Самый большой молочник

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

В 2012 году PepsiCo будет интегрировать ВБД. Сохранит ли корпорация его агроактивы?

В 2011 году консолидировала 100% «Вимм-Билль-Данна», потратив на его поглощение $5,4 млрд. Сделка стала крупнейшей на российском агропродовольственном рынке за постсоветские годы. Вместе с заводами получила молфермы и более 30 тыс. га земель. Сельского хозяйства у корпорации нет нигде в мире. В России оно сохранится, уверяют в , но планов не раскрывают. Компания хочет производить молоко, картофель, подсолнечник и развивать садоводство, говорят источники, знакомые с ее планами.

Для сделка стала крупнейшей вне североамериканского рынка и вывела ее в лидеры российского продовольственного рынка, в том числе молочных продуктов.

Как покупали

Соглашение о покупке 66% акций ВБД заключила 1 декабря 2010 года. Сумма сделки составила $3,8 млрд. Комиссия по иностранным инвестициям федерального правительства и ФАС сделку одобрили. Затем на бирже были приобретены еще 11% акций, и в феврале 2011 года сообщила, что ее доля в ВБД составляет около 77%. Для выкупа оставшихся у миноритариев ВБД акций последний одолжил более $1 млрд (31,37 млрд руб.). Американские депозитарные акции (ADS) ВБД, обращавшиеся на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), в мае прошли процедуру делистинга и были исключены из котировальных списков. Компания перестала быть публичной. 100% акций ВБД консолидировала в сентябре 2011 года, приобретя последние 1,37% бумаг по процедуре принудительного выкупа.

С приобретением ВБД стала компанией здорового питания — значительная часть ее доходов в России идет от продажи молочных продуктов и соков, прокомментировал гендиректор « Европа» Зейн Абдалла. Полная интеграция компании в может занять до 10 лет, рассказывал президент в Восточной Европе Рамон Лагуарта.

Треть рынка на двоих

Вице-президент инвесткомпании «» Иван Николаев считает, что Россия — последний рынок в мире, на котором компании могут ежегодно показывать двузначный рост на протяжении еще нескольких лет. «А основные их рынки уже давно развились и роста не показывают — по крайней мере такого агрессивного, какой возможен в России, — говорит он. — Поэтому сделка прошла намного выше рынка». В случае с ВБД корпорация может не только рассчитывать на динамичный рост рынка, но и повышать операционную эффективность поглощенной компании, снижать ее затраты и в итоге повышать рентабельность этого бизнеса, добавляет Николаев.

Приобретение ВБД — хороший знак как для российской компании, так и для сектора производителей молока, уверен аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов: сделка говорит о высокой оценке отечественных активов иностранными инвесторами. Сделка прошла с очень большим плюсом к рыночной цене, соглашается он с Николаевым: цена в $132 за акцию предполагала премию в 80% к стоимости локальных акций. Большую роль в оценке компании сыграли открытость и финансовая публичность ВБД и то, что холдинг — один из лидеров местного рынка. Например, ВБД был допущен к торгам в США, чем большинство российских игроков похвастаться не могут, говорит Сафонов. Но с точки зрения развития всего сектора молочной переработки, продолжает он, существует опасность чрезмерного усиления молочных активов - уже потому, что компания в силу своего масштаба может позволить себе более выгодные условия для поставщиков и ритейлеров, нежели мог позволить ВБД как независимый производитель. Впрочем, вряд ли «баланс сил» на рынке молочных продуктов изменится быстро, рассуждает Сафонов: в этом секторе, скорее, продолжится постепенная консолидация.

Сейчас делает очень серьезный технический аудит своих молочных заводов на предмет соответствия ее требованиям по оснащенности, а главное, по параметрам всех видов безопасности, знает исполнительный директор Молочного союза Владимир Лабинов. «Происходит и кадровая миграция [менеджмента] между и , причем взаимная, — добавляет он. — Больше пока ничего не происходит». Скорее всего, в ближайшее время займется вопросами комплексного использования сырья и ростом эффективности своих сырьевых ресурсов, думает Лабинов: «Сырое молоко — ценный продукт, где нет ингредиентов, которые не могли бы быть использованы. Уровень оснащенности многих заводов [ВБД] сейчас не позволяет этого делать».

Это крупнейшая за постсоветское время сделка в российском молочном секторе, включая животноводство, комментирует председатель правления ассоциации «» Андрей Даниленко. Он имеет в виду как стоимость сделки, так и приход в отрасль глобальной международной корпорации. С учетом прошедшей в 2010 году сделки «Юнимилка» и , объединивших российские активы, это еще и консолидация рынка молочных продуктов — по данным ФАС, теперь «-Юминилк» и контролируют 35%.

