Особенности и перспективы применения цифровых технологий в АПК

Во многих регионах проникновение IT в сельское хозяйство остается низким

Степень проникновения IT-технологий в АПК России в целом пока невелика, но уже сейчас выделяются регионы-лидеры по цифровизации агросектора. Очевидно, что самыми продвинутыми с точки зрения развития АПК являются южные регионы страны, что объясняется благоприятными климатическими условиями и наличием плодородных почв: это Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область. В этих регионах сконцентрировано много крупных агрохолдингов, соответственно и уровень проникновения технологий в эту сферу выше, чем в среднем по стране. Этому способствуют и региональные власти, и сами компании. Крупные агрохолдинги имеют самый высокий показатель проникновения IT-технологий среди российского АПК в целом, благодаря финансовым возможностям и наличию квалифицированных кадров. В регионах юга России крупные компании уже довольно широко используют технологии искусственного интеллекта, дистанционного мониторинга посевов с помощью беспилотников и спутников, создают цифровые двойники полей, активно применяются технологии точного вождения.

Еще один регион с высоким уровнем проникновения цифровизации в сельское хозяйство — Татарстан. Это связано, в первую очередь, с политикой региональных властей, которые активно занимаются цифровизацией экономики в целом, инвестируют в подготовку кадров. Сельское хозяйство — только часть программы, но и ему уделяется большое внимание, например, на прошедшем в сентябре форуме Kazan Digital Week примерно половина всей выставки была посвящена именно AgroTech.

В остальных регионах ситуация хуже. Есть отдельные успешные примеры, но они связаны с присутствием больших агрохолдингов.  

Во многих регионах проникновение IT в сельское хозяйство остается низким. В этом вопросе очень важна позиция региональных властей. Очень часто, к сожалению, цифровизация просто лозунг или строка в отчете для федеральных властей, которая абсолютно бездумно и формально навязывается компаниям. И это приводит исключительно к обратным результатам. Ну а там, где есть понимание, что это реальный инструмент повышения эффективности бизнеса, экономики региона в целом, процесс идет гораздо лучше. 

Хотя технологии активнее внедряются в южных регионах с плодородными почвами, на самом деле такие инструменты могут оказаться особенно полезны в зонах рискованного земледелия. Это, например, северо-запад России — Ленинградская, Новгородская, Псковская, Калининградская области. Правда, пока местные компании не обладают достаточным финансовым ресурсом и находятся в начале пути цифровизации.

По оценкам многих экспертов, в ближайшие десятилетия Сибирь может стать мировым центром производства сельскохозяйственной продукции. Во многом это связано с климатическими изменениями, когда традиционные аграрные районы становятся все менее пригодными для сельского хозяйства. А в Сибири колоссальный потенциал по неиспользуемым сельхозземлям. Их выявление, оценка, ввод в оборот — сложно реализуемая задача, если не применять современные цифровые инструменты.  

Изменение климата оказывает все большее влияние на деятельность сельхозпроизводителей. Многократно увеличилась частота различных природных катаклизмов (град, засухи, наводнения), которые непосредственно влияют на сельское хозяйство. Кроме того, климат в целом становится более нестабильным, сельхозпроизводителям сложнее полагаться на предыдущий опыт, в том числе по срокам проведения тех или иных операций, например, сева. Современные системы мониторинга помогут принять правильное решение.

Финансовая стабильность и управление рисками крайне важны для любого бизнеса, в том числе и в агросекторе. Одним из механизмов является агрострахование, которое в последние годы очень активно растет. Сделать его прозрачней как страховщиков, так и страхователей можно с помощью цифровых инструментов.

В целом в новых условиях АПК развивается лучше, чем многие другие отрасли. Проникновение IT-технологий в эту сферу было сравнительно небольшим, поэтому отсутствие западных решений не так болезненно. Тем не менее, некоторые сложности есть. Например, с обслуживанием западной техники — более 75% рынка сельскохозяйственной техники в 2021 году приходилось на иностранные компании. Но, как рассказывают эксперты из этой сферы, компании постепенно учатся работать в таких условиях, находят возможности для ремонта и обслуживания в тех случаях, когда официальный сервис больше недоступен. Кроме того, появляется российская и белорусская техника. Она во многом не хуже, и если будет налажен хороший сервис, то эта проблема будет решена довольно быстро. Правда, есть довольно большие проблемы с системами точного вождения в связи со сбоями в работе навигационных систем. 

Сейчас развитие технологий в АПК идет на трех уровнях: отдельные компании, регионы и федеральный уровень. Сейчас основной фокус по объемам финансирования сделан на развитии федеральных информационных систем, связанных с технологиями в этой сфере. Есть программа «Цифровизация сельского хозяйства» до 2030 года, она довольно обширная, в ней есть много хороших грамотных решений, в том числе по использованию искусственного интеллекта.

Развивается единая федеральная информационная система о землях сельскохозяйственного назначения ЭФИС ЗСН, ФГИС «Сатурн» для обеспечения учета партий пестицидов и агрохимикатов, ФГИС «Зерно» для обеспечения прослеживаемости партий зерна и продуктов его переработки и ряд других. Их внедрение проходит не без проблем и сопротивления со стороны сельхозпроизводителей как из-за различных технических проблем, так и из-за нехватки ресурсов.

Есть инициативы на уровне регионов, которые идут параллельно с развитием федеральных систем, в частности, как в Татарстане. Есть инициативы компаний — здесь сложность состоит в том, что если крупные игроки развивают технологии довольно активно и успешно, то мелкие почти совсем этим не занимаются. В целом общая динамика развития положительная, но, на мой взгляд, темпы внедрения могли бы быть выше, особенно со стороны компаний, потому что пока инвестиции в технологии в абсолютных цифрах невелики. 

Автор — генеральный директор компании Syncretis.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Загрузка...