Чем мы будем кормить детей?

Почему не все инициативы, касающиеся рынка молочных смесей для детей раннего возраста, хороши, чем грозит повышение пошлин на ввоз ЗГМ, и появится ли такая продукция из российского сырья.  

В последнее время молочные смеси для детей раннего возраста — так называемые заменители грудного молока (ЗГМ) — попали в фокус внимания сразу трех федеральных органов власти России. Министерство сельского хозяйства включило проекты по созданию соответствующих производственных мощностей в список субсидируемых в части капитальных затрат; Госдума рассматривает законопроект о полном запрете рекламы ЗГМ, в том числе на проведение промо-акций; в Совете Федерации обсуждаются различные инициативы по ЗГМ, в частности, повышение таможенных пошлин на импорт готовых к употреблению смесей с нынешних 5% до 15% и обнуление ставки на ввоз ингредиентов для их изготовления. Сейчас ставка на деминерализованную сыворотку составляет 10%, на сухое молоко — 15%.

Конструктивной выглядит только инициатива Минсельхоза, поскольку в России выпускается всего около 20% ЗГМ от емкости их рынка, размер которого, согласно исследованию EY, составляет примерно 41 тыс. т в год, причем практически весь объем внутреннего производства — это работа на зарубежной сухой молочной основе. То есть такая важная отрасль является довольно зависимой от импорта. При этом нормативные акты, регламентирующие компенсацию части капитальных затрат (ПП РФ №1413 от 24 ноября 2018 года, приказы Минсельхоза №549 и №550 от 29 ноября 2018 года), касаются только инвестиционной стадии. Я бы предложил выпустить еще один приказ, который бы позволял предприятиям получать дополнительную компенсацию части капитальных затрат при последующем использовании в качестве сырья российского сырого молока. Как пример — инвестиционные соглашения с регионами, определяющие ключевые показатели проекта на горизонте пяти-семи лет, неисполнение которых инвесторами ведет к возврату полученных налоговых льгот.

Запрет на рекламу похож на заботу, о которой никто не просил. Основные игроки рынка приводят пример, что данная мера была принята во многих других странах, однако, ожидаемо не привела к снижению потребления ЗГМ. Это объясняется тем, что реклама является только четвертым фактором, влияющим на выбор продукта для питания ребенка после советов друзей и родных, рекомендаций педиатра, медицинских показаний. Ситуация аналогична пивной отрасли: запрет на рекламу алкогольного пива производители обошли, став рекламировать безалкогольное пиво. Также и с ЗГМ. В линейках брендов основных производителей (, Nestle, Abbott) есть не только непосредственно ЗГМ — смеси для детей до одного года, так называемые ступени 1 и 2, но и продукты прикорма: молочные смеси — ступени 3 и 4, каши и пюре, которые и дальше продолжат рекламироваться даже при введении запрета.

Настоящей заботой была бы работа по нивелированию факторов, увеличивающих удельный рост потребления ЗГМ в последние четыре года. Среди них — низкий уровень доходов населения, вследствие чего женщины вынуждены раньше выходить на работу из декретного отпуска, увеличение числа новорожденных с заболеваниями (необходимо повышать финансирование здравоохранения), проблемы с лактацией у матерей, в том числе из-за стресса, вызванного снижением уровня жизни.

Об инициативе Совета Федерации изменить структуру пошлин некоторые участники рынка высказываются очень эмоционально. И на то есть основания. Несмотря на наличие интереса в данном вопросе у основных игроков рынка, доля ЗГМ в структуре их продаж не превышает 5%, то есть нельзя назвать обсуждаемую инициативу очень значимой для всего их бизнеса. Зависимость российского рынка смесей от импорта — 80%, в сегменте специализированных смесей — 90%. Повышение пошлин на ввоз готовых смесей автоматически вызовет рост розничных цен на них, что приведет к существенному снижению спроса (согласно исследованию EY, действительно прослеживается устойчивая связь между ценами на ЗГМ и уровнем удельного потребления). В сегменте специализированных смесей такое решение будет означать резкое ухудшение качества жизни для детей, страдающих различными заболеваниями, при которых жизнь и состояние здоровья напрямую зависят от потребляемой смеси. Именно наличие или отсутствие местного сырья необходимого качества является основным фактором для развития внутреннего производства. И если один из самых крупных переработчиков сырого молока в стране — - не производит на своем заводе в Истре всю линейку ЗГМ из российского сырого молока, то это один из самых объективных ответов на вопрос о наличии достаточного объема сырья надлежащего качества и стоимости. Не забываем, что при этом импорт сухого молока облагается таможенной пошлиной 15%.

давно поддерживает отрасль молочного животноводства, последовательно сохраняя проекты строительства молочных ферм в списке субсидируемых по капзатратам, что в итоге приведет к развитию внутреннего производства молока — как в объемах, так и в качестве. И если последние два года средняя по России молочная продуктивность коров росла примерно на 3,5%, то вполне вероятно, что в ближайшие годы этот темп увеличится, поскольку было заявлено много соответствующих инвестиционных проектов. Так что не исключено, что через три-пять лет большая доля матерей, использующих искусственное вскармливание (по данным , сейчас таких 60% в среднем по России и целых 76% в Москве), дождется появления детских смесей, сделанных из российского молока.

Автор — менеджер направления стратегии управления капиталом и исследования рынков компании EY.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

Загрузка...