будет инвестировать в модернизацию молочного сектора, современные технологии, одобряет Даниленко. Вместе с тем, мелким и средним региональным производителям будет сложнее конкурировать с крупными игроками, высказывает он опасение: у Pepsico и большое давление на сети, так как они производят не только молоко, но и другие продовольственные товары. В других странах эта проблема решается кооперацией, благодаря которой создаются принадлежащие сельхозпроизводителям перерабатывающие предприятия и товаропроводящие сети. Будет ли и у нас такая «третья сила» - кооперативы или, например, объединение региональных заводов, — существование которой не позволит допустить доминирования на рынке двух производителей, задается вопросом Даниленко.

Что делать с фермами?

В 2011 году не объяснила, какой будет ее стратегия на рынке молока-сырья и продолжит ли она инвестировать в принадлежащие ВБД фермы, но сделала несколько шагов, подтверждающих, что компания по крайней мере будет активно на нем работать. объявила о вступлении в «» и заявила законодательную инициативу. Как рассказывал вице-президент компании в СНГ Сергей Глушков, участие в работе союза позволит «более эффективно вести диалог с производителями молока, коллегами по молочному рынку и государственными регулирующими органами». Также предлагает изменить схему господдержки молочных производителей, писала РБК daily. Суть инициативы в том, чтобы субсидии и другая финансовая помощь предоставлялась не аграриям, а перерабатывающим заводам. По логике , они будут заниматься контролем качества и количества продукции, они же должны продвигать продукт на рынок. Кроме того, реализует трехлетнюю программу поддержки российского высшего агрообразования (приобретение высокотехнологичного оборудования, финансирование научно-практических конференций, стипендии, стажировки студентов и т. д.). В сентябре компания вручила КубГАУ сертификат на 3 млн руб., которые вуз потратит на приобретение научного оборудования, благоустройство университета и развитие библиотеки.

Директор по коммуникациям Александр Костиков, впрочем, уверяет, что законодательная инициатива исходит не от российского подразделения корпорации, а от Молочного союза. Если власти примут предложения , то придется менять не только систему господдержки, но и Бюджетный кодекс, предупреждает Даниленко.

Аграрные активы продолжит развивать, говорит Костиков, но о планах говорить рано. Свой агробизнес есть у ВБД с 2005 года. Сейчас он состоит из четырех сельхозпредприятий в Краснодарском крае с 30 тыс. га земли и фермами плюс строящегося комплекса на 2,4 тыс. коров и хозяйства «Труд» в Ленинградской области с мегафермой (1,2 тыс. КРС). Своих активов в сельском хозяйстве у до сих пор не было ни в России, ни в мире. Но есть партнеры-фермеры, с которыми компания работает в других регионах своего присутствия, указывает Костиков. Здесь надеется создать «наиболее сильную в стране аграрную команду», добавляет он. Попросивший не называть себя человек, близкий к экс-топ-менеджменту ВБД, говорит, что не видит стремления к развитию. «Новые владельцы увольняют и сокращают людей, избавляются от работавших много лет ключевых специалистов, — утверждает он. — На их место приводят людей, которые не имеют отношения к сельскому хозяйству, но будут теперь управлять агробизнесом ВБД». Руководитель одного из краснодарских хозяйств ВБД подтверждает, что в конце года шла активная перестановка кадров. «Приходят новые управленцы, а с ними — другие сотрудники, — говорит он. — Я тоже опасаюсь за свое место работы». Все это неприятно, но понятно: когда меняется акционер, кто-то должен уйти, а кто-то — остаться, размышляет он.

Объявлено, что на сельхозпредприятиях ВБД скоро будет оптимизация, продолжает руководитель, но какая, никто не знает. Пока, если не считать кадровых замен, молочные хозяйства компании развиваются так же, как при прежних владельцах, добавляет топ-менеджер. Он слышал, что планирует сконцентрироваться на производстве молока, картофеля, подсолнечника и развивать садоводство. О похожих планах говорилось в совместном сообщении и ВБД о поглощении последнего, распространенном в декабре 2010 года. У , сказано там, «будет крупнейшая и самая опытная в российской индустрии продуктов и напитков команда по развитию сельского хозяйства, тесно сотрудничающая с российскими фермерами и ведущими исследовательскими институтами для внедрения лучших практик в молочной отрасли, выращивании картофеля, фруктов и зерновых [агро]культур».

наверняка продолжит развивать агронаправление, считает Николаев из «Атона». «Когда рынок переработки молока разовьется настолько, что появится необходимость производить в России твердые сыры, нужно будет обеспечивать хорошую сырьевую базу и самим контролировать качество сырья, — поясняет он. — Пока же у нас мало молока нужного качества для их производства». В этом случае вполне может заняться даже более активным развитием молочного животноводства, но это перспектива 10-15 лет, добавляет Николаев. А Сафонов из «Инвесткафе» считает, что при инвестировании в агро выберет консервативную стратегию: будет опираться на опыт ВБД и масштабировать имеющиеся молочные активы. «Тем более что ВБД перестал быть публичной компанией и возможности по привлечению кредитов у него выросли, — комментирует аналитик. — Компания может увеличить долговую нагрузку без негативных последствий для котировок».

