Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!
Дерипаска вложится в семена
Нина Важдаева
Агроинвестор
27 ноября 2008
«Кубань» хочет занять 25% их российского рынка
журнал «Агроинвестор»
ноябрь 2008
Фото: www. sxc.hu

Холдинг «Кубань» (входит в «Раинко», управляющую непрофильными активами Олега Дерипаски) планирует стать одним из ведущих производителей семян в ЮФО, а потом и в России. Для этого компания создала семеноводческий субхолдинг, в который обещает вложить 500 млн руб. и окупить их за пять лет. Семена будут на треть дешевле импортных и такими же качественными, обещают в «Кубани». Аграрии готовы стать ее клиентами. Эксперты называют проект перспективным, но говорят, что войти в число лидеров федерального рынка семян холдингу вряд ли удастся без кооперации с крупнейшими западными игроками.

«Кубань» создает селекционно-семеноводческую компанию, чтобы стать лидером рынка семян ЮФО, а в перспективе и российского. Эта компания объединяет Ладожский и Тихорецкий кукурузокалибровочные заводы, НПО «Кубанские семена» и хозяйство с 5 тыс. га. Проект вертикально интегрированный — он включает селекцию новых сортов и гибридов, заводскую подготовку семян, их размножение и реализацию. Больше 90% семян, которые планируется производить, будут продаваться сельхозпроизводителям начиная с фермеров и заканчивая крупными агрохолдингами. «Незачем покупать за границей, если мы и сами можем производить сорта, не уступающие [западным], — говорит гендиректор холдинга Федор Дружинин. — К тому же у нас есть опыт в сфере товарного семеноводства. Так, в этом году планируем произвести до 4 тыс. т семян кукурузы и 600 т пшеницы, хотя три года назад делали 800 т/год кукурузных семян». Инвестиции в проект директор «Кубани» оценил в 500 млн руб. до 2012 года, а его окупаемость — в пять лет.

Дешевле и лучше

Еще с 2004 года у холдинга есть «база по подработке семян», а семеноводческий дивизион существует два года, подтверждает руководитель направления «Семеноводство» «Кубани» Владимир Богданов. А вот селекционное направление открылось только в 2007 году. Объявленный проект в компании считают долгосрочным. «Чтобы запустить в производство новый сорт, требуется 8-12 лет работы селекционеров», — приводит пример Богданов. Сейчас формируется коллекция исходных материалов, продолжает он. Одна только кукурузная насчитывает 85 тыс., а коллекция семян сахарной и кормовой свеклы превышает 25 тыс. линий. Над селекцией подсолнечника специалисты «Кубани» работают вместе с краснодарским Институтом масличных культур, а зерновых — с НИИ им. Лукьяненко и Ставропольским НИИСХ.

Заявленные Дружининым инвестиции вложат в модернизацию семенных заводов и научно-производственные разработки. «Наша главная цель — более 50% рынка семян ЮФО, а затем выход на всю Россию, — говорит он. — В целом по стране к 2012-2013 годам хотелось бы занять 15-25%». Уже созданные селекционерами холдинга гибриды кукурузы стоят примерно на 30% дешевле западных — 40-42 руб./кг. Себестоимость сортов и гибридов других агрокультур тоже будет ниже, чем у импортных производителей, в среднем на 35%, обещает Богданов. «Потребность в семенах у России колоссальная! — восклицает Дружинин. — Мы, например, закупаем за рубежом до 80% семян сахарной свеклы. Качеством довольны, но вместе с тем очевидно, что отечественные гибриды будут устойчивее к нашему климату и таким стресс-факторам, как кагатная гниль». Чтобы расширить семеноводческий бизнес за счет овощей, холдинг сейчас покупает Белореченский семенной завод. Он рассчитан на подработку мелких семян — овощных и свеклосахарных.

Перспективы «Кубань» может стать серьезным конкурентом западных поставщиков в южных регионах, говорят опрошенные «Агроинвестором» участники рынка и эксперты. Конкурировать компании придется в первую очередь с западными производителями, занявшими большую часть рынка ЮФО, где холдинг хочет развивать свой проект (см. табл. «Ввоз доминирует»). Однако импортеры тоже собираются развивать производство в нашей стране. «КВС Рус», рассказывает менеджер по маркетингу этой компании Екатерина Макарова, в июле начала строить в Липецкой области опытно-селекционную станцию (зерновые и сахарная свекла). Такие же станции будут в Центральном Черноземье, Краснодарском крае и Татарстане. «Кубань», безусловно, имеет шансы стать первой на рынке семян юга страны, — комментирует гендиректор ИКАРа Дмитрий Рылько. — Но чтобы занять лидирующие позиции на быстрорастущих рынках других регионов, нужно иметь репродукторы в ключевых климатических зонах». А это вряд ли можно сделать без сотрудничества с лидерами мирового рынка семян, считает эксперт. Однако среди отечественных производителей у холдинга нет серьезных конкурентов, добавляет аналитик зернового рынка ИКАРа Игорь Павенский: «Собственное семеноводство требует больших инвестиций, поэтому в последнее время не было проектов, по масштабам аналогичных заявленному «Кубанью».

