Результат запланирован

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Государство поддерживает агросектор, используя программно-целевой подход

Кроме пятилетней госпрограммы развития сельского хозяйства, в АПК действуют еще две федеральные целевые, несколько ведомственных и отраслевых программ — от развития мясного скотоводства до борьбы с подкожным оводом. Участники рынка и эксперты положительно оценивают их, но не всегда согласны с объемами, способами поддержки и мерами, которые выбирает государство для развития отдельных агрорынков и решения конкретных проблем.

Эксперты одобряют программно-целевой подход к бюджетному финансированию сельхоздеятельности (показатели программ см. в таблице). Такие документы задают правила игры на среднесрочную перспективу, а значит, позволяют компаниям строить планы, говорит президент Мясного союза России Мушег Мамиконян. Опираясь на программу, аграрии могут прогнозировать развитие своего бизнеса, ведь она подкреплена финансированием, добавляет Виктор Санец, председатель постоянной комиссии по АПК Заксобрания Ленобласти. Он не согласен с общепринятым утверждением, что эти документы написаны одними чиновниками для других, а участники рынка знают о них только то, что рассказывает местный . «Если руководителю неизвестно, что принята та или иная программа, то он проиграет [более информированному менеджеру]», — уверен Санец.

На всю страну

Лучше других участники рынка, опрошенные «Агро-инвестором», знают две федеральные целевые программы (ФЦП), написанные для АПК: «Сохранение и восстановление плодородия почв…» (действует с 2006 года, сменила программу «Повышение плодородия почв России» на 2002-2005 годы) и «Социальное развитие села» (с 2003 года). Первая должна способствовать сохранению и рациональному использованию сельхозземель. Для этого планируется орошать и осушать почвы, снижать их кислотность, бороться с опустыниванием и выветриванием, проводить агрохимические обследования, увеличивать внесение минудобрений. В результате от выбытия из сельхозоборота сохранят 5,55 млн га земель. Сельхозпродукции станет больше на 100 млн т (в зерновых единицах — условный показатель для сопоставления разных агрокультур). «Социальное развитие села» к 2010 году должно улучшить жилищные условия более 140 тыс. семей. Газификация и обеспеченность питьевой водой достигнут почти 50%, электропотребление — 0,8 МВт/ч на человека, пишут авторы документа. Улучшится социальное и торгово-бытовое обслуживание, обещают они, на 12,6 тыс. км увеличится сеть сельских автодорог. Совершенствование инфраструктуры должно способствовать привлечению в агрокомпании молодых специалистов.

Программы необходимы, уверен Санец. По обеим он предлагает новые меры: увеличить федеральную поддержку мелиорации, известкования и химизации земель, а также финансирование социальной программы. Агрокомпании должны строить жилье для сотрудников бесплатно, за счет льготного кредита, настаивает Санец.

Вместе с госпрограммой

Кроме государственной программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы, с прошлого года действуют пять ведомственных целевых программ (ВЦП) Минсельхоза. Горизонт планирования короче: 2008-2010 годы. Если в госпрограмме записана стратегия, формулируются основные задачи агропрома, то ВЦП описывают тактику работы отдельных секторов. Например, в «Развитии производства и переработки рапса…» подробнее, чем в госпрограмме, описаны меры, которые помогают выполнить последнюю. Под «созданием новых специальных технических средств» авторы госпрограммы имели в виду «агрегаты для основной и предпосевной обработки почвы, для посева и дифференцированного внесения удобрений». Рапсовая ВЦП предусматривает бюджет на разработку зональных технологий возделывания, подработки и хранения. Детализируется еще одна мера госпрограммы — предоставление регионам федеральных субсидий, которые помогут возмещать проценты по инвесткредитам, взятым на строительство МЭЗов. На субсидии потратят 825 млн руб., причем 787 млн руб. перечислят одному получателю — группе «Нэфис Косметикс». В октябре 2007 года эта компания запустила в Татарстане МЭЗ мощностью 300 тыс. т/год рапса.