А вот Лабинов не уверен, что продолжит вкладывать в агробизнес ВБД. «Я вообще не уверен, что молочные заводы должны заниматься сельским хозяйством, — делится он сомнениями. — В определенное время это было для кого-то модой, некоторые делали такие инвестиции сознательно. Но животноводство и переработка молока — все же бизнесы, сильно автономные технически и технологически. То, что они должны быть объединены в один холдинг, [для инвесторов сейчас] далеко не аксиома». И потом, у большинства переработчиков, выстраивающих стратегии по формуле «от сырья до готового продукта», все равно доля своего молока редко превышает 20%, указывает Лабинов. логично не столько масштабировать собственные агроактивы, сколько стимулировать рост производства качественного молока у поставщиков сырья для своих заводов, говорит Даниленко. А животноводство развивать не прямыми инвестициями, а опосредованно — реализуя программы авансирования, гарантируя аграриям кредиты, финансируя учебные программы, центры, образовательные мероприятия. От имеющихся ферм вряд ли будет избавляться — сохранит их для понимания себестоимости производства и демонстрации своих возможностей другим производителям, заключает Даниленко.

Что говорят аграрии «Березниковское» (Нижегородская область) из 15 т производимого в сутки молока 50% сдает на переработку «Вимм-Билль-Данну» на молкомбинат «Нижегородский». Гендиректор хозяйства Сергей Бардин отмечает, что закупочная цена молока постоянно колеблется. Но это, скорее всего, тенденции рынка, а не инициатива переработчика, понимает он. «Других изменений во взаимоотношениях с ВБД после его поглощения Pepsico пока нет, — говорит руководитель. — Даже если они и будут, то позже, пока новый владелец решит все юридические вопросы, не закончит кадровые перестановки и пр.».

В декабре «Березниковское» реализовывало молоко ВБД по базовой цене 14,5 руб./л. С надбавками за качество получалось 16-17 руб./л. Сырье на завод приходится доставлять самим, за 40 км, что увеличивает себестоимость, сетует Бардин. «А вот , которому мы сдаем остальные 50% молока, приезжает на своих молоковозах, — сравнивает он. — Но их предприятие [в Московской области] от нас далеко, поэтому компания и берет на себя перевозку».

Бардин также отмечает, что раньше ВБД авансировал хозяйство. «Во время посевной, когда свободных средств не хватает, делал нам предоплату за молоко, — вспоминает он. — Мы, со своей стороны, тоже входили в положение завода, когда он с опозданием рассчитывался за сырье». Директор надеется, что при новом владельце такое взаимопонимание сохранится.

PepsiCo и Россия

Почти все акции PepsiCo в свободном обращении. Крупнейший институциональный инвестор — Vanguard Group (3,94%). Капитализация на NYSE — более $100 млрд. Выручка — $57,84 млрд, чистая прибыль — $6,34 млрд (2010-й финансовый год, отчетность US GAAP).
Компания — второй в мире производитель продуктов питания и напитков. В российском портфеле PepsiCo 19 торговых марок, ежегодные розничные продажи которых превышают $1 млрд. Ключевые направления бизнеса — Frito-Lay (закуски), Quaker (зерновые продукты и каши), Pepsi-Cola (газированные и негазированные напитки) и Gatorade (спортивные напитки). PepsiCo работает в России больше 50 лет, сказано на ее сайте.
В 2008—2010 годах PepsiCo, по собственным данным, потратила на российские приобретения $7,4 млрд: $5,4 млрд заплатила за «Вимм-Билль-Данн» и $2 млрд — за производителя соков «Лебедянский». В июле 2009 года глава PepsiCo Индра Нуйи объявила о намерении за три года инвестировать в развитие российских производственных мощностей и инфраструктуры по дистрибуции $1 млрд. По словам представителя компании, ее общие инвестиции в России с 1991 года можно оценить примерно в $9 млрд.

Индра Нуйи

Председатель совета директоров PepsiCo
«Добавление продукции «Вимм-Билль-Данна» в продуктовый портфель PepsiCo выгодно с финансовой стороны и позволяет нам построить сильную платформу для мощного роста в категории молочных продуктов. Это также делает нас лидером индустрии по выпуску продуктов и напитков в России […]. В то же время сильный бизнес «Вимм-Билль-Данна» по выпуску обогащенных молочных продуктов позволяет нам значительно продвинуться вперед в реализации нашей глобальной стратегии по выпуску питательных продуктов и напитков, доступных для потребителя и несущих в себе последние достижения науки».

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»