Из аграриев почти никто не занимается товарным семеноводством, соглашается директор по маркетингу пензенской агрофирмы «Хартлэнд Фармз» Станислав Фролов, так что покупатели у продукции холдинга будут. «У нас есть машина для протравливания, поэтому выгоднее выращивать семена самим и готовить их к внесению, — продолжает он. — Но для посева некоторых агрокультур мы их все равно покупаем. Например, в прошлом году приобрели семена яровой пшеницы для всех занятых ей 800 га. И все же стараемся брать первую и вторую репродукции плюс немного элиты, чтобы оставить [выращенные] семена для дальнейшего воспроизводства. Из гибридов закупаем только сахарную свеклу». Фролов говорит, что «Хартлэнд» мог бы стать клиентом «Кубани», начав с покупки пробных партий. «Будет иметь значение не только качество, но и цена семян», — замечает он.

Холдинг хочет создать сорта широкой группы, но в ближайшие годы реализация объявленного им проекта малореальна, доказывает член совета директоров липецкого «Сельхозинвеста» Александр Жемчужников. Только на создание одного сорта, его утверждение и внесение в госреестр требуется минимум 2-3 года, говорит он. «Другое дело, если они будут закупать за рубежом суперэлиту и тиражировать элиту, — рассуждает топ-менеджер. — Правда, на это вряд ли пойдут сами производители суперэлиты: они не смогут быть уверены, что проконтролируют качество и количество производимой в России продукции, а также объем продаж». При этом Жемчужников согласен, что хороших местных семян не хватает и готов приобретать их у «Кубани», если они будут высокого качества и с подтвержденной селекцией. «Суперэлиту нам все равно никто не продает, в лучшем случае предлагают элиту и первую репродукцию», — сожалеет он. Сейчас «Сельхозинвест» закупает импортные гибриды сахарной свеклы, а семена пивоваренного ячменя ему поставляет «Балтика», для которой компания выращивает сырье. В «Сельхозинвесте» задумываются над собственным производством, в том числе на продажу. «Семена стоят минимум в два раза дороже товарного зерна, то есть на тех же площадях можно получать в несколько раз больший доход. А своя элита в 2-3 раза дешевле покупной, ее урожайность на 10% выше в сравнении с первой репродукцией», — говорит Жемчужников.

Но он соглашается с Павенским в том, что инвестиции в такой проект «длинные» и окупятся не скоро: «Нужен свой семенной завод, причем современный и высокотехнологичный. Разработкой собственных сортов мы заниматься не сможем, в лучшем случае купим суперэлиту, сделаем элиту и продадим ее. Впрочем, на такие семена тоже будет спрос, особенно если дражировать их». Но суперэлиту ее производители не продадут, предвидит Жемчужников. Они опасаются, что в России им не будут платить роялти, и доверяют только крупным игрокам, например, пивоварам. Поэтому последние «полностью держат» рынок семян пивячменя. Пока «Сельхозинвест» ограничится маркетинговым исследованием, чтобы определить потенциальный объем рынка, и только после этого можно будет принимать решение о строительстве завода, резюмирует Жемчужников. Затраты на такой проект он оценить затруднился: «Слишком мало информации. Да и проблема не только в деньгах, нужно найти поставщиков суперэлиты».

Кроме «Кубани», есть еще одна компания, претендующая на лидерство на локальном, а потом и российском рынке семян. О намерении через три-пять лет делать до 150 тыс. т/год семян «Агроинвестору» рассказывал владелец тюменского холдинга «Агроинтел» Андрей Чалков. Он все последние годы наращивает производство семян гороха, ячменя, овса, пшеницы и тритикале. «В 2006-м мы произвели около 8 тыс. т, — говорил Чалков, — в прошлом — уже 16 тыс. т. Продаем семена в 30 регионах, в основном сибирских и северо-западных». На выведение сорта у «Агроинтела» уходит три-четыре года, одного только гороха зарегистрировано семь сортов. В 2007 году компания заработала на семенах почти 200 млн руб. Тонна семян гороха стоит 15-30 тыс. руб. при себестоимости 8 тыс. руб., приводит пример Чалков, при этом спрос превышает предложение.

О конкуренции на семенном рынке пока говорить рано, считает он, — спрос на качественный российский продукт в ближайшие годы будет превышать предложение. Проект «Кубани» Чалков называет перспективным, но у холдинга должен быть большой и устойчивый рынок сбыта. Для нового игрока, да еще предлагающего широкий ассортимент семян, это может оказаться сложной задачей.

Непрозрачный рынок

По словам Рылько из ИКАРа, в России нет статистики производства, импорта и продаж семян, есть только экспертные оценки. Он не исключает, что возглавляемый им институт «в ближайшем будущем» проведет отдельное исследование этого сегмента. Потребность крестьян в семенах зерновых ИКАР оценивает в 12 млн т/год. 2,7 млн т/год из этого объема нужно агрокомпаниям ЮФО, с продаж в котором «Кубань» собирается начать проект. На рынке, считают в ИКАРе, реализуется 10-15% выращиваемых в стране семян, остальные аграрии делают самостоятельно и для себя.

По данным ИКАРа, с июня 2007 по июль 2008 года в Россию ввезли мало декларированных семян пшеницы и пивоваренного ячменя — всего 4,5 тыс. т и 3,4 тыс. т. Посев той же пшеницы идет в основном за счет использования отечественных материалов, объясняет Павенский. А Чалков считает, что российские компании в 2007 году продали семян зерновых и зернобобовых на $1,5 млрд. Емкость рынка он оценивает не менее чем $6-7 млрд/год. Но это только потенциал. Неизвестно, например, будут ли и дальше расти посевы агрокультур, а значит, трудно прогнозировать динамику спроса на семена. Тех же озимых, говорят в ИКАРе, под урожай 2009 года, скорее всего, посеют столько же, а яровых — на 1-1,5 млн га меньше.

Показать еще
Статьи по теме


Реклама