ВЦП дополняет прогнозы развития рапсового сектора, опубликованные в госпрограмме. Кроме увеличения посевов, валового сбора семян и урожайности, страна в 2010 году получит 522 тыс. т рапсового масла/год вместо 220 тыс. т в 2006-м) и 741 тыс. т шрота (в 2006-м было 445 тыс. т). Благодаря этому растительного масла и кормового белка в России станет на 10-12% больше против 2004—2005 годов.

Аналогична поддержка производства льна. ВЦП предусматривает федеральные субсидии на элитные семена (не более 30% затрат), разработку инноваций для выращивания и переработки сырья, создание новых агромашин. Крестьяне также могут рассчитывать на 30%-ное субсидирование производства льна при условии его реализации на внутреннем рынке и возмещение процентов по среднесрочным кредитам на технику и оборудование (2/3 ставки ЦБ).

Финансирование программ по льну и рапсу полностью совпадает с суммами господдержки, записанными в госпрограмме: 655,26 млн руб. на лен в 2008 году и 634,76 млн руб. — в 2009-м, на рапс — 656,2 млн руб. и 810,2 млн руб. «Здесь нет двойного финансирования, просто повтор информации», — уточняет Марина Клишина, замгендиректора Центра исследований бюджетных отношений (специализируется на исследованиях в сфере управления общественными финансами). Регионы могут рассчитывать на субсидии при условии наличия у них целевых программ, аналогичных федеральным.

Нынешняя программа по льну не первая. Предыдущую правительство утверждало в декабре 1996 года (до 2000 года), а затем продлевало до 2001-го. Предполагался рост производства льноволокна до 155 тыс. т, посевов — до 300 тыс. га, урожайности — до 5,2 ц/га в 2000 году. На эти цели из федерального бюджета планировалось потратить 8,5 млрд руб. Но в июне 2002 года Счетная палата (СП) сообщила о полном срыве финансирования: за весь срок действия на программу выделили 1,01 млрд руб. или 11,9%. «В период действия программы, — говорится на сайте СП, — не только не достигнуты ее основные показатели, а, наоборот, сократилось производство льна, ухудшилось финансовое состояние предприятий комплекса, материально-техническое обеспечение, выросла просроченная кредиторская задолженность». Какими будут результаты действующей программы, пока неизвестно. А вот количественных показателей, по оценкам экспертов, рапсовый сектор не достиг. В 2008 году вместо запланированных 960 тыс. т рапса, по данным «», было собрано 700 тыс. т. «В пересчете на гектар в 2008 году мы получили всего 467 руб. субсидий (567 тыс. руб. на 1212 га), — рассказывает об участии своей компании в рапсовой ВЦП Александр Черных, агроном кемеровского КФХ Печерина. — Но без программы было бы еще хуже, ведь при себестоимости 6,48 руб./кг мы продаем урожай по 6 руб./кг». Себестоимость может быть ниже, признается он, но в 2008 году из-за дождливой погоды пришлось потратить в три раза больше ГСМ на сушку. Чтобы сектор рапса развивался, рассуждает агроном, нужно увеличить субсидии. «Мы тратим на гербициды 3 тыс.  руб./га, — рассказывает он, — при том что вносим минимальные дозы». А по ВЦП аграрии расходуют на СЗР в среднем 1,2 тыс. руб./га, поэтому федеральные субсидии составляют 360 руб./га. По словам Черных, именно из-за дорогих гербицидов сельхозпроизводители области «заканчивают опыты с рапсом» после первого посева.

Важным дополнением к программе, по его мнению, должно стать регулирование рынка. «В прошлом году закупочная цена рапса была 8 руб./кг, а в этом — только 6 руб./кг», — сетует он. Планировать финансовую деятельность в таких условиях сложно, соглашается Юрий Сахаров, глава КФХ «Зенит» из Нижегородской области. Он, впрочем, признает, что дотации увеличились с 1,7 тыс. руб./т волокна до 3 тыс. руб. «А вот закупочная цена как была 2 руб. за номер 10 лет назад, так и осталась», — недоволен фермер.

