Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!

Штефан Дюрр: «Никогда не буду строить комплексы для китайского рынка»
Татьяна Карабут
Агроинвестор
15 декабря 2018
Основатель и основной акционер холдинга «ЭкоНива» о планах по развитию бизнеса, экспортном потенциале и призраке санкций
Фото: Ю. Эйвазова

Крупнейший в России производитель сырого молока — холдинг «ЭкоНива-АПК» - планирует удвоить объемы валового надоя, а также самостоятельно перерабатывать все свое молоко. В последние два года компания является одной из самых активно растущих в агросекторе, причем речь не только об органическом увеличении производства, но и сделках M&A. В интервью «Агроинвестору» основатель и основной владелец холдинга Штефан Дюрр рассказал о пределах роста бизнеса, предстоящих инвестициях и перспективах экспорта продукции.

«Больше 1 млн гектаров земли нам не нужно»

— Вы оцениваете инвестиции в развитие перерабатывающих мощностей на уровне 70 млрд руб. Чьи это будут деньги?

- Около 10% средств собственные, остальные — заемные. Но поскольку мы будем строить заводы не сразу, а в течение семи-восьми лет, возможно, доля собственных будет больше.

— Где и сколько молокоперерабатывающих заводов построите?

- Всего до 2025-го года будет построено семь предприятий. Сейчас возводится завод в Новосибирске. Будем строить в Ленинградской области, но там мы пока даже не нашли хозяйство под будущие молочные фермы. Также планируем разместить завод где-то в районе Оренбургской области, Башкирии или Татарстана. Один новый молзавод появится в Воронежской области, там же реконструируем два предприятия. Еще одно возведем в Московской или Рязанской области: пока точно не определились, но более вероятно, что это будет Подмосковье.

— В последнее время «ЭкоНива» - одна из самых активных компаний агросектора на рынке слияний и поглощений. По какому принципу выбираете активы для покупки?

- Основной принцип — чтобы они были рядом друг с другом. Отсюда лучшая управляемость, большая концентрация земель. При этом новые регионы мы больше не будем осваивать. С двумя исключениями — Подмосковье (потому что нужно быть близко к столичному рынку) и Ленинградская область. Там мы уже около полугода ищем землю, где можно было бы построить комплекс на 3 тыс. голов КРС. Сейчас вроде бы нашли объект, ведем переговоры. Но все непросто. Несмотря на то, что качество земли там хуже, чем, например, в Рязанской или Калужской областях, цены значительно выше. Однако я надеюсь, что мы придем к какому-то компромиссу.

— Как же вы будете расширяться, если не станете осваивать новые регионы?

- Есть резервы в регионах присутствия. У нас сейчас около 500 тыс. га. Если прибавить сюда земли, по которым более-менее есть понимание и договоренности, мы увеличим наш земельный банк почти до 1 млн га. А больше нам точно не нужно. У нас нет самоцели сильно прирастать по земле.

— Недавно вы приобрели активы компании «Конек Горбунок» в Курской области, в сделку в том числе вошел сахарный комбинат. Зачем он вам?

- Сахарный завод нам ни к чему. Но иногда, чтобы купить что-то нужное, приходится взять в нагрузку что-то ненужное. Поэтому если найдется покупатель, я с радостью за небольшие деньги этот комбинат продам.

Зачем нам эта компания? У нас в Курской области есть хорошее семеноводческое хозяйство. А земли не хватает. И при этом нам необходимо разнообразить севооборот. С другой стороны, власти региона хотят, чтобы мы развивали в области молочное направление. Если мы будем строить там комплекс, то нам потребуются кормовые агрокультуры.

Штефан Дюрр: «Никогда не буду строить комплексы для китайского рынка»

«Мы получили на 2 млрд рублей меньше, чем могли бы»

— Как на финансовые показатели компании повлияло то, что в первом полугодии 2018-го цены на молоко были низкими?

- В 2018-м средняя цена была на 4 руб./л меньше, чем в 2017-м. Мы производим 500 тыс. т молока. Соответственно, по итогам года мы получили на 2 млрд руб. меньше, чем могли бы.

Эти недополученные деньги увеличивают наш объем кредитования. Один год эту просадку еще можно пережить. Но если такая ситуация затянется надолго, то это уже опасно. Сейчас кредитная нагрузка для нас посильна. Долг на рубль выручки у нас меньше, чем был какое-то время назад. Коэффициент долг/EBITDA составляет примерно 9. К тому же мы брали субсидированные кредиты. Если бы у нас была коммерческая ставка в 10%, то такая нагрузка оказалась бы для нас неподъемной, а ставка в 2,5-3% — вполне посильна.

— Когда-то вы говорили, что если господдержки на нынешнем уровне не будет, то «ЭкоНива» продолжит расти, но медленнее и, возможно, не в таких масштабах. Сейчас настроены также?

- Наши планы сильно зависят от господдержки. Если не будет CAPEX, то будем строить медленнее. Если не будет льготных кредитов, то вообще не будем строить или, по крайней мере, года на три возьмем тайм-аут. Потому что 10%-ные ставки не окупаются.

— От каких проектов в этом случае готовы отказаться?

- В первую очередь, пожалуй, откажемся от строительства новых комплексов. Нам сейчас важнее переработать все сырое молоко, которое мы производим.

— В 2018 году вы планировали провести IPO, но отложили его, есть ли какая-то новая информация по выходу на биржу?

- Мы только думали об этом: проводили встречи с разными потенциальными инвесторами, чтобы прощупать рынок. И дальше этого дело не пошло, потому что по результатам многочисленных консультаций мы пришли к выводу, что сейчас не время для IPO российской компании, не только аграрной, но и из какого бы то ни было сектора экономики. Потому что инвесторы опасаются. Но опасаются не самой России, а санкций против нее. Если сейчас какой-то инвестор вложит средства в российскую экономику, а завтра санкции станут еще жестче, что делать с этими средствами? Пока призрак санкций бродит по России, нам будет тяжело привлечь деньги с финансовых рынков. В любом случае мы не планируем продавать более 30% акций.

— В этом году российской молочной продукции открыли доступ на рынок Китая. Рассматриваете ли вы возможность экспорта продукции в эту страну?

- Безусловно, это интересный рынок. «ЭкоНива» попала в список 10 предприятий, которые утвердили в качестве поставщиков молочной продукции в КНР. У нас уже провели аудит. И сейчас мы с разными потенциальными покупателями в Китае очень активно обсуждаем, по каким ценам какую продукцию будем туда поставлять. Сосредоточимся на продажах готовой «долгоиграющей» продукции — йогуртах, твороге и т. п. Потенциал рынка огромный. Даже если грубо прикинуть: 1,3 млрд китайцев умножить на потребление 200 кг в год. Можно хоть всю продукцию «ЭкоНивы» туда отвезти! Но я никогда не буду строить комплексы именно для китайского рынка. Потому что сегодня он открыт, а завтра — закрыт. Больше 20% от общего объема отправлять туда, я считаю, рискованно.

Полная версия интервью со Штефаном Дюрром будет опубликована в январском номере «Агроинвестора».

Показать еще

Статьи по теме


Рекомендации
Реклама