных системах танк-охладитель должен быть заполнен молоком на 5-10% от своего объема, чтобы охлаждение началось. При средней скорости потока молока, равной 1,6 л/мин., обычно встречающейся в роботизированных системах доения, и в зависимости от объема танка-охладителя может понадобиться несколько часов, чтобы заполнить такой объем. По этой причине специалисты и разрабатывают способы охлаждения для работы с системой добровольного доения, обеспечивающие сохранение качества молока, поясняет Вигандт. Есть и другие интересные изобретения. Большинство производителей в настоящее время в качестве опций предлагают установку GSM-модуля, отправляющего сообщения о работе танка и возможных неисправностях на мобильный телефон фермера, рассказываем Демчук. А компания «PАСКО» разработала новый аппарат промывки iControl c использованием дисплея «тач-скрин». Теперь помимо основных, ранее существовавших функций, у фермеров появилась возможность в случае возникновения неисправности получить деталировку неисправного узла и мгновенно произвести заказ с указанием каталожного номера.

По мнению Демчука благодаря этой разработке время реагирования и восстановления рабочих параметров оборудования существенно уменьшается. Также нет необходимости в дополнительном выезде сервисного инженера (снижается стоимость затрат на вызов сервисной бригады).И все же специалист считает, что кардинальных изменений в устройстве танков-охладителей не предвидится. «Единственная тенденция, которая, на мой взгляд, достаточно четко просматривается — это уход на крупных фермах от классических танков охлаждения и применение систем мгновенного охлаждения молока, которые позволяют максимально сохранить исходное качество молока», — резюмирует он. По мнению Вигандта, сейчас гораздо важнее стремиться к изменению сознания российских фермеров. Огромное количество хозяйств работает на допотопном охлаждающем оборудовании или не имеет такового вообще. Речь идет даже не о несоблюдении технического регламента на молочную продукцию, а о неумении грамотно вести финансовую деятельность. «Недостаточно охлажденное или совсем не охлажденное молоко теряет свои качества и цену, — напоминает специалист. — Поэтому нашим молочным животноводам необходимо научиться быть хозяевами своей прибыли, и я надеюсь на серьезные положительные изменения в этом направлении».

Грамотная эксплуатация
Сергей Макаров, руководитель участка технологического процесса завода в Чехове Группы компаний Danone-Юнимилк

Для охладительных танков всех типов важно не только добротное исполнение сварных швов и подгонки катанных деталей, но и дизайн мешалки и точное расположение моечных головок, так как от этого зависит качество мойки оборудования. Для танков наружного исполнения важно качество термоизоляции. Напротив, для охладителей, находящихся в помещении, это не так важно, поскольку на них меньше действует перепад температур внешней среды. Не менее существенную роль играет дизайн (внутренней части, силового каркаса и наружной рубашки, правильность выбора толщины металла), обеспечивающий долговечность и надежность использования.
Срок безаварийной службы танка может составлять 10−15 лет и более. В некоторых случаях причиной неисправности танка служит неправильная установка оборудования. Например, если силовой каркас алькова танка неподвижно привязан к зданию, то возможны нарушения гермeтизации. Или если при изготовлении наружной рубашки не предусмотреть скользящих соединений (в этом случае при изменении температур из-за сокращения или расширения металла возникнут зоны напряжения металла или его деформации, и в местах возникновения подобного напряжения начнут образовываться трещины).
Показать еще
Статьи по теме


Рекомендации
Реклама