2 млрд руб. за информацию

Сейчас при сборе информации о ценах и составлении рыночных прогнозов участники рынка пользуются разрозненными данными — экспертными оценками, аналитическими исследованиями, данными других компаний и т. д. Изменить ситуацию поможет ВЦП «Создание единой системы информационного обеспечения…». Ее бюджет потратят на такие цели, как разработка систем дистанционного мониторинга земель, сбор и хранение данных об объемах производства, ценах на агропродукцию, оборудование и услуги. Правда, за время действия программы (2008-2010 годы) успеют только разработать информсистемы и оснастить ими пилотные объекты. «Замечательно, что такая программа наконец-то появилась, — радуется Альберт Давлеев, вице-президент Международной программы развития птицеводства. — Ведь сейчас оперативные и точные данные о рынке аграриям недоступны». Только нужно учитывать мировой опыт, а не изобретать все с нуля, считает он. Например, на сайте Минсельхоза США (USDA) можно бесплатно получить информацию о стоимости и объемах производства агропродукции. Данные ежедневно обновляют. «Информацию собирают у участников рынка, но при этом она остается анонимной», — говорит Давлеев об основном достоинстве американской системы. Заходя на сайт, пользователи видят среднюю цену нужного товара в регионе, однако не могут узнать условий сделки по конкретной товарной партии, что позволяет игрокам не завышать и не занижать цифры. «Поэтому данные USDA настолько точны, что аналитики и инвесторы пользуются ими при создании бизнес-планов», — утверждает Давлеев. Правительство тоже видит реальную, а не искаженную, рыночную ситуацию, а значит, может правильно рассчитывать ресурсы. Нам нужна система, максимально похожая на эту, настаивает Давлеев: «Сразу отпадут вопросы, что происходит с ценами, [Минсельхозу] не надо будет собирать [на совещания] группы экспертов».

Внедрять свою систему Минсельхозу будет сложно из-за неразвитой инфраструктуры связи, предупреждает Давлеев. Даже когда аналогичные системы вводят отдельные компании, консультанты сталкиваются с компьютерной неграмотностью пользователей, большими объемами данных на бумажных носителях и постоянными ошибками при их переносе в компьютер. В масштабах страны сделать это будет еще сложнее.

От винограда до овода

Виноградарству тоже посвящена ВЦП. Ее разработали, чтобы ликвидировать последствия вырубки промвиноградников во время антиалкогольной кампании. Посадки с тех пор сократились на 64%, производство винограда — на 65%, выпуск вин и коньяков — на 300%. Чтобы аграрии закладывали новые виноградники, им будут выплачивать федеральные субсидии (не менее 30% затрат). Ведомственной называется и программа «О мерах по борьбе с подкожным оводом…». Заболеваемость контролируемого скота гиподерматозом, констатируют ее авторы, выросла в 10 раз (до 2%), а среди поголовья, не обрабатываемого против овода, — достигла 30-70% стада. Теперь за счет бюджета будут покупать спецвакцины на 21 млн КРС/год и тест-системы ранней диагностики гиподерматоза. Всего на финансирование программы выделят 1,47 млрд руб. Эти затраты, по расчетам авторов, окупятся и даже принесут аграриям прибыль: за три года они «дополнительно получат» молока, мяса и шкур на 11,25 млрд руб.

Обе программы посильны для бюджетов регионов, которым они нужны, считает Санец. Например, в Ленобласти скот здоровый, а развитие виноградарства вообще актуально только для южных областей. Свои проблемы в регионе решают, принимая местные программы, например, поддержки выращивания зерновых.

Мясо и молоко «Госпрограмма — это первая и пока единственная из комплексных государственных отраслевых программ, охватывающих как производственную, так и социальную сферу», — говорил в октябре Алексей Гордеев, возглавлявший тогда . Тогда же он пообещал, что ведомство примет отраслевые целевые программы по мясному, молочному скотоводству, семеноводству и кадрам. Первые две утвердили в ноябре, они действуют с 2009 по 2012 год, остальные пока не приняты. «Развитие молочного скотоводства…» поможет увеличить производство молока с 32,2 млн т в 2007 году до 37 млн т в 2012-м, улучшить племенную работу. В программе предусмотрены субсидии племзаводам и племрепродукторам (до 30% издержек), выделяются деньги на приобретение семени быков-производителей (30 руб./доза), покупку молодняка КРС (30 руб./кг живой массы), а также возмещение части затрат на комбикорм. Для регулирования рынка государство будет ежегодно закупать на интервенциях 30-35 тыс. т сухого молока (подробнее об этом — в статье на стр. 24). «Хорошо, что приняли эту программу, — доволен Юрий Валецкий, гендиректор «Зеленоградского» (Московская область), — хотя документ и запоздал: некоторые уникальные племхозяйства обанкротились». Например, на племзаводе «Память Ильича» в Московской области разводили чистопородных коров холмогорской породы. «Доили 5,1 тыс. кг/гол., — вспоминает Валецкий. — Это меньше, чем у голштинов или черно-пестрого КРС, поэтому дотации были маленькими и предприятие разорилось». К тексту программы у него те же пожелания, что у льноводов и производителей рапса — «справедливое ценообразование». Сейчас производители получают 15-30% от конечной цены молока в рознице, этого мало для развития бизнеса, подсчитывает Валецкий.

