Компании

«Воронежский шампиньон» запустит новые мощности за 3,1 млрд рублей до конца года

После их ввода конкуренция среди грибоводов может обостриться

Потенциал для роста потребления грибов есть, но производителям стоит задуматься о расширении ассортимента
Pixabay
Потенциал для роста потребления грибов есть, но производителям стоит задуматься о расширении ассортимента
Pixabay

В конце декабря «Воронежский шампиньон» планирует запустить новые мощности: производственно-складской комплекс, а также грибной и компостный цеха. В расширение комплекса было вложено более 3,1 млрд руб., что позволит увеличить производство с 12 тыс. т до 17 тыс. т грибов в год, сообщила пресс-служба правительства Воронежской области.

«Воронежский шампиньон» работает с 2019 года, проект является одним из крупнейших в сфере грибоводства в Европе за последние десять лет. У компании есть две производственные площадки (в Краснодарском крае и Воронежской области), каждая из которых производит по 12 тыс. т готовой продукции и 36 тыс. т компоста в год. Грибы поставляются в Воронеж, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Владикавказ, Волгоград, Москву и Крым, сообщается на сайте компании. В июне «Агроинвестор» сообщал, что «Воронежский шампиньон» планирует до конца года построить в Крыловском районе Краснодарского края вторую очередь комплекса по выращиванию грибов за 1,8 млрд руб.

В связи с тем, что «Воронежский шампиньон» вскоре нарастит производство, хотя это произойдет и не одномоментно, есть риск снижения цен на грибы, говорит главный редактор журнала «Школа грибоводства» Александр Хренов. «Надеемся, что это не приведет к избыточному предложению на рынке <...>. Благодаря тому, что грибы дорожают не так активно, как некоторые другие продукты, есть шанс, что потребитель проголосует кошельком за шампиньоны», — прокомментировал он «Агроинвестору». 

Дополнительное предложение грибов — это всегда стресс для производителей, но, по мнению Хренова, рынок сможет адаптироваться, в том числе благодаря расширению присутствия торговых сетей на востоке страны. «Надеемся, что за счет этого цена сможет сохраниться. Но затраты грибоводов растут из-за инфляции, и им, безусловно, нужно покрывать текущие затраты», — добавляет эксперт. По его словам, последние пять лет оптовые цены на грибы в России снижались благодаря росту производства, но в 2022-м из-за инфляционного скачка они выросли примерно на 15%.

Грибоводство — это один из секторов в сельском хозяйстве, который полностью решил задачу импортозамещения, говорит гендиректор компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова. «Но это, скорее всего, связано с тем, что объем потребления культивируемых грибов у нас не такой большой, как например, яблок, огурцов и др. В целом весь польский импорт, который поступал к нам до 2014 года, когда было введено эмбарго, замещен нашими грибоводами <...>. Есть только небольшой объем ввоза из Белоруссии, и сейчас доля импорта шампиньонов в нашей торговой рознице составляет около 10%, хотя раньше она была на уровне 90%», — прокомментировала «Агроинвестору» Решетникова. 

Все крупные комплексы, производящие шампиньоны, сосредоточены в Центральном и Южном федеральных округах, продолжает эксперт. Это объясняется высокой концентрацией населения, покупающего культивируемые грибы. «Но нельзя сказать, что у нас есть ажиотажный спрос на них. По нашим оценкам, на Европейской территории страны он уже полностью удовлетворяется предложением грибоводческих ферм. На Урале и за Уралом принципиально иная ситуация: там другое соотношение объемов спроса, требований к грибам и т. д.», — говорит Решетникова. По ее словам, после увеличения мощности производства «Воронежского шампиньона» встанет вопрос об усилении конкуренции.

Сейчас, продолжает Решетникова, цены на грибы сопоставимы с прошлогодним уровнем. Более того, после двукратного роста в 2015 году на фоне ввода эмбарго, все следующие годы они если и повышались, то в пределах 5%, причем основной рост давала мелкая фасовка. По словам Решетниковой, потребление грибов после ввода ограничений на импорт выросло на 15%, но оно все еще отстает от европейских стран. Потенциал для дальнейшего увеличения есть, но производителям грибов уже сейчас стоит задуматься о расширении ассортимента. Также поддержать спрос могут низкие цены, заключила эксперт.

Больше новостей АПК — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Загрузка...