USD

79.073 (0,12%)

EUR

92.832 (0,67%)

MOEX

2910.25 (-0,58%)

BRENT

41.68 (-2,78%)

Пшеница

549.2 (-0,18%)

Сахар

13.05 (-3,40%)

USD

79.073 (0,12%)

EUR

92.832 (0,67%)

MOEX

2910.25 (-0,58%)

BRENT

41.68 (-2,78%)

Пшеница

549.2 (-0,18%)

Сахар

13.05 (-3,40%)

USD

79.073 (0,12%)

EUR

92.832 (0,67%)

MOEX

2910.25 (-0,58%)

BRENT

41.68 (-2,78%)

Пшеница

549.2 (-0,18%)

Сахар

13.05 (-3,40%)

Аналитика

ВЭБ прогнозирует падение реальных доходов населения на 17,5%

Из-за ограничительных мер и обвала цен на нефть ВВП по итогам года может снизиться на 3,8%, а одной из наиболее пострадавших отраслей окажется торговля

Пока продажи ритейлеров падают, производители начинают напрямую поставлять товары покупателям
А. Гордеев
Пока продажи ритейлеров падают, производители начинают напрямую поставлять товары покупателям
А. Гордеев

Из-за режима самоизоляции и падения цен на нефть во втором квартале 2020 года российская экономика может упасть на 18%, а реальные располагаемые доходы населения — на 17,5%. Это будет предельная точка спада, после которой должно начаться постепенное восстановление, следует из апрельского прогноза Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ.

По итогам 2020 года сокращение ВВП составит 3,8%, однако в 2021-м экономику ждет быстрое V-образное восстановление: она вырастет на 4-4,8%. Сильнее всего из отраслей в этом году пострадают гостиничный бизнес и сфера общественного питания (−22,2%), культура и спорт (−21,2%), транспорт (−10,6%), оптовая и розничная торговля (−4,3%), следует из базового сценария ВЭБа.

По оценке гендиректора агентства InfoLine Ивана Федякова, продажи в ритейле в апреле упадут на 30-40%, в общепите — минимум на 50% после ажиотажа в марте и введения ограничений из-за коронавируса, сообщает «Интерфакс». «Нас ожидает тотальный обвал, потому что уже в апреле, когда население физически сидит дома, ограничено в перемещении, о каком объеме продаж тут можно будет говорить? Будет снижение гораздо глубже, чем в кризисы предыдущих лет», — сказал Федяков (цитата по «Интерфаксу»).

В последние недели трафик устойчиво падает по сравнению с пиковым спросом, который наблюдался 16-17 марта, рассказал «Агроинвестору» представитель Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). «В магазинах «у дома» падение составило 20-30%, в гипермаркетах — 40-60%. При сравнении прошлой недели с аналогичным периодом 2019 года падение также наблюдается, но не такое большое: примерно 8-10% в зависимости от сети», — говорит он. По его словам, есть ожидания, что во втором квартале падение выручки в рознице может составить 25% и больше, по сравнению с первым кварталом этого года.

В АКОРТ также зафиксировали замедление роста среднего чека. Под ударом в текущий кризис находятся, прежде всего, несетевая розница, небольшие магазины и региональные сети. «Федеральных [ритейлеров] это, конечно, коснется с точки зрения ухудшения финансовых показателей, но вопрос о жизни и смерти не стоит, конечно», — говорил председатель президиума АКОРТ Сергей Беляков (цитата по «Интерфаксу»).

Оценки Центра экономического прогнозирования Газпромбанка по падению розничного товарооборота в апреле относительно аналогичного периода прошлого года в целом похожи — около 40%, комментирует руководитель центра Дарья Снитко. «При этом розничный товарооборот примерно на половину состоит из продовольственных товаров, по которым снижения продаж почти не будет, и непродовольственных — по аналогии с таким показателем в странах, где карантинные мероприятия действуют уже с начала марта, сжатие товарооборота будет до 80% в зависимости от сегмента», — рассказала она «Агроинвестору». По итогам года центр ожидает, что продажи в розничных сетях сократятся в номинальном выражении на 3-4%, но в реальном выражении падение составит до 8-9% относительно 2019 года.

Аналитики «ВТБ Капитала» в своем обзоре отмечают, что сети сейчас показывают падение продаж на 10-95% по различным форматам, что обусловлено покупками про запас в предыдущие недели, мерами социального дистанцирования и давлением на потребительский спрос, пишет «Интерфакс». «Ключевые вопросы — как долго продлится карантин, как изменится поведение покупателей в течение оставшейся части 2020 года, и сколько из существующих в настоящий момент компаний останется на плаву. Общие перспективы остаются неопределенными», — отмечают аналитики.

В то время, когда офлайн-ритейл фиксирует падение продаж по всему обороту розницы, онлайн-продажи растут, при этом производители продуктов питания начинают продавать свои товары напрямую потребителям. Спрос на интернет-покупки частично компенсирует падение оффлайновых продаж, пишут «Ведомости».

Так, «Чистая линия» (выпускает мороженое и молочную продукцию) фиксирует рост числа заказов в 2,5 раза: если до введения режима самоизоляции компания выполняла 1 тыс.  заказов в день, то сейчас — около 2,5 тыс. В пять раз по сравнению с февралем выросло число заказов тепличных овощей липецкой компании «Долина овощей», и из-за возросшего спроса компании пришлось увеличить число водителей и парк автомобилей.

 У кондитерской фабрики «Победа» продажи в денежном выражении в марте выросли на 35% год к году. Выручка собственного интернет-магазина «Победы» в марте увеличилась на 90% год к году, количество заказов — более чем на 70%. «Умалат» запустил собственный интернет-магазин в ноябре прошлого года, а сейчас из-за роста популярности оперативно его доработал и пытается сократить время обслуживания заказа.

Те производители, у которых нет собственных онлайн-магазинов, идут на маркетплейсы, где также видят повышенный спрос. Например, агрохолдинг «Степь» (входит в АФК «Система») запустил торговлю на Ozon в 2019 году. Сейчас компания продает там крупы, сахар, фасованные орехи и т. д. По сравнению с февралем в марте отгрузки для Ozon.ru увеличились почти вдвое. Пока на интернет приходится небольшая часть продаж производителей. У «Чистой линии» и «Степи» - по 10%, у «Долины овощей» - около 1%. «Степь» в ближайшие два года планирует увеличить долю онлайн-продаж до 30%.

Ситуация с коронавирусом придаст импульс онлайн-продажам повседневной продукцией, считают эксперты Nielsen. «Опыт Китая показывает, что COVID-19 действительно заставил потребителей пересмотреть отношение к онлайн-покупкам: 89% опрошенных сказали, что после завершения карантина намерены совершать больше покупок товаров повседневного спроса в интернете, особенно свежей продукции», — говорит директор по работе с ритейлерами «Nielsen Россия» Константин Локтев (цитата по сайту компании).


Загрузка...

реклама