Увеличить производство говядины — цель программы развития мясного скотоводства. Ее меры сходны с молочной программой — субсидии на содержание маточного поголовья мясного скота в племзаводах и племрепродукторах, на покупку и пересадку эмбрионов, компенсация 30% затрат на приобретение племскота. Павел Вагнер, гендиректор компании «Сибирские бычки» (Алтайский край; откармливает 5 тыс. КРС), замечает, что основные меры этой программы уже есть в федеральной на 2008-2012 годы и региональных. Поэтому главная польза нового документа, по его мнению, не практическая, а «просветительская, декларативная и целеуказательная».

Обе животноводческие программы предусматривают софинансирование региональных проектов. В марте рассматривал 54 заявки на участие в молочной и 30 — в мясной программах. Критерии отбора записаны в самих документах. Например, для мясной программы это возможность нарастить поголовье коров мясных пород минимум на 5%/год, а откорм мясного скота на убой — не менее чем на 5% (для регионов, традиционно разводящих мясной КРС). Регионы должны предоставить участникам проектов льготы по налогам на имущество и землю, иметь современные предприятия по первичной переработке скота или планы их создания.

утверждает, что финансирование программ снижать не будет. Однако в условиях кризиса нельзя исключать секвестра. «Если сокращения не избежать, то можно отложить некоторые программы, например, производства говядины», — считает Мамиконян из Мясного союза. Субсидируя этот сектор, уверен эксперт, государство помогает обеспеченным россиянам. «Сначала нужно полностью заместить импорт птицы — это мясо доступно всем, затем свинины [и только потом — говядины], — говорит он. — Пока же мясное скотоводство может оставаться производным от молочного». С ним соглашается попросивший не называть его имя участник мясного рынка. «Для развития мясной программы были предпосылки [до кризиса] - наличие спроса в премиум-сегменте и ограниченность сбыта молока», — считает он.

Как выполняли предыдущие ФЦП

Счетная палата (СП) в 2008 году проверила, как использовались средства федерального бюджета, выделенные на программу «Социальное развитие села» в 2006—2007 годы. Оказалось, что в 2006 году не были полностью выполнены 18 из 24 мероприятий (75%), а в 2007-м — 7 из 22 (31,8%). «Минсельхоз России как государственный заказчик — координатор программы — не обеспечил должный контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета…», — говорится в отчете СП.
До нынешней ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения…» действовала аналогичная программа «Повышение плодородия почв России» (2002-2005 годы, финансирование — 195373 млн руб. в ценах 2001 года). Она тоже была исполнена только частично. Например, предполагалось, что в 2002—2005 годах внесут 14,7 млн т минудобрений (д.в.), а реально внесли только 6 млн т. Создание защитных лесных насаждений планировалось на 513 тыс. га, а по факту получилось 45 тыс. га.

Забыли про свиней

В ноябре 2008 года на выездном совещании в Орле обсуждалась концепция развития свиноводства до 2020 года. По его итогам Алексей Гордеев поручал до 1 февраля 2009 года подготовить отраслевую целевую программу по свиноводству, аналогичную действующим с начала года мясной и молочной. Однако ни в феврале, ни в марте, когда сдавался этот номер, информации о новой программе не было. Опрошенные участники рынка признавались, что слышали о программе, но не знают, на какой стадии сейчас ее разработка.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»