Danone научит молоку

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Компания вложит в Тюменскую область 2,8 млрд руб.

не инвестирует в АПК, но поддерживает аграриев, финансируя программы развития поставщиков (консалтинг, предоплаты на оборудование/полевые работы, содействие росту надоев/доходности) и генерируя спрос на сырье. Новый проект компании тоже будет сопровождаться такими вложениями.

объявил о намерении инвестировать за 2013-15 годы 2,8 млрд руб. в модернизацию своего тюменского молкомбината «Ялуторовский» и связанные с ним агропроекты. Это вторая после США инвестиция в производство. Мощности комбината увеличатся на 40% — до 1 тыс. т/сут. Его географическое расположение позволит поставлять продукцию на рынки Урала, Сибири и Средней Азии, сообщает . Компания может принести в Россию свои знания и передовые технологии производства молочных продуктов, цитирует «Тюменская линия» президента Франка Рибу. По его словам, местные активы очень важны для развития всего бизнеса группы в нашей стране, поскольку станут платформой для дальнейшего продвижения продаж, в том числе на Дальний Восток. С 2012 по 2017 годы компания инвестирует в реконструкцию российских производств и инфраструктуру $700 млн, уточнял ранее гендиректор в России Ив Легро. В этом году вложат около $120 млн из этой суммы.

Удвоят закупки

Рост мощностей комбината требует увеличения закупок сырья с 500 т до 1 тыс. т в день. Дополнительный объем компания хочет приобретать в Тюменской области, следует из ее сообщения. Директор департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза Владимир Лабинов относится к этим намерениям скептически. «Стратегия не направлена на выпуск молокоемких продуктов — например, сливочного масла, сыра или сухого молока, — комментирует он. — А производство традиционной для компании функциональной и обогащенной продукции со специ-фической микрофлорой не предусматривает рос-та спроса на товарное молоко». Но если увеличение закупок сырья — не просто декларация, то проект сможет поддержать инвестиционную активность животноводства, не исключает он: рост потребности в сырье улучшает общую рыночную конъюнктуру. «Однако на многих заводах, которые купил у «Юнимилка», объем производства начал, наоборот, сокращаться, — указывает Лабинов. — Отсюда мои сомнения относительно роста закупок сырья [«Ялуторовским»]».

планирует перенести в регион часть производства высокомаржинальной линейки: йогуртов, свежих творожных десертов и творога, знает предправления ассоциации «» Андрей Даниленко. Он считает, что рост переработки станет хорошим подспорьем для региональных животноводов. На Урале у компании два предприятия (есть еще завод в Курганской области), причем оба ранее специализировались на молочных консервах, рассказывает руководитель аналитического центра «» Татьяна Рыбалова. «Эти комбинаты входили в десятку успешных предприятий отрасли, — говорит она. — Но, к сожалению, после приобретения этих активов «Юнимилком», а теперь — курганский прекратил выпуск консервов. Производство цельномолочной продукции доходнее». С одной стороны, хорошо, что компания инвестирует в развитие переработки, но с другой — жаль сокращения производства традиционного ассортимента: дорогие продукты при нынешнем платежеспособном спросе доступны в России далеко не всем, рассуждает Рыбалова. Она сомневается, что увеличение мощности тюменского комбината может повлиять на развитие местного животноводства. «Возможно даже обратное влияние: нехватка сырья будет сдерживать развитие переработки, несмотря на то, что как лидер рынка может предложить лучшую цену», — добавляет Рыбалова.

Драйвер производства

Основным драйвером роста сектора в регионе станет растущая потребность в сыром молоке. Важна и господдержка. Сейчас Тюменская область предлагает «лучшие в стране» условия для развития молочного животноводства, утверждает Даниленко. Там два крупных стартапа: «» планирует производить 33 тыс. т, «» — около 105 тыс. т молока в год. По его словам, реализация одних только этих проектов позволит закрыть дополнительные потребности в сырье. «К тому же в регионе есть потенциал роста продуктивности КРС, а поскольку компания планирует выпускать высокомаржинальную продукцию, для производства которой требуется молоко высшего сорта, закупочные цены должны быть привлекательными и могут стимулировать увеличение производства», — полагает он.

Рост мощностей молкомбината прямо не повлияет на объем производства сырого молока в регионе, считает старший эксперт ИКАРа по молочному рынку Виктория Берлай. Того же мнения председатель совета директоров агрокомпании «Дубна плюс» Владислав Чебурашкин. И потом, вряд ли заметно поднимет закупочную цену — скорее, будет брать молоко из других регионов, не исключает он. Развитие перерабатывающих мощностей тоже нужно для роста животноводства, и чем больше в уральском макрорегионе молзаводов, тем лучше производителям сырья, поскольку возникает конкуренция за поставщиков, высказывает свое мнение владелец свердловского хозяйства «Шиловское» Владимир Гаффнер.

Фермеров — за парты

При поддержке обладминистрации и финансовом участии молочных компаний «» реализует в тюменском регионе учебно-консультационные программы, которые, по словам Даниленко, будут способствовать повышению качества молока и объемов его производства. Такие же цели у проектов . Его программа «Молочная бизнес-академия» для средних хозяйств — это 5-дневный курс обучения современным методикам ведения бизнеса и эффективной работе фермы. «Поколение Милк» — тоже проект . Он должен помочь выпускникам агровузов найти работу по специальности, привлечь молодых специалистов в молочное животноводство и перерабатывающую промышленность. Такие образовательные центры — большой плюс для молочного сектора, одобряет Рыбалова. «Чтобы получать субсидии на молоко, хозяйства должны отвечать многим требованиям, — поясняет эксперт. — Хороших показателей можно добиться, инвестируя в высокопродуктивный скот и современное оборудование. А можно — повысив эффективность за счет правильной организации работы». Например, соблюдая все ветеринарно-санитарные нормы и правила на ферме, можно без финансовых затрат на 20% улучшить качественные характеристики сырья (допустим, снизить содержание соматических клеток), говорит Рыбалова. Образовательные программы полезны, однако результаты можно будет оценить лет через пять, когда сформируется новый состав менеджмента и рабочих с новым мышлением, думает Виктория Берлай: «В краткосрочной перспективе такими мерами невозможно поддержать рост производства молока». Частью программы модернизации молочного комбината станет проект социальной рекламы «Три молочных продукта в день», который запустит в сентябре вместе с «» и обладминистрацией. «Сейчас потребление в России не превышает 250 кг в год на человека, тогда как по медицинским нормам необходимо 320-340 кг/год. При этом в Тюменской области показатель еще ниже — на уровне 170 кг/год», — рассказывает Даниленко. Он надеется, что реклама поможет увеличить спрос на молочную продукцию, а последний окажет влияние на производство молока-сырья, которое сейчас падает. «Мы сильно отстаем от других стран по потреблению молочных продуктов, — соглашается Чебурашкин. — Поэтому продвижение идеи пользы молока [как товарной категории], а не торговой марки, может быть весьма эффективным». В этом плане все делает правильно, поддерживает Гаффнер: реклама должна положительно повлиять на спрос.

Дорогое качество

Во всем мире мы тесно взаимодействуем с производителями молока, поэтому можем поделиться нашими знаниями и навыками, — говорил Франк Рибу в интервью «Ведомостям». — Мы будем обучать фермеров из разных регионов, поставляющих необходимое нам сырье. И это не просто молоко, а молоко с высоким содержанием белка. Мы готовы платить больше за качественное сырье, потому что мы все находимся в одной лодке.

Франк Рибу
Президент Danone

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»