КОНФЕРЕНЦИЯ 20.09.2019

Зарегистрируйтесь на Russian Crop Production-2019/20 по специальной цене!

Узнать больше
Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!
Чем мы будем кормить детей?
Почему не все инициативы, касающиеся рынка молочных смесей для детей раннего возраста, хороши, чем грозит повышение пошлин на ввоз ЗГМ, и появится ли такая продукция из российского сырья.  
Фото: Pixabay

В последнее время молочные смеси для детей раннего возраста — так называемые заменители грудного молока (ЗГМ) — попали в фокус внимания сразу трех федеральных органов власти России. Министерство сельского хозяйства включило проекты по созданию соответствующих производственных мощностей в список субсидируемых в части капитальных затрат; Госдума рассматривает законопроект о полном запрете рекламы ЗГМ, в том числе на проведение промо-акций; в Совете Федерации обсуждаются различные инициативы по ЗГМ, в частности, повышение таможенных пошлин на импорт готовых к употреблению смесей с нынешних 5% до 15% и обнуление ставки на ввоз ингредиентов для их изготовления. Сейчас ставка на деминерализованную сыворотку составляет 10%, на сухое молоко — 15%.

Конструктивной выглядит только инициатива Минсельхоза, поскольку в России выпускается всего около 20% ЗГМ от емкости их рынка, размер которого, согласно исследованию EY, составляет примерно 41 тыс. т в год, причем практически весь объем внутреннего производства — это работа на зарубежной сухой молочной основе. То есть такая важная отрасль является довольно зависимой от импорта. При этом нормативные акты, регламентирующие компенсацию части капитальных затрат (ПП РФ №1413 от 24 ноября 2018 года, приказы Минсельхоза №549 и №550 от 29 ноября 2018 года), касаются только инвестиционной стадии. Я бы предложил выпустить еще один приказ, который бы позволял предприятиям получать дополнительную компенсацию части капитальных затрат при последующем использовании в качестве сырья российского сырого молока. Как пример — инвестиционные соглашения с регионами, определяющие ключевые показатели проекта на горизонте пяти-семи лет, неисполнение которых инвесторами ведет к возврату полученных налоговых льгот.

Запрет на рекламу похож на заботу, о которой никто не просил. Основные игроки рынка приводят пример, что данная мера была принята во многих других странах, однако, ожидаемо не привела к снижению потребления ЗГМ. Это объясняется тем, что реклама является только четвертым фактором, влияющим на выбор продукта для питания ребенка после советов друзей и родных, рекомендаций педиатра, медицинских показаний. Ситуация аналогична пивной отрасли: запрет на рекламу алкогольного пива производители обошли, став рекламировать безалкогольное пиво. Также и с ЗГМ. В линейках брендов основных производителей (Danone, Nestle, Abbott) есть не только непосредственно ЗГМ — смеси для детей до одного года, так называемые ступени 1 и 2, но и продукты прикорма: молочные смеси — ступени 3 и 4, каши и пюре, которые и дальше продолжат рекламироваться даже при введении запрета.

Настоящей заботой была бы работа по нивелированию факторов, увеличивающих удельный рост потребления ЗГМ в последние четыре года. Среди них — низкий уровень доходов населения, вследствие чего женщины вынуждены раньше выходить на работу из декретного отпуска, увеличение числа новорожденных с заболеваниями (необходимо повышать финансирование здравоохранения), проблемы с лактацией у матерей, в том числе из-за стресса, вызванного снижением уровня жизни.

Об инициативе Совета Федерации изменить структуру пошлин некоторые участники рынка высказываются очень эмоционально. И на то есть основания. Несмотря на наличие интереса в данном вопросе у основных игроков рынка, доля ЗГМ в структуре их продаж не превышает 5%, то есть нельзя назвать обсуждаемую инициативу очень значимой для всего их бизнеса. Зависимость российского рынка смесей от импорта — 80%, в сегменте специализированных смесей — 90%. Повышение пошлин на ввоз готовых смесей автоматически вызовет рост розничных цен на них, что приведет к существенному снижению спроса (согласно исследованию EY, действительно прослеживается устойчивая связь между ценами на ЗГМ и уровнем удельного потребления). В сегменте специализированных смесей такое решение будет означать резкое ухудшение качества жизни для детей, страдающих различными заболеваниями, при которых жизнь и состояние здоровья напрямую зависят от потребляемой смеси. Именно наличие или отсутствие местного сырья необходимого качества является основным фактором для развития внутреннего производства. И если один из самых крупных переработчиков сырого молока в стране — Danone - не производит на своем заводе в Истре всю линейку ЗГМ из российского сырого молока, то это один из самых объективных ответов на вопрос о наличии достаточного объема сырья надлежащего качества и стоимости. Не забываем, что при этом импорт сухого молока облагается таможенной пошлиной 15%.

Минсельхоз давно поддерживает отрасль молочного животноводства, последовательно сохраняя проекты строительства молочных ферм в списке субсидируемых по капзатратам, что в итоге приведет к развитию внутреннего производства молока — как в объемах, так и в качестве. И если последние два года средняя по России молочная продуктивность коров росла примерно на 3,5%, то вполне вероятно, что в ближайшие годы этот темп увеличится, поскольку было заявлено много соответствующих инвестиционных проектов. Так что не исключено, что через три-пять лет большая доля матерей, использующих искусственное вскармливание (по данным Росстата, сейчас таких 60% в среднем по России и целых 76% в Москве), дождется появления детских смесей, сделанных из российского молока.

Автор — менеджер направления стратегии управления капиталом и исследования рынков компании EY.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

